Живо для платформы: с удобной ездой! Shadow of the Colossus без тормозов! Demon’s Souls в 4K! Классика не стареет, особенно когда её реставрируют раз в 10–20 лет.

Однако парадокс: собственно проверенные временем шедевры нуждаются в ремейках меньше всего. Разумеется, хорошие релизы можно сколько угодно полировать, мастерить доступнее, вот только их качество от этого изменится слабо, если изменится вообще. То ли дело произведения неплохие, но как минимум дискусионные – словом, игры вроде оригинальной XIII.

XIII (2020) обзор игры

Последнее утверждение наверняка покажется кому-то странным, немного топорным – если о детище Ubisoft и вспоминают нынче, то, как правило, в положительных тонах. В чём секрет культового успеха банального на вид боевика? В захватывающем сюжете по мотивам одноимённого комикса, заявят одни, в динамичных погонях под бодрую музыку, произнесут другие. Третьи вовсе спишут фанатскую любовь на ностальгию и розовые очки.

В сущности, все варианты по-своему правдивы, но есть объяснение несложнее: обессмертила экшен великолепная стилизация под старомодный графический роман. Яркие цвета, трясущиеся после взрывов кромки экрана вкупе со звуковыми эффектами в форме цветастых «Ба-бах!» – изобретательность и неутомимость, с которой авторы то и дело подчёркивают корни шутера, способна восхитить даже ныне, что уж там говорить про 2003 год.

Тем печальнее, что во всём остальном XIII бесконечно далека от идеала: гейм-дизайн и постановка, в отличие от картинки, нехорошо сохранились за минувшие 17 лет. Перестрелки? Потихоньку приедаются, ведь рядовые враги не слишком умны и однотипны до зевоты. Стелс-сегменты? Нервирующие и затянутые, особенно когда любое непослушание воле сценаристов карается поражением. Боссы? Очень опасные «губки», в каких надо высаживать сотни крупнокалиберных пуль. У игры был потенциал стать шедевром, но, увы, за красивым личиком и звёздным кастом с Дэвидом Внутренни (David Duchovny) во главе скрывается типичный середняк начала нулевых.

XIII (2020) обзор игры

Именно поэтому сам факт разработки ремейка представлялся неожиданной, но не самой дурацкой затеей. Взять отнюдь не безупречный релиз, исправить его недочёты, преумножить лучшие черты – отличный план! В теории. Если возложить проект профессионалам, которые понимают, почему публике так запал в душу оригинал. К сожалению, вместо какой-нибудь Ubisoft Montreal или Bluepoint Games проект потрафил в руки малоизвестной команде PlayMagic под патронажем издательства Microids. Если вкратце, их труд проще всего обрисовать крылатой фразой «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Авторский стиль и его отсутствие

Страшная трагедия сотрясает Соединённые Штаты – выстрел из снайперской винтовки оборвал существование президента Уильяма Шеридана во время его поездки по американскому югу. А пока Секретная служба и полиция пытаются разобраться в суматохе, убивец незаметно растворяется в толпе. Мотивы киллера неизвестны, редкие улики с места преступления лишь порождают новоиспеченные загадки; несмотря на скандальность происшествия, официальное следствие быстро заходит в тупик.

XIII (2020) обзор игры

Спустя некоторое время после случившегося на побережье близ Брайтон-Бич в себя приходит незнакомый. Он не помнит ни собственного имени, ни событий последних недель, но его навыки выдают в нём тренированного солдата, а свежие пулевые ранения намекают, что существование незнакомца в большой опасности. Кто он такой и как связан со смертью главы государства? И что означает таинственная татуировка в форме римской цифры XIII у него на бюсты?

Знатоки оригинала прекрасно знают ответы на эти и многие другие вопросы: в плане повествования ремейк следует первоисточнику 2003 года вплоть до мелочей. Те же завороты, уровни, ситуации… но с открывающих кадров в глаза бросаются иные перемены – визуальные.

XIII (2020) обзор игры

Интро разработчики или не успели, или поленились перерисовать: его глядит какой-то безымянный агент ФБР через проектор. На историю это никак не влияет.

Ещё на этапе анонса, когда в сети показались дебютные скриншоты, поклонники забили тревогу, мол, новинка растеряла шарм, Microids совершила ошибку и так далее. Тогда беспокойства легко было списать на привычный рьяным фанатам скепсис: мало ли, картинки есть картинки, быть может в движении всё будет лучше. Что ж, выглядит игра чудовищно по всем фронтам.

Авторы взяли и высосали из боевика тяни его стиль, прикончили его главную отличительную черту. Невероятно дотошное, а главное, от и до цельное подражание комиксам 80-х (с контрастной цветовой гаммой, жирными очертаниями, простым, легко читаемым убранством) уступило место бледной имитации – мало того что бездарной, так ещё и собранной кое-как. Мультяшные модели с подчас карикатурными пропорциями на поле относительно реалистичных декораций с правдоподобными спецэффектами и освещением – не надо быть экспертом, чтобы оценить, насколько нескладно глядится XIII даже в лучших своих сценах. И если поначалу отсутствие видения не очень бросается в глаза благодаря вечернему солнцу, иллюзия сохраняется в лучшем случае 10 минут: после отростка с Брайтон-Бич умельцы из PlayMagic без тени стеснения наносят сокрушительный удар по чувству прекрасного.

XIII (2020) обзор игры

Халтурность заставок, особенно на поле их далёкого предка, в каком-то смысле даже восхищает – это же надо на полном серьёзе такое уродство за деньги торговать!

Впрочем, как говорится, графика – не главное. Подумаешь, ремейк утратил самую узнаваемую черту оригинала, а кат-сцены выглядят как нечто слепленное в Garry’s Mod. Если всё прочее сделано как надо, не беда. Но вот незадача: спущенные в унитаз визуальные находки Ubisoft – далеко не единственный и уж точно не самый положительный недостаток боевика. Его лишь замечаешь в первую очередь.

Тяп-ляп, и готово

В общих чертах геймплей остался без изменений: как и в 2003 году, Тринадцатый странствует по линейным уровням, косит злодеев, разбивает стулья и швабры о головы ничего не подозревающих агентов ФБР. Арсенал тот же самый, гаджеты как встарь, даже меблировка в целом на привычных местах. Вроде всё хорошо – пока главный герой не возьмёт в руки пистолет и не начнётся пальба.

XIII (2020) обзор игры

Другим разработчикам кажется, будто для создания хорошего шутера достаточно просто наводнить локации врагами и дать герою в длани пушки побольше, но это лишь начало. Вся суть в подаче: чем артистичнее, чем брутальнее битвы, тем лучше. Анимации смертей должны быть ослепительными, чтобы мерзавцы от каждого ранения дёргались, а после смерти делали красивый пируэт. Звуковые эффекты обязаны быть смачными – пускай стрёкот автомата будет музыкой для ушей! А самим врагам не помешал бы внятный ИИ, а то какой смысл в геноциде неумных болванчиков. Недаром оригинальная F.E.A.R. ещё держится в топе лучших экшенов всех времён: даже с учётом скучных офисов в ней любая схватка будто сцена из фильма Джона Ву (John Woo).

И что из этого есть в ремейке XIII? Ровным счётом ничего – неужели что модели оружия смотрятся неплохо. Жаль, что заряжены стволы, судя по всему, горохом, потому как ни наёмники, ни элитные бойцы вообще не реагируют на попадания: стоят себе на месте и смиренно терпят отравление свинцом. А после смерти ещё на секунду-другую замирают, прежде чем уложиться гармошкой с частотой кадров 4-5 fps.

XIII (2020) обзор игры

Битва уже началась, однако солдат с дробовиком этого ещё даже не понял – довольно дробное явление в игре.

Можно подумать, будто так обстояли дела и в бородатом оригинале, но нет. Помимо заметно оскудевшей звукорежиссуры (она попросту не выдерживает критики) и анимаций больше всего пострадал ИИ: PlayMagic будто сделала врагам лоботомию. Даже боссы не избежали печальной уделы: некогда опасные, не прощающие ошибок заговорщики теперь любят стоять на месте и ждать путёвки в ад. Они, конечно, пытаются отстреливаться, но погоды это не мастерит: по каким-то причинам главный герой даже без бронежилета получает совсем пустяковый урон.

Баланс сложности вообще чистосердечно сломан – у протагониста куда больше шансов умереть из-за кривого платформинга с «кошкой», чем от рук своих якобы могущественных преследователей. И судя по всему, авторы отлично знали об этой проблеме, потому что в ремейк ввели ограничение на количество переносимого оружия: за 17 лет Тринадцатый разучился ходить в карманах одновременно и пистолет и револьвер. Плевать, что это совершенно не вписывается в игру, – костыли есть костыли. Зачем в таком случае регенерация здоровья аж до 50 HP из 100, история, увы, умалчивает.

XIII (2020) обзор игры

Среди свежих механик есть и прицеливание. Нововведение на первоначальный взгляд логичное, но совершенно не рассчитанное на местный ИИ: боты не любят стрелять издалека, а их попытки сократить дистанцию заканчиваются плачевно.

Впрочем, есть в тупоумных, слепых и кривых врагах и свои плюсы: некогда раздражающе сложные стелс-сегменты теперь проходятся влёт. Патрульные категорически отрекаются реагировать на выстрелы из «Беретты» без глушителя, плохо замечают трупы, а когда-таки спотыкаются о чьё-то бездыханное тело, весьма долго прикидывают, стоит ли им поднимать шум. Временами, конечно, у часовых открывается третий глаз и они замечают крадущегося в тенях шпиона сквозь несколько стен, но такие ситуации редки и не особо напрягают благодаря обилию чекпоинтов. Да, по факту это тоже «даунгрейд», но едва-едва ли он кого-то огорчит.

Считать ли это осмысленной правкой в изначально спорном гейм-дизайне? Нет, потому что некоторые весьма заметные пробелы оригинала остались непочатыми. Например, XIII по-прежнему не даёт сохраняться на уровнях – даже если записать прогресс посередине эпизода, после выхода в меню и загрузки начинать его придётся наново. Не стали добавлять в игру и отдельную кнопку для метания гранат. Зато бесполезный в условиях компактных локаций спринт тут как тут.

XIII (2020) обзор игры

Описания вариантов сложности («Я желаю историю», «Я хочу XIII») авторы позаимствовали из Deus Ex: Human Revolution.

Загубленная стилизация, в целом ухудшенный геймплей и утилитарны ни одного здравого, актуального нововведения – уже всего вышесказанного хватило бы для того, чтобы закатать ремейк в грязь. Но есть у свежей XIII ещё одна немаловажная сторонка – техническая. И по ней стоит пройтись отдельным катком.

И так сойдёт!

За Unity много лет как закрепилась дурная слава. Что поделать, уж нездорово много любителей берут на вооружение этот своеобразный, но вполне работоспособный движок. В руках профессионалов с его помощью можно сделать толковые игры вроде Desperados III или прекрасные симуляторы ходьбы вроде Firewatch, у дилетантов же, наоборот, получается стыдный треш. К сожалению, PlayMagic не сумела управиться со столь деликатными инструментами: XIII попала на полки магазинов не просто сырой, а откровенно недоделанной.

XIII (2020) обзор игры

Босс-вертолёт обожает застревать в декорациях и в целом не летает, а будто бы плавает по воздуху.

Всевозможных багов в игре вагон. Начинается всё будет невинно: то звук у оружия пропадёт, то вместо динамичной мелодии фоном перестрелке служит тягучий эмбиент. Но чем дальней в лес, тем безумнее глюки – вплоть до респаунящихся на глазах врагов и исчезающих прямо перед носом кусков уровня. Любые 10 минут шутер подкидывает всё новые поводы усомниться в собственной вменяемости, и со временем чудовищные ошибки превращаются чуть ли не в основную достопримечательность боевика. Итак, наш хит-парад бреда:

  • Разучившаяся сгибать ноги в коленях майор Джонс.
  • Бегающие по атмосфере агенты ФБР в конце одной из миссий.
  • Отказывающийся получать урон от кулаков федерал.
  • Проигрываемые два раза подряд кат-сцены после загрузки контрольной точки.
  • Невидимый дождь в стане SPADS.
  • Раздваивающийся президент США.
  • Охранник с летающей в метре от руки дубинкой.
  • Шанс провалиться сквозь пол в начале любого степени.

И это лишь то, что сразу пришло на ум. Как говорится, соберите их все!

XIII (2020) обзор игры

Смех смехом, конечно, но именно в таком виде шутер послали в магазины – действительно, чего стесняться. Потом, если что, всегда можно извиниться, списать всё на пандемию COVID-19 и пообещать патч, какой волшебным образом исправит все проблемы. Что ж, я специально задержал этот текст в надежде посмотреть на чудодейственное обновление (желая бы одно из них), но, видать, не судьба: даже спустя неделю после скандального релиза воз и ныне там.

***

Впрочем, даже если назойливые баги удалятся в прошлое, а противники перестанут проваливаться по пояс в землю после смерти, ремейк XIII всё равно останется шелудивой попыткой нажиться на любимом в народе боевике. Это та же самая игра 2003 года – только каким-то образом хуже во всех касательствах.

Оригинал, справедливости ради, не назовёшь гениальным, однако у него была уникальная «фишка» – стиль, за какой его знают и любят до сих пор. PlayMagic и Microids могли превратить экшен в нечто большее, использовать наработки Ubisoft в качестве отправной точки для создания чего-то поистине отличного. Необязательно было даже дотошно воссоздавать легендарный облик, ведь ничто не мешало выпустить нечто степени Void Bastards или даже круче – вариантов море! Но вместо этого разработчики формально скопировали первоисточник одинешенек в один, испоганили всё хорошее (картинку, заставки, перестрелки…) и добавили отсебятины по мелочи. Признаться, в такое позорище совестно играть и бесплатно. А платить за него – нет, спасибо, настолько бессмысленной траты денег не пожелаешь даже злейшему неприятелю.

Плюсы: всё ещё любопытный сюжет; голос Адама Уэста (Adam West); новые контрольные точки и неплохие модели оружия.

Минусы: загубленный манера оригинала; устаревшая во всех отношениях графика; отвратительный ИИ врагов; убогие перестрелки; заниженная сложность; рудиментарный и невеселый стелс; сотни багов; исключительно локальный мультиплеер с жалкой горсткой карт; по-прежнему плохая актёрская игра Дэвида Внутренни; ряд проблем первоисточника перекочевал в ремейк, а редкие нововведения или ломают баланс, или смотрятся лишними.