Живо для платформы:

Редкая ситуация выбора, которая, впрочем, никак на сюжет не воздействует.

Его сердце остановилось

Скажем сразу: чуда за двести рублей, природно, не случилось. Хотя игра очень старается и честно отрабатывает свои денежки. Она действительно симпатично и где-то даже стильно выглядит, а дизайн и зодчество местных городов и храмов достойны лучших представительниц жанра. Папка со скриншотами пополняется новоиспеченными картинками быстрее, чем игровой журнал — квестами.

А пополняется он деятельно. Сюжет действительно можно назвать эпическим, богатым на бесчисленные события, приключения и персонажей. И самый интересный из них — собственно основной герой. Начать с того, что он… мёртв и принадлежит к древней и давным-давно исчезнувшей расе светоносцев. Они единственные могли общаться и взаимодействовать с эмберами — махонькими чудо-созданиями, которые когда-то буквально свалились с неба и подарили этому вселенной жизнь и свет. А сделали они это как раз с помощью светоносцев.

Так вот, как выясняется, наш герой — одинешенек из светоносцев, убитый давным-давно в бою. Потерял он не только жизнь, но и память, и своего персонального компаньона-эмбера, и даже сердце — его буквально вырезали и куда-то реализовали. Тем не менее в начале игры героя успешно воскрешают и наделяют значительной миссией — спасти мир, который загнётся после тотального исчезновения эмберов, лишившихся поддержки и общения со своими древними светоносными товарищами.

В процессе придётся посетить несколько крупных городов, библиотеку гоблинов, горы гигантов, логово некроманта, масса лесов, полей, гробниц, подземелий и даже тюрьму под наименованием Бастилия — в общем, приключений с лихвой хватит на заявленные двадцать часов. И всё это подкрепляется расцветай проработкой вселенной — постоянно попадаются толстые книги об истории этого вселенной.

Ember обзор игры

«Боссы», как водится, пользуются поддержкой своих приспешников.

Тактические сложности

Сражения в Ember, как и во немало классических партийных RPG, проходят в реальном времени, но с возможностью в любой момент поставить бой на тактическую паузу, чтобы оценить ситуацию, приказать герою и напарникам, куда шагать, кого бить и какое умение использовать. Управление и интерфейс в тактическом порядке поначалу кажутся неудобными. Но к ним достаточно быстро привыкаешь и меняешь своё суждение на прямо противоположное.

Паузой приходится пользоваться часто — неприятели, особенно на уровне сложности Hard, заставляют попотеть и использовать все умения, зелья и тактические манёвры. Отдельный из противников (как и некоторые квесты) оказываются просто вам не по зубам — необходимо «прокачиваться», шинкуя врагов и выполняя задания на других локациях (благо многие из монстров возрождаются), и приходить запоздалее. А уж сражения с «боссами» заставляют вспомнить самые сложные свалки из лучших партийных RPG.

Воин, кузнец, рыбак…

Главный секрет выживания в бою — грамотный подбор и использование умений. И с этим связана увлекательная особенность игры — навыки, активные и пассивные, привязаны к конкретному оружию и панцирю. То есть изучать и улучшать их не надо, но нужно постоянно менять экипировку. Вам могут подвернуться несколько одинаковых мечей, но один даёт, к примеру, двойной удар, а иной позволяет прыгать в толпу врагов, оглушая их. И частенько перед сложными свалками вам приходится менять оружие — например, когда имеешь дело с магами, лучше использовать не двойной удар, а штурм, блокирующую их заклинания.

Экипировку вы покупаете, «выбиваете» из врагов или изготавливаете собственно. «Крафту» в Ember уделено огромное внимание — можно собирать груду рецептов, добывать руду, работать в кузнице и даже у ткацкого станка. Плюс зачарование объектов рунами, алхимия, изготовление полезной пищи на костре (она возрождает здоровье, энергию, временно увеличивает «статы» и так далее). Есть даже рыбалка с возможностью после зажарить какого-нибудь окунька.

Ember обзор игры

Копаться в инвентаре придётся весьма много.

Герой на побегушках

Почему же чуда не случилось? Буквальнее будет сказать так: почему Ember, при всех своих вышеописанных плюсах, всё-таки не дотягивает до степени тех же Pillars of Eternity и Divinity: Original Sin? Дело, как нетрудно догадаться, прежде итого в уровне собственно сюжета, квестов и вообще текстов.

Никакой «отработанной истории с множеством ответвлений» тут нет. История есть, но она линейна и довольно банальна. Наш воскресший светоносец, пытаясь «вспомнить всё» и спасти мир, предсказуемо разыскивает важные артефакты, проводит ритуалы, восстанавливает какие-то святилища и открывает порталы к богам.

При этом он общается с королями и принцами, некромантами и лидерами гильдии похитителей, но фактически работает у них на побегушках. Даже банального выбора не нестись по воле некроманта за важным предметом, а сразу убить волшебника нам не дают. Вы вольны выбрать соответствующую реплику в диалоге, но тогда некромант попросту со смехом испарится, наказав напоследок — а ты, мол, всё-таки сбегай и принеси.

А могли бы ещё лучше…

Увлекательные ситуации с вариативностью действий случаются редко. И в основном выбор ограничивается банальным «дать взятку или применить мочь, просто украсть нужный предмет или сначала выполнить задание его хозяина». Порой при этом проводится проверка ваших характеристик — например, раскрученная ловкость позволит вместо тысячи золотых всучить персонажу пятьсот монет. Такие ситуации заставляют припомнить о классических «настолках», но случаются они настолько редко, что говорить об этом как о какой-то значимой геймплейной возможности не доводится.

Ember обзор игры

Здесь можно поспать, чтобы восстановить здоровье и энергию, а неплохой сон даёт бонус к опыту.

Так же редко в больших городах встречаются увлекательные побочные квесты — хотя там-то уж сам бог велел! Большинство заданий чересчур стандартны для жанра. Даже потенциально небанальная ситуация с ренессансом гильдии магов в столице в итоге сводится к необходимости уложить столько-то разных типов противников. Однажды нашему светоносцу предложат жениться, но и тут ему придётся длинно и утомительно бегать туда-сюда по разным локациям, просто узнавая: не видели-де, куда тот парень пошёл? А после искать очередной важный артефакт.

Нет в Ember ни искромётного юмора, ни подлинно необычных напарников — даже наш эмбер, некая фея, живущая в светильнике, знается мало, не подшучивает и практически никак в игровом процессе не участвует. Да и манер главного героя полностью не раскрыт. Потенциально он очень мощный — поднялся из мёртвых, лицо обезображено, ничего не помнит, у него есть махонький друг-компаньон, который помогает освежить память… Ничего не напоминает?

Но нашему светоносцу до Безымянного из Planescape: Torment — как первой PlayStation до четвёртой. Взаимоотношения с напарниками он фактически никак не развивает (просто взять и поговорить с ними невозможно), в философские рассуждения не пускается, а свои уникальные способности знаться с мёртвыми и с другом-эмбером использует слишком редко и в основном по сюжету.

Ember обзор игры

Использовать еду в бою нельзя — только зелья!

Впрочем, все вышеназванные претензии можно наименовать брюзжанием ветерана классических партийных RPG. За две сотни рублей помимо прекрасной картинки, эпичной кампании на двадцать часов и сложных тактических сражений хотеть тотальной нелинейности, морального выбора, изящных квестов, юмора и проработки основного героя на уровне Planescape: Torment? Однако. Ember, на самом деле, весьма приятный и неожиданный сюрприз. Да, игра не добирается до вершин жанра, но остаётся вполне увлекательной партийной RPG, какая способна скрасить ваши вечера в ожидании продолжений Pillars of Eternity и Divinity: Original Sin.

Плюсы: эпичный сюжет на двадцать часов; масса квестов; глубокая проработка игровой вселенной; необычный основной герой; сложные тактические сражения; масса возможностей для «крафта».
Минусы: несмотря на слова, игра по большей части линейна, а квесты банальны.