Запомните вот что: игровая индустрия – сборище умалишенных людей. Людей с причудливыми умами и странными идеями, готовыми в любой момент прорваться наружу, сквозь серую блокбастерную завесу. Можно сколько угодно сетовать на бездушность конвейера и размахивать кулаками в адрес корпораций, но – вот же сюрприз! – они все не от мира сего. Ныне они могут делать Far Cry 18, а завтра проснуться, задумчиво прожевать завтрак, поехать на свою труд в очень большую игровую компанию и со знанием дела произнести: «Нам нужна игра про Марио и бешеных кроликов».

Что при этом самое отличное, кто-то с карманами потолще одобрительно кивнет и, перекинув сигару в иной уголок рта, поправит: «Икском про Марио и бешеных кроликов».

И пока подобное имеет пункт быть, нам с вами, рядовым потребителям, волноваться не стоит. Наш досуг в дланях настоящих гениев, и никакие бюджеты их не совратят.

Для того, чтобы свести совместно знаменитые вселенные от Nintendo и Ubisoft, Mario + Rabbids: Kingdom Battle особых изысков не потребовалось. Пресловутые ушастые бестолочи, путешествуя на своей стиральной машине поре, натыкаются на устройство для слияния объектов и, будучи бестолочами, тут же находку обкатывают. Несколько любопытных гибридов спустя реальность трещит по швам и образует воронку, в какую засасывает кроликов, а заодно и целую кучу фанстаффа, посвященного Грибному королевству.

Туда, собственно, банда и прибывает, навлекая на отечество усатого сантехника очередную беду. На этот раз – пучеглазую, орущую и с вантузом на башке.

Все сомнения насчет целесообразности кроссовера рассеиваются в первые же минуты. Да, славные деньки Raving Rabbids уже позади, а над фирменным «БА-А-А-А!» давным-давно никто не хохочет, но в слащавом сказочном антураже кролики обретают новоиспеченную жизнь. По большей части она заключается в издевательстве над знакомыми с младенчества образами и героями: гумбы плещутся в огромном унитазе на поляне перед замком, меж травяных холмов сушатся семейники, пруды завалены торшерами и резиновыми утятами – все в таком духе. А ушастая версия принцессы Пич, какая с порога попадает в нашу команду, то и дело щелкает селфи на поле этого бардака.

Юмор у бесноватого зверья по-прежнему неумный, но он работает. Не столько в самостоятельной форме (хотя и по нему мы уже поспели соскучиться), сколько в тандеме с обитателям королевства. Марио и компания – успешный противовес туалетным шуточкам, и каждый раз, когда их наивная добросердечие сталкивается с прямолинейностью пришельцев, эффект и от того и от другого удваивается. Есть в этом даже какой-то уморительный цивилизованный диалог, если хотите.

Местами, правда, Ubisoft чересчур уж перетягивают одеяло в пользу своих подопечных, из-за чего получаются фальшивые нотки вроде «Ущелья труселей» в качестве локации – или вот, так:

Были бы рады перевалить вину на нашу локализацию, но нет. Переводчики как раз-таки резон уловили точнее некуда. Да и в целом, раз уж зашла речь, русская версия изумительно хороша. Учитывая, что редкая строчка текста в игре обходится без какой-либо колкости, передать оригинальный колорит было задачей не из несложных. Однако ж большинство шуток сохранилось, а те, что с великим и могучим очутились несовместимы, заменили остроумными эквивалентами. Не то что некоторые…

Ну да ладно! Под юморной наружностью у нас тут, между метим, серьезная стратегия, с циферками и всем таким. Kingdom Battle многое заимствует у упомянутой уже XCOM: тут и базовый принцип передвижения «по клеточкам», и пошаговая манера боя, и расчет попаданий посредством швырка кубика, и неизменные «криты» – бывалые защитники Земли почувствуют себя как дома. Даже отдельный способности персонажей точь-в-точь как в Enemy Unknown.

И что бы там ни говорили, чересчур упрощать тактическую подноготную игра не стремится. Из самых приметных «казуальностей» – лишь устраненный фактор расстояния. Шанс нанесения урона зависит сейчас исключительно от укрытия, за которым находится цель. Одни блоки гарантированно зачислят на себя залп, другие защитят лишь с вероятностью в 50%, а на отворённой местности незадачливый боец, попавший в зону обстрела противника, однозначно получит по кепке.

Сознаться, так даже лучше. В особенности для начинающих стратегов, которые желают планировать и действовать, а не торговаться с Его Величеством Рандомом каждый раз, когда исход сражения определяется десятой частью процента. Шагом в сторону аркады Mario + Rabbids гарантировала себе прозрачную и надежную систему правил, а потому и резаться в нее стало приятней.

Монеток тут не жалеют, но тратить их все равно вытекает с умом

Однако легче – ни в коем разе. Обманчивое впечатление «детсадовского икскома» Kingdom Battle, безусловно, создает, но лишь на то пора, пока она поочередно смакует каждый элемент, нанизывая его на пошаговую основу. Добросердечная половина игры из-за этого представляет собой этакую тактическую головоломку, где тебя представляют с базовыми типами врагов, учат пользоваться баффами, впервые упрашивают сопроводить импровизированного VIP и все такое прочее. Задания интересные и преимущественно совершенно не трудные, но так и надо – проверка на прочность еще впереди.

Где-то к половине, когда большинство козырей уже на столе, сложность подскакивает так остро, что приходится в скором порядке переосмысливать все свои действия. Из сражений уже не сходишь безоговорочным победителем, а получаешь сдержанное «Хорошо» или, что еще хуже, оскорбительное «Недурно» в качестве оценки. Детсад сменяется свирепым челленджем с комплексными задачами и самыми некомфортными комбинациями неприятелей, нахрапом которые уже не взять.

Это одновременно очень-очень здорово и немножко плохо. Здорово потому, что бои к тому моменту обрастают грудой предельно простых нюансов, на которых, тем не менее, строятся десятки спонтанных или, визави, тщательно спланированных ситуаций. На некоторых аренах, к примеру, между ходами прогуливается вихрь. Он с равным успехом может как вывести из игры половину вашей команды, так и сделаться отличным подспорьем при выкуривании ушастых злыдней из укрытий, аккурат под снайперский выстрел братца Луиджи.

Или есть такая примечательная вещь, как особые блоки. При их разрушении на ближайших клетках срабатывает определенный эффект образа «сайленса» или классического поджога области, что вкупе со свойствами оружия позволяет запускать длиннющие цепные реакции массового разгромы. Когда подпаленный тобою кролик задевает товарища, а тот в свою очередность бежит под взрывной залп принцессы, который разрушает отталкивающий блок, и совместно со своим лекарем улетает за пределы карты, трудно не расплыться в маниакальной усмешке. Последний раз похожее удовольствие доставляла, наверное, только Worms Armageddon.

А нехорошо это потому, что, ну-у, иногда и в самом деле перебор. Другой раз череду откровенно простых стычек венчает бессмысленный 25-минутный бой, где одинешенек неверный шаг губит все планы, потому что враги свободно телепортируются по карте, а твоих героев похищают призраки. Отдельные сражения по сложности чуть ли не превосходят вытекающие за ними босс-файты, что по меньшей мере странно. Само собой, можно включить «Легковесный режим» и наслаждаться бездонным запасом хитпойнтов – но как-то, ведаете ли, брезгуешь.

По счастливой случайности в затруднительных ситуациях выручает кривоватый баланс. Непробиваемая стратегия – взять к себе в команду Кролика-Луиджи и нахально протанковать весь урон. Его способность вытягивать из противников здоровье и врачевать этим же эффектом союзников настолько полезна, что надобность в профессиональных медиках скоро отпадает.

Есть здесь и другая проблема – Kingdom Battle изрядно сковывает в возможностях персонализации отряда. У любого героя заранее заданы класс и арсенал, а дерево прокачки линейно и не предусматривает уникальные векторы развития, из-за чего разнообразности билдов тут нет в принципе. Грубо говоря, молоток Марио почитается строго альтернативным оружием, поэтому перекачать жизнерадостного итальянца с упором на ближний бой не выйдет. Ваш Марио вечно будет более-менее аналогичен Марио из игры условного Васи, как бы вы ни усердствовали.

И это не говоря уже о том, что собрать произвольную команду тоже не дадут. Капитаном тройки непременно должен быть сам Марио, а оставшиеся обязаны воображать обе вселенные, иначе никак. При довольно скромном ростере и с учетом здравого резона (какой отряд без «хилера»?) комбинаций остается не так немало, что, опять же, сказывается на глубине процесса.

Впрочем, простор для тактики и без того открывается нехилый. Жонглировать малочисленными персонажами, пробуя различные сочетания, не устаешь ни через 10, ни сквозь 20 часов – а игра этот азарт активно поддерживает, устанавливая все новые и новые препятствия на пути. Да, местами жутко сложно, но я никогда не ощущал излишнего усилия или утомления. Даже наоборот – неоднократно перезапускал битвы в погоне за заветным рейтингом «Идеально». Потому что это увлекательно и весело.

До крупнейшей ошибки в жизни: 3… 2… 1…

Боевая часть Mario + Rabbids узко соседствует с исследовательской. В перерывах между сражениями вы можете вольно гулять по Грибному королевству, решая задачки и охотясь за коллекционными объектами. Никаких особых интриг этот аспект игры не таит, но он, во-первых, служит отличной перебивкой между экшен-эпизодами, а во-вторых, идеально вяжет происходящее воедино.

Пожалуй, моя главная претензия к XCOM вечно заключалась в ее бессвязности. В том, что у нее нет общего игрового мира, а все ее элементы есть на бесконечном отдалении друг от друга. И хотя я прекрасно соображаю, чем обусловлен такой дизайн, мне трудно воспринимать вылазки своего отряда как нечто значимое и, что значительнее, цельное, когда я просто, по большому счету, играю в комплект сценариев общей тематики, выбирая их через отдельный хаб.

Камарилью! Загрузочный экран. Штаб-квартира. Клик! Загрузочный экран. Поле боя. Камарилью! Загрузочный экран….

С Kingdom Battle совсем другой беседа. Марио никогда не выпадает из мира, каждое сражение возникает у него на линии и разворачивается прямо там, на месте. Ту же самую локацию, на которой лишь что свистели бластеры, можно еще разок обойти и отправиться дальней. Вся игра – это буквальный путь вперед, а когда есть линия, возникает и желание узнать, что в его конце. XCOM, даром что ведомая сюжетом, ощущалась как бесцельная и разрозненная песочница. Mario + Rabbids ощущается как сегодняшнее приключение.

Разумеется, нет предела совершенству. Конкретно здесь можно было и головоломки сделать посложнее, и награды за них повыразительнее: толкаться очередной ящик к очередной нажимной плите ради 3D-модельки в галерке, честно говоря, слегка наскучивает. Хоть бы облики на героев какие-либо давали, что ли…

С другой стороны, яркие антуражи и бесподобная музыка – уже достойная награда за военные успехи. Сам процесс эксплоринга настолько расслабляет, что ни о каком поощрении особо и не размышляешь, дюжинами щелкая незатейливые пазлы.

Самую малость омрачает впечатление техническая шероховатость. То камера, случается, застрянет черт пойми где, то звук заикнется, то фреймрейт на несколько секунд просядет в два-три раза – проблемы тонкие, но по ним легко понять, что Kingdom Battle делали не Nintendo. Нет, это те же люд, что месяцами латают свои «ассассинс криды», только на сей раз они весьма сильно постарались, сведя программный брак к минимуму.

В цельном Mario + Rabbids, вопреки пессимистичным прогнозам после E3, очутилась далеко не сезонным филлером в преддверии бомбы имени Mario Odyssey, а достойным лептой в «большую» линейку хитов для Switch и просто чудесной игрой. Пунктами она стесняет собственный тактический потенциал, местами безобразничает со сложностью и балансом – но тем вяще поводов для сиквела. Уж исправлять-то свои ошибки Ubisoft умеют.

А там, глядишь, и Рейман подтянется. Умалишенные люди могут все, помните?

Mario + Rabbids: Kingdom Battle

Mario + Rabbids: Kingdom Battle

Дата выхода:
29 августа 2017
Издатель:
Ubisoft / Nintendo
Разработчик:
Ubisoft
Жанры:
Adventure / Стратегия / Кооператив
Перроны:
Switch
В рейтинге игр:
34 место
Оценка редакции:
88 %
Стоит резаться? (на основе оценок читателей)

Да

Как вам игра?
+3 +