Представляется, я поиграла уже во все типы выживачей: побывала в джунглях и пустынях, под водой, зимой и летом. Но вот воздушный вижу впервые. Этим Aloft и заинтересовала меня ещё со пор демоверсии: в здешнем мире отсутствуют материки, а люди передвигаются по небу, пилотируя огромные острова, как самые натуральные корабли. А если герою нужно исследовать мир самостоятельно, в его распоряжении есть бесконечный планер и крутые полёты по бескрайнему небосводу в компании друзей.
Ветер крепчает
Проснувшись на острове, главный герой находит скрижаль, оставленную древним народом. В ней заключены познания о путешествиях под облаками, планерах, летающих островах и управлении ими. Таких скрижалей, а также якорей и камней мудрости в дальнейшем будет ещё немало — все они содержат рецепты с новыми технологиями, которые помогут обуздать воздушное пространство и добраться до самого сердца урагана.
Но основная мишень игры в другом — разрозненные острова начинает захватывать очень агрессивный грибок, и главный герой, овладев секретами путешествий по небу, без колебаний берётся за поиск лекарства. А это целый набор обязанностей: исследования, сбор материалов и их изучение на научном столе, война со споровыми врагами и исцеление островов, которые оказались поражены болезнью. В ходе странствий предстоит продвигаться всё ближней к урагану, попутно искать новые скрижали с рецептами, а также заниматься обустройством собственной воздушной базы.
Небесный замок
Великое странствие начинается с поиска дома — герои могут присвоить себе любой остров (лишь бы он не оказался слишком тяжким) и воткнуть в него специальный флаг. С этих пор остров становится базой, на которую игроки будут телепортироваться в случае кончины, но в дальнейшем его можно будет поменять на более красивый или удобный — островков в мире предостаточно. А чтобы на острове можно было ещё и летать, его необходимо обратить в полноценный корабль — достроить штурвал, паруса и руль.
И так как полёты на острове — одна из основных механик, ей тут уделили немало внимания. Во время управления судном можно поменять вид и отдалить камеру для более удобной парковки, а также отворить дополнительное меню с эффективностью всех парусов. У острова есть параметр манёвренности, который определяет его скорость разворота. А в дальнейшем можно будет разблокировать ветряные мельницы и автоматизировать станки на базе, после чего труд всех механизмов тоже будет зависеть от ветра.

Правда, над кабель-менеджментом предстоит ещё подумать…
Управление напомнило мне о Sea of Thieves, но Aloft в этом плане представляется гораздо более продуманной: в ней нет заранее смоделированных кораблей со своими особенностями, а игроки могут регулировать каждый параметр самостоятельно, добавляя новоиспеченные запчасти. На первой локации эти премудрости не пригодятся, поэтому можно путешествовать в своём темпе и неспешно изучать карту — игра не поторапливает продвигаться ближе к буре, а все необходимые рецепты для её укрощения можно найти по ходу изучения мира. Многие отысканные предметы, кстати, можно зарисовывать в скетчбук, чтобы разблокировать мебель, лампы, ковры и даже станки.
Что до самого выживания, то Aloft — игра не про хардкорные страдания и отчаянный поиск ресурсов, а про покойное исследование мира с минимумом отвлекающих факторов. Параметров голода и сна нет, еда существует только для бафов, после смерти игроки ничего не теряют, остров-база не может врезаться и потерпеть от столкновения с другими объектами. Урон парусам наносится только при пересечении границ с более сложными областями — так себе проверка игроков на подготовленность к новоиспеченному биому и его испытаниям.

Эта зона — мой ночной кошмар.
Поэтому я рекомендую не торопиться переходить на второй уровень карты и по максимуму изучить начальный биом: поискать рецепты, ознакомиться с механиками, поставить станки для крафта, переместить на собственный остров всяких барашков и птичек, заняться садоводством, а также запастись сырьём для починки парусов. Если у вас такие же проблемы с инвертированным управлением, как у меня, до входа в пояс летающих камней не повредит иметь большой запас ресурсов и манёвренный, быстрый корабль.

Крайний круг — первоначальный биом, доступный для изучения. Я неспешно летала от одного скопления островов к другому, собирала ресурсы, крафтила и не приметила, как потратила на игру 15 часов, — настолько залипательным оказался процесс.
Рутина и медитативный гринд мне даже в отрада, но кому-то Aloft может показаться скучной, ведь в данный момент вся игра — это огромная песочница, где нужно занимать себя самому. Отсутствие контента не так сильно бросается в глаза в компании хороших друзей или если вы привыкли к подобному геймплею.

Я грезила о такой игре со времён выхода Sea of Thieves — мне нравится атмосфера неторопливого исследования, но я не люблю соревновательные онлайн-игры, особенно с таким токсичным сообществом, как у «Моря Похитителей». Aloft в этом плане — полная противоположность, а встречи с другими игроками доступны только в кооперативе на восьмерых.
Длинные заплывы к острову с сокровищами заменяют не менее романтичные полёты на огромном острове, а пока корабль держит курс к метке, команда может заниматься базой: улучшать оружие, осваивать огороды, утюжить овечек, фотографировать потрясающие туманные рассветы, готовить еду или достраивать ещё один этаж своего причудливого дома.

Стройка в игре очень упрощено, поэтому Aloft идеально подходит для раскрытия безумных творческих талантов. Однажды я заморочусь и выстрою вокруг острова настоящий фрегат!
Долина ветров
Как и управление летающим кораблём, исследование мира имеет свои тонкости. На любом острове существует своя экосистема, и если она страдает, то взаимодействие с островом будет ограниченно. Например, на полностью потрясённых грибком землях вообще недоступны ресурсы, а на островах с нездоровой экосистемой вредные лианы будут преграждать доступ к сундукам, тайникам и кой-каким дверям.

После высадки на остров можно оценить его состояние с помощью записной книжки и приняться за восстановление. И если нездоровую экосистему будет легко поправить — достаточно высадить несколько деревьев, разнообразить мелкую растительность, запустить новых жуков и переместить чету овечек, — то заражённые грибком острова требуют силового подхода.
Придётся вручную истреблять узлы заражения и избавляться от споровых неприятелей, которые будут всячески этому препятствовать. В дальнейшем грибные неприятели становятся разнообразнее, а возле узлов скверны являются очень неприятные охранники в виде щупалец. Но после улучшения оружия и с долей сноровки такие острова легковесно очищать самостоятельно.
Летающие грибы и щупальца бесят больше всего.
Когда на острове наконец-то воцарится идеальная экосистема, с него можно будет забирать любые ресурсы. Но тут значительно не переборщить — хрупкое равновесие природы нетрудно нарушить, поэтому придётся время от времени сверяться с книжкой и испытывать, что можно брать, а что нет.
В дальнейшем в инвентаре появятся все необходимые семена и жуки для восстановления баланса, и возвращаться на другие острова не потребуется. Недостачи в ресурсах у меня не возникало ещё ни разу, хотя я видела жалобы игроков на нехватку невосполнимых ресурсов вроде грибных жил — когда карта зачищена, новоиспеченные нити просто неоткуда взять, а из них делаются верёвки, тюки с сеном и много чего другого.

Aloft лишь на днях вышла в ранний доступ, но уже получила множество положительных отзывов в Steam. И её правда есть за что похвалить: тут и отворённый мир с динамичными полётами на планере, и острова, которые можно превращать в воздушные корабли. А отсутствие параметров голода и утомления позволяет немного отдохнуть и сосредоточиться на строительстве, крафте и исследовании мира.
Но есть одно но. В раннем доступе Aloft — вящая и пустая песочница с довольно однообразным геймплеем. Игра никуда не торопит и позволяет спокойно изучать окружение, обнаруживать острова и собирать блестяшки. И если я, несмотря на пустоту игры, готова потратить на неё ещё часов двадцать, то другие будет быстро сочтут её скучной: дизайн многих островов повторяется, записки и квесты отсутствуют, а весь геймплей сосредоточен кругом двух вещей — изучения мира и гринда.