Желая игры серии  Pokémon ежегодно продаются безумными тиражами, покупают их будто бы по инерции, а потом на форумах и в соцсетях повествуют об их низком качестве. Каждый шаг вперёд, который Game Freak пытается сделать в своих играх, сопровождается одним или двумя шагами назад. Как очутилось, рецепт успеха не такой уж сложный: крошечный коллектив Bytten Studio создал  Cassette Beasts — клон Pokémon, какой не только блистательно передаёт суть популярной серии, но и в отрыве от источника вдохновения великолепен.

В мире животных

Основная идея образцово та же, что в «покемонах»: мы появляемся в неизвестном регионе, добираемся до города, заводим новые знакомства и отправляемся ловить зверей. Лишь здесь мы используем не покеболы, а кассетные аудиоплееры, записывая на плёнку увиденных существ. Технология странная, но удивляться не стоит — регион Нью-Уиррал есть где-то за пределами Земли, а его обитатели понятия не имеют, как сюда попали, так что привычные нам правила и законы здесь не трудятся.

С музыкой здесь связано многое. Исследуя мир и общаясь с торговцами, находишь разные типы кассет — есть обыкновенные, которые можно по дешёвке купить в местной забегаловке, а есть предназначенные для ловли определённого типа монстров. Чтобы исцелить покалеченное в бою создание, используешь карандаши — жаль, анимацию их прокручивания в кассете не показывают. А способности зверей оформлены в виде стикеров, применяемых к кассетам. Переклеивать и переставлять их пунктами удаётся максимально безболезненно — если в «покемонах» всплывают раздражающие диалоговые окна, то здесь всё происходит куда скорее.

Когда персонаж записывает существо, он теряет звериный облик и становится уязвим — важно в этот момент не погибнуть. 

Желая цель протагониста — покинуть регион и вернуться домой, спешить с этим не хочется. Сразу начинаешь бегать из угла в угол и разыскивать зверей, которых ещё не записал, и заполняешь местный бестиарий, включающий в себя более сотни уникальных особей. Никто из них не запрятывается (если не считать существ, маскирующихся под кусты), — кто-то при виде игрока даже бежит в его сторону, чтобы подраться. А порой на пути встречаются другие охотники, бросающие вызов при первой возможности.

С помощью плеера главный герой превращается в зверя, когда начинается бой, — какая кассета вделана, тем существом вы и окажетесь. Соответственно, переключаться между формами можно как на аренах, так и за их пределами. В «покемонах» гибель монстра в бою не была опасна для тренера — попросту кидаешь новый покебол и дерёшься дальше. В Cassette Beasts всё иначе — когда запас здоровья вашей конфигурации иссякает, вы превращаетесь обратно в человека и остаётесь в таком виде до конца хода. Человек, конечно, не бессмертен — противники могут пробовать добить вас, чтобы вы не трансформировались опять. У игрока такая возможность тоже есть — если удастся победить вражьего охотника, пока он «голый», бой завершится раньше.

Если зверь ещё не был пойман, слева от его имени стоит восклицательный знак.

Сражения тут пошаговые. Помимо обычных атак у героев есть особые приёмы, на которые тратятся очки действия. Начинают все с двумя очками, и на любом ходу дают ещё по два. Для самых сильных умений требуется много очков, поэтому клеить стикеры на кассеты необходимо с умом — рассчитывать, сколько очков вы будете копить, как эффективно их тратить, есть ли приёмы, задевающие сразу нескольких оппонентов, и так дальше. Нехватку стикеров не испытываешь — их и находишь в мире, и в магазинах покупаешь (ассортимент обновляется каждый игровой день), и получаешь за выполнение заданий.

Персонажи здесь по большей части приветливые, даже если иногда кажутся таковыми не сразу.

Персонажи тут по большей части приветливые, даже если иногда кажутся таковыми не сразу.

Приручил и научил

Больше итого в Cassette Beasts впечатляет реализация сильных и слабых сторон зверей. Мы привыкли к тому, что вода хороша против пламени, электрические атаки бесполезны против покемонов земляного типа, а травяные существа проигрывают ядовитым. Здесь же всё несколько бездоннее — вот лишь несколько примеров:

  • нанесение урона зверю, уязвимому к вашей стихии, негативно повлияет на его атаки и характеристики. Водный зверь снизит защиту дольнего и металлического, а ледяной ухудшит меткость воздушного;

  • если зверь, наоборот, силён против вашей стихии, его характеристики улучшатся и навредят игроку. К образцу, если вы используете яд против металлического существа, на протяжении трёх ходов он будет наносить вам ответный урон при попытках поранить его в ближнем бою. То же самое происходит с пластмассовыми зверями.

  • некоторые типы существ могут лишиться очков действия или обзавестись их — в зависимости от противника. Воздушные звери будут терять очки, атакуя астральных, зато будут отбирать их у зверей-растений.

Таких тонкостей немало — например, электрические существа могут наложить на водных и воздушных «дебаф», с которым те будут получать урон даже атакуя иную цель. Конечно, заучивать всё это и постоянно сверяться с гайдами нет необходимости — в большинстве случаев старого доброго «брутфорса» довольно. Но если вникаешь в боевую систему и используешь возможности по-максимуму, играть становится ещё интереснее.

Игра не вываливает описания всех механик, а рассказывает о них постепенно.

Игра не вываливает описания всех механик, а повествует о них постепенно.

Драться предстоит часто, и эти механики делают процесс нескучным. Но ещё веселее Cassette Beasts становится благодаря тому, как тесно переплетены сражения и исследование мира. Тут есть местные «лидеры стадионов» (их называют просто рейнджерами), и за победу над ними вы получаете штампы в своей карточке. Однако это вдали не единственное развлечение. Есть станции метро, где можно не только сесть на поезд до другого конца карты, но и повстречать архангелов — местных божеств, предлагающих одни из самых захватывающих сражений под роскошную музыку. Есть места, где звери являются волнами. Есть местные риэлторы-вампиры, открывшие офисы в каждом уголке региона, а нам нужно положить конец их делишкам.

К тяжелым поединкам — например, с теми же архангелами — нужно серьёзно готовиться, поскольку и здоровья у таких врагов много, и зачисления у них бывают уникальные. Но и протагонист не лыком шит. Во-первых, его всегда сопровождает напарник — сюжетный персонаж, который точно так же трансформируется в зверя и использует способности. А во-вторых, совместно с напарником вы копите шкалу Fuse и нажатием кнопки можете объединиться в одно большое чудовище, которое обладает навыками обоих созданий, большим запасом здоровья и сокрушительной силой. Впечатляет то, что абсолютно все комбинации зверей собираются в уникальное существо — порой оно выглядит нелепо, иногда симпатично, но в любом случае идея реализована блестяще.

Архангелы, в отличие от остальных персонажей и существ, нарисованы в 3D.

Архангелы, в отличие от остальных персонажей и созданий, нарисованы в 3D.

Всё лучше и лучше

Можно долго рассказывать о достоинствах Cassette Beasts — до этого момента я не упомянул и половину итого, чем игра восхищает. Здесь можно пропасть на долгие вечера, переключаясь с одного развлечения на другое, и каждый элемент сделан на совесть. При ловле зверей, к образцу, вы не полагаетесь исключительно на удачу — как и в Pokémon, нужно довести здоровье врага до минимума, только здесь игра ещё и подсказывает, каков ваш шанс изловить его. Если не получилось с первого раза, а запас здоровья оппонента иссяк, можете совершить ещё одну попытку — так, взять более дорогую кассету.

Здесь не только дерёшься с монстрами и охотниками, но и решаешь головоломки в духе  The Legend of Zelda. Разыскиваешь коробки и камни, чтобы поставить их на кнопки, перелетаешь с помощью крыльев с платформы на платформу (крылья выдают в начине игры), находишь всякие секретные закоулки и комнаты. Потом переключаешь рычаги и разрушаешь стенки, благодаря чему можешь скорее переходить из одного района в другой. Трудно поверить в то, что такую масштабную игру сделал коллектив из двух человек.

Без эволюций не стало — если часто призывать в бою зверя, со временем он превратится в более сильную особь.

Здесь даже есть аналог сияющих покемонов — в вселенной можно встретить существ, туловища которых будто покрыты помехами. Выглядят они так же, как обычные звери, только краска другой. Если в Pokémon особенности «шайни» этим ограничиваются, то здесь их аналоги меняют стихии, что позволяет приклеивать к кассетам стикеры, недоступные обыкновенным особям. Тем, кто после полного прохождения захочет вернуться в игру, будут доступны новые модификаторы вроде перманентно кривляющихся кассет (если существо погибло, это навсегда), таймера для спидраннеров и так далее.

 Cassette Beasts, очевидно, хочется рекомендовать охотникам серии Pokémon — игра даже выглядит как  Pokémon Black & White. Однако и те, кто с «покемонами» незнакомы, но любят игры о коллекционировании созданий, тоже получат огромное удовольствие. Тут интересно и исследовать мир, и собирать идеальную команду, а сражения не наскучивают благодаря массе тонкостей. Для меня это самый яркий релиз весны — не просто клон популярной серии, а замечательное развитие престарелых идей, которым создатели «покемонов» занимаются не слишком охотно.

Плюсы: большой мир интересно исследовать благодаря многообразным развлечениям; более сотни уникальных монстров, ловля которых увлекает похлеще классических «покемонов»; глубокая военная система, поощряющая переключение на подходящих существ; достаточно занятий после прохождения основного сюжета; очаровательная графика и шикарный саундтрек.

Минусы: хотелось бы увидать настройку, позволяющую ускорять сражения.

Оценка игры