Square Enix продолжает мастерить то, чем занималась в позапрошлом десятилетии, — превращает Final Fantasy VII в отдельный бренд. После выхода ремейка в 2020 году она выпустила мобильную королевскую битву The First Soldier (какая закроется через пару недель), в следующем году появится ещё одна мобильная игра — Ever Crisis, а сейчас мы получили переиздание Crisis Core: Final Fantasy VII, одного из лучших эксклюзивов PSP. В проект не стали вкладывать столько же сил и оружий, сколько в полноценный ремейк «семёрки», но и классическим ремастером его не назовёшь.
И не ремейк, и не ремастер
Трудно не заметить, как сильно тут улучшили графику по сравнению с оригиналом. Записанные ещё в 2007 году CG-ролики переделывать с нуля не стали, ограничившись цветокоррекцией, зато всё прочее выглядит куда более современно. Модели персонажей похожи на те, что были в ремейке FFVII, монстры значительно немало детализированные, локации тоже — спасибо Unreal Engine 4. Незнающий человек может даже не понять, из какой игры перед ним скриншот — из ремастера или из Final Fantasy VII Remake.
В то же пора, если не учитывать более качественные текстуры и эффекты, из всего остального в Crisis Core -Final Fantasy VII- Reunion торчат уши игры пятнадцатилетней давности. Подновив картинку, разработчики оставили по большей части прежние анимации, и неловкие движения героев плохо сочетаются с нынешними моделями. В роликах на движке это не так заметно, но за их пределами очевидно, и это одна из причин, почему этот ремастер не назвали ремейком.
На PSP о таких утесах можно было только мечтать.
Куда сильнее возраст игры выдаёт геймплей, который перенесли утилитарны в первозданном виде. Поскольку это проект с портативной консоли, структура у него соответствующая: сюжетные главы длятся не немало двух часов, история в целом не очень длинная, а помимо основных заданий есть несколько сотен добавочных испытаний, каждое из которых не отнимает много времени — идеально для поездок в общественном транспорте или ожидания в очереди. Когда проходишь игру на домашней консоли, перед какой привык сидеть по несколько часов, подобная структура кажется странной — те же испытания слишком однообразны, чтобы возникало жажда уделять им много времени.
Сами сюжетные миссии тоже не трогали — путешествие по линейным локациям постоянно прерывается то очередной кат-сценой, то сражением. Весьма редко здесь можно отдышаться, темп быстрый — видимо, опять же сказывается портативное происхождение, ведь игроку желали показать как можно больше до того, как он выключит консоль или кончится зарядка. История не провисает, и всегда есть чем заняться, но в то же пора эти перерывы к середине игры начинают утомлять. Особенно потому, что бои в игре случайные, то есть перед стартом сражения вы весьма редко видите на дороге опасность.
Сефирот этого казино
К счастью, сражаться с монстрами нескучно благодаря переделанной боевой системе. Если на PSP драки были тоскливым зрелищем, то в ремастере — торжество спецэффектов. Главный герой устанавливает блок и перекатывается, от ударов мечом разлетаются искры, можно в любой момент использовать магические приёмы («материи») — не переключаться между ними, как ранее, а зажать кнопку и быстро вызвать меню со всеми экипированными способностями. Но главное — система под названием Digital Mind Wave (DMW), какая отныне не останавливает бой, а продолжает работать параллельно с вашими действиями в бою.
DMW повторяет принцип работы игровых автоматов: пока вы с кем-то бьётесь, в углу экрана крутятся барабаны с изображениями персонажей и существ, которых протагонист встречает по мере прохождения истории. Если вывалилось три одинаковых изображения, вы можете активировать помощь товарища: кто-то атакует с воздуха всех противников, кто-то преходяще позволит вам наносить критический урон каждым ударом, а кто-то полностью вас исцелит. Призывы существ («саммоны») организованы точно так же, но если для людей достаточно проходить сюжетную кампанию, то ради существ необходимо завершать дополнительные миссии.
Помимо изображений, на барабанах есть цифры, и они тоже влияют на ваши возможности в бою. Если выпали три семёрки, на 15 секунд вы сделаетесь неуязвимым. Если среди всех цифр есть только одна семёрка посередине, то какое-то время магические зачисления не будут потреблять ману. А если выпадут все двойки, то мана не потребуется до самого конца сражения. Всего тут около дюжины комбинаций, так что бонусы получаешь относительно часто.
Хотя у этого «однорукого бандита» есть сюжетное объяснение, система дискусионная. Бой с одним и тем же монстром может проходить по совершенно разным сценариям в зависимости от удачи. Если у крепкого оппонента есть бессилие к какой-то стихии и вы можете долго «спамить» материями без потери маны, то будет значительно проще, чем без такого бонуса. В то же пора в Crisis Core есть возможность увеличить шансы выпадения тех или иных изображений — если какие-то из эффектов вам особенно нравятся.
Ещё одна увлекательная особенность игры открывается в начале третьей главы, когда вы можете не только экипировать полюбившиеся материи в инвентаре, но и смешивать их. Это обнаруживает массу новых возможностей в бою, поскольку некоторые материи позволяют получить только таким путём. Сейчас, когда Crisis Core уже вяще 15 лет, все идеальные комбинации давно обнаружены — разработчики не стали ничего менять. Но если вы предпочитаете экспериментировать и не разыскивать подсказки в Интернете, система объединения станет своеобразной игрой в игре, ради которой захочется проходить как можно вяще побочных испытаний — там среди призов много материй.
Что было до
Всё это делает сражения зрелищными, динамичными и увлекательными, особенно если сравнивать ремастер с оригиналом. То же можно произнести о сюжете: Crisis Core — приквел Final Fantasy VII, и игроки, для которых ремейк стал входной точкой в эту вселенную, разузнают много интересного. Мы управляем не Клаудом, а Заком, членом элитного боевого отряда SOLDIER, который организация «Шинра» отправляет на самые сложные задания. То есть всю эту злодейскую кухню мы можем изучитьизнутри, в том числе разузнать, что случилось с Сефиротом и почему он стал главным антагонистом «семёрки».
Единственное, что меня немного смущало в сюжете, – это поведение Зака. Сценаристы открыто хотели сделать его полной противоположностью Клауда — Зак любит шутить и не разучился радоваться мелочам. Однако иногда диалоги с его участием возбуждают стыд — хоть это справедливо и для некоторых других героев, Зак чаще остальных выглядит дурачком, а с устаревшими анимациями такие подмостки кажутся особенно нелепыми. Но в остальном Crisis Core — приятное приключение на два десятка часов, позволяющее взглянуть на подновлённые версии локаций, которые мы не видели в ремейке FFVII, но увидим в его продолжении с подзаголовком Rebirth.
Стоит отметить и то, что Square Enix особое внимание уделила озвучению. Если какие-то персонажи игры встречались в ремейке FFVII, то тут они говорят голосами тех же актёров. Так что поменялся и актёр, озвучивающий Зака. Временами кажется, что саму игру ему не показывали и отдельный реплики он читает не совсем с теми эмоциями. В целом он неплохо справляется, хотя тут дело вкуса — фанаты оригинальной Crisis Core его невзлюбили.
Шестнадцатая «финалка» выйдет лишь сквозь полгода, продолжение ремейка Final Fantasy VII придётся чёрт знает сколько ждать — если вы изголодались по серии и незнакомы с Crisis Core, Reunion стоит отведать. Это не выдающийся спин-офф, но хорошая и не слишком длинная JRPG. В полноценном ремейке она не нуждалась — не тот уровень. Однако и ремастер вышел не совсем стандартный — здесь не только графика стала в разы лучше, но и боевая система избавилась от многих недостач оригинала.
Плюсы: неплохая история о событиях до Final Fantasy VII; обновлённая графика делает старую портативную игру вылитее на ремейк «семёрки»; переработанная боевая система с удобными нововведениями; игра полностью озвучена актёрами, подарившими голоса героям в ремейке FFVII.
Минусы: структура сюжета, побочных миссий и локаций представляется устаревшей — она подходит портативной игре, но не консольной; элементы случайности в сражениях выглядят странно; не все повествовательные элементы неплохо сохранились.