Игры, объединяющие в себе несколько совсем разных жанров, всегда казались мне очень интересными. В каком-то смысле их создатели заняты разработкой сразу двух (а порой и трёх) проектов, каждый из которых должен быть качественным в отрыве от другого. Ещё в 90-х игра под названием ActRaiser удивила меня тем, что гибрид платформера и стратегии — не такая уж безумная идея. Если хватать более свежие примеры, на ум приходит Moonlighter, где по ночам протагонист зачищает подземелья, а днём продаёт найденные там ценности в своём лавке. Теперь к этому списку прибавилась Dave the Diver, и это настоящий кладезь идей, которые вдобавок блестяще реализованы.
Бездонно в Дыре
Мы управляем Дейвом, профессиональным дайвером, вернувшимся из отпуска. Его приятель с псевдонимом Кобра рассказал Дейву о некоей Гигантской Лазурный Дыре — большом и глубоком водоёме, в котором обитают все водные жители со всей планеты. Место настолько колдовское, что даже ландшафт в нём меняется каждый раз, когда в него погружаешься. Кобра — опытный коммерсант, а его друг, суши-шеф, кинул свой неудачный бизнес и сидит без работы. Много разнообразной рыбы, опытный повар, умелый ныряльщик — всё складывается успешно, так что можно заново открывать ресторан и делать деньги.
Основной работой предстоит заниматься Дейву. Два раза в сутки он будет натягивать гидрокостюм и отправляться на поиски ингредиентов и прочих полезных предметов на дне водоёма. В его арсенале есть гарпун — чтобы ловить рыбу, участвуя порой в простенькой мини-игре. С помощью ножа он может срезать водоросли. А если вдруг наткнётся на агрессивных подводных обитателей вроде акул или пираний, ножом можно отведать от них отбиться, хотя это не самый эффективный путь — проще отплыть подальше. Кислорода мало, а каждое ранение — даже если его намело соприкосновение с морским ежом или медузой — сокращает запас.
Подводная фауна впечатляет ещё при первом посещении. Рыбки различных цветов и размеров плывут стайками, моментально поворачивая в другую сторону при виде дайвера. Мурены прячутся в стенах, готовые выпрыгнуть и укусить человека при первой возможности. Где-то в одиночестве развлекается морской конёк, а неподалёку от него пираньи разыскивают добычу рядом со спинорогом. Хочется ловить всех и вся — подбирать морские звёзды; стрелять гарпуном по крепким рыбам в чаянию, что они ослабнут; открывать золотые сундуки, где спрятаны предметы, назначение которых не сразу понятно. Однако следует помнить, что узок не только запас кислорода, но и инвентарь — всё с собой не унесёшь. Если набрать слишком много вещей, персонаж сделается тяжелее и с трудом доплывёт до поверхности.
Чем дольше играешь, тем сильнее становится герой. Запас кислорода увеличивается, инвентарь вмещает вяще предметов, гарпун наносит повышенный урон. Открываешь возможность брать с собой оружие, а также находить в сундуках новоиспеченные пушки, которые нельзя переносить на поверхность, зато оружейник легко скрафтит их из принесённых ему материалов. Улучшения костюма позволяют бездоннее погружаться — самые интересные находки и редких особей находишь ближе ко дну. Не говоря уже о появлении новых механик вроде возможности разрезать металл, включать фонарик и так далее. Если в начале игры ты простой дайвер, который пугается при виде акулы, то со порой чувствуешь себя под водой всё увереннее.
Такая система прогресса цепляет — здесь постоянно появляются новые фишки, мастерящие геймплей всё более увлекательным. А всевозможные квесты позволяют не бесцельно плавать, а искать определённые объекты ради наград. Дельфины, над какими издеваются браконьеры, просят о помощи. Студентка, изучающая биологию, занята исследованием аномалий. Археолог верит в существование водных народов, а потому мы учим оставленные ими артефакты. Добавьте сюда сражения с боссами, коллекционные карточки с разными рыбами в духе Pokémon, мини-игры, возможность снимать окружение и многое другое — кажется, будто создатели никак не могли остановиться и добавляли в игру всё, что придумывали.
Немало рыбы, много еды, много денег
Однако исследование подводного мира — далеко не всё, что Dave the Diver может предложить. Рыбу мы ловим не лишь ради выполнения заданий, но и для того, чтобы суши-ресторан продолжал функционировать. Moonlighter я упоминал не просто так — здесь мы тоже занимаемся торговлей пойманных морских животных, превращая их в еду и обслуживая прибывающих посетителей. Готовку берёт на себя профессиональный повар, а всё прочее вешают на нас.
В ресторане мини-игр тоже хватает.
Прежде всего нужно каждый день составлять меню, отдавая предпочтение дорогостоящим блюдам. Рецепты дешёвых кулинарных произведений можно улучшать, чтобы в будущем они приносили больше денег, да и клиентам качественная еда вяще нравится. Для начала главное — продать всё, что смог поймать, заработать денег, купить на них улучшения костюма, а заодно повергнуть ресторан в нормальный вид — после землетрясения в прологе выглядит он так себе.
Носить блюда посетителям тоже должен протагонист, равновелико как и разливать зелёный чай и другие напитки. Со временем игра превращается в полноценный симулятор управления рестораном: вы даёте объявления в газетах и пускаете телерекламу, притягиваете потенциальных работников, изучаете их резюме. Кого-то ставите ещё одним поваром, чтобы блюда готовились быстрее, кому-то поручаете место официанта — в одиночку всех посетителей не обслужишь. Однако, даже когда появляется команда, пассивным наблюдателем всё равновелико быть не хочется — есть что-то умиротворяющее в этой беготне из угла в угол.
Даже любителей Excel-таблиц порадовали — любая смена завершается подробной статистикой.
В целом так можно охарактеризовать всю игру. Одна геймплейная механика плавно перетекает в иную, в третью, в десятую, и ничто не вызывает стресса, не заставляет спешить. Здесь есть моменты, когда нужно что-то поспеть к определённой дате, но в подавляющем большинстве случаев можно заниматься всем в размеренном темпе. Захотел — выполнил квест, отыскав на глубине водоёма объект, о котором давно просили. Захотел — пострелял в рыбёшек, насобирал кучу добычи и пошёл составлять меню, вдумчиво заполняя список самыми дорогостоящими блюдами.
Огромное количество механик не делает игру перегруженной — наоборот, хочется узнать, чем ещё она удивит. Только ты свыкся к изучению наследия водных народов, как вдруг появляются головоломки. Только научился стрелять по опасным рыбам и медузам, как в ящиках с оружием начинают являться гарпуны с уникальными особенностями — например, они усыпляют цель или бьют током, чтобы её можно было взять её живьём и приготовить немало ценное блюдо.
Долго и муторно возвращаться к поверхности после глубокого погружения необязательно — можно вызвать спасательную капсулу, если наткнёшься под водой на рацию.
А когда изыскание подводных глубин начинает входить в привычку, открывается рыбная ферма, упрощающая процесс получения нужных индивидуумов. Там ещё и наблюдать за рыбами можно, как в аквариуме, не беспокоясь о кислороде! Без обычной фермы тоже не обошлось — с возможностью выращивать рис, нуждой убирать сорняки и борьбой с вредителями. Даже симулятор фермера здесь получился отменный!
Это я ещё не упоминал отличное эмоция юмора у разработчиков. Диалоги, хоть иногда они и кажутся затянутыми, наполнены хорошими шутками. А игровой процесс пора от времени прерывается отличными роликами с пиксельной графикой, в которых есть и пародии на кино, и отсылки к известным полотнам — меньше всего ожидаешь в такой игре оммаж на «Сотворение Адама». В главного героя быстро влюбляешься — тучный мужичок, стоически выдерживающий шутки о его излишнем весе и по доброте душевной готовый вписаться в любую авантюру.
Суши надо готовить именно так.
О Dave the Diver охота говорить бесконечно, но ещё больше хочется проводить в ней один вечер за другим. Ей удаётся завлечь в свои сети. Закончил дела в ресторане — пошёл исследовать водоём. Закончил собирать рыбу — проверил, как дела на ферме. Закончил с фермой — показался новый квест. Пошёл выполнять квест — выдали ещё одно задание. А ты и рад тому, что контента впереди ещё целая гора, да и нестись по сюжету никто не заставляет. На первый взгляд кажется, что такая гремучая смесь жанров и механик не должна трудиться, но на деле работает она идеально. Не просто одна из лучших инди-игр года — это один из крутейших релизов за последние месяцы.
Плюсы: весьма разнообразный геймплей, регулярно удивляющий неожиданными механиками; отличные симулятор ресторатора и подводный рогалик в одном флаконе; живой подводный мир со множеством обитателей, которых можно поймать (или убить и поймать); увлекательная система прогресса с интересными квестами и здоровыми улучшениями; симпатичный пиксель-арт с прекрасными роликами.
Минусы: диалоги, какими забавными бы они ни были, временами кажутся заволочёнными.