Сотрудники Shiro Games, видимо, обожают контрастный душ и русскую баньку — чтобы из пламени да в мороз или наоборот. После максимально холодной северной  Northgard, рассказывающей о выживании скандинавских кланов, они сделали стратегию про испепеляющую жаром и песчаными бурями пустынную планету Арракис, куда-то ли на смерть, то в ссылку Император отправил герцога Лето и его сына Пустотела Атрейдеса. Неудивительно, что и впечатления от самой игры тоже получились контрастными.

Хорошее наследие

Когда в 2019 году сделалось известно, что новыми играми по вселенной Фрэнка Герберта (Frank Herbert) будет заведовать норвежская Funcom (она приобрела права у Legendary Pictures), это воспринималось логично и очень даже хорошо. Эта компания известна своей любовью к длинным и порой даже бесконечным сюжетным приключениям. Да и адаптацией чужих вселенных и известных книг она тоже занималась — припомните  The Secret World и  Conan Exiles. Тем любопытнее, что в  Dune: Spice Wars сюжета вообще нет…

Надо ли уточнять, как это важно для игры по роману, который своими корнями уходит в древнегреческие и римские трагедии, а сам послужил источником наития для авторов «Звёздных войн», «Ведьмака», вселенной Warhammer: 40 000 и кучи других произведений? Первая игра по этой вселенной — Dune от Cryo Interactive была сделана по одноимённому визионерскому кинофильму Дэвида Линча (David Lynch) с Кайлом Маклахленом (Kyle MacLachlan) в главной роли и Стингом в образе одного из Харконненов. Она воображала собой интересную смесь сюжетного квеста и стратегии.

Это «Твин Пикс»?

В том же 1992 году вышла  Dune 2: The Building of a Dynasty от Westwood, какая не только сформировала жанр RTS, но и показала, как все эти сложные стратегические упражнения можно совмещать с сюжетными кат-сценами и диалогами. Ещё лучше и ослепительнее это продемонстрировал ремейк  Dune 2000 от той же Westwood, где, как в  Command & Conquer: Red Alert, мы увидели эффектные ролики с живыми актёрами.

Перебежавшая в полное 3D  Emperor: Battle for Dune (2001) тоже изобиловала кат-сценами и сюжетными интригами. И даже провальная  Frank Herbert’s Dune, похоронившая Cryo Interactive и иные её проекты по этой вселенной, предлагала неплохую в целом историю, испорченную максимально кривым исполнением.

Без Dune 2 не было бы Warcraft III. 

Без Dune 2 не было бы Warcraft III. 

Любому своё

А вот в Dune: Spice Wars нет сюжетной кампании. Да, это стратегия, причём глобальная, но по играм от Westwood мы знаем, как можно недурно совмещать интересный сюжет и глубокий геймплей. Аналогом кампании служит режим «Завоевание», где между собой конкурируют шесть фракций — дома Атрейдесов, Харконненов и Коррино, контрабандисты, фремены, а также придуманная специально для игры новоиспеченная фракция Эказ.

Выбрав одну из группировок, мы выполняем миссии, чтобы как можно быстрее покорить 13 провинций, приобрести 30 % акций компании КООАМ, достичь 15 тысяч очков гегемонии (это аналог славы из Northgard) и всё в таком духе. Всё это в жёсткой конкуренции с иными группами, которые выполняют свои задачи и стремятся опередить нас. И есть ради чего. В награду фракция получает в своё распоряжение большенный регион — а для общей победы нужно захватить восемь таких. Кроме того, за победы выдают глобальные бонусы и несколько снижают «давление», какое растёт после каждой миссии и для каждой подконтрольной территории, накладывая негативные эффекты.

Dune: Spice Wars: Обзор

Кроме того, перед миссией необходимо выбрать двух из четырёх советников, каждый из которых даёт пассивные бонусы вроде 500 солари (здешняя валюта) за каждого принесённого Харконненами в жертву агента. И вот тут появляется хоть какой-то лор «Дюны» — из описаний мы можем чуть подетальнее узнать о знаменитом Дункане Айдахо из дома Атрейдесов, том самом, который обучал Пола, или о том, что Глоссу Раббан из дома Харконненов за смертоубийство собственного отца получил прозвище Зверь.

Ещё в «Завоевании» можно и нужно подружиться с фременами, то есть с аборигенами. Для этого в числе прочего значительно открывать месторасположение их поселений (ситчей) и торговать с ними, получая взамен воинов и другие бонусы. И при высоких степенях этой самой дружбы можно будет даже призывать песчаных червей с помощью манков-колотушек и передвигаться на них верхотурой.

Чаще всего черви — это угроза, а не транспорт. 

Чаще всего черви — это угроза, а не транспорт. 

В других режимах — в «Дуэли» и в «Битве за Арракис» (средняя по размерам партия — на четверых) — можно резаться и за фременов, которые не только катаются на червях, но и лучше всех приспособлены к жизни в пустыне. Именно поэтому они не теряют здоровья в песках. А вот бойцы остальных фракций нуждаются в припасах, истощение которых приводит к постепенному сокращению очков жизни.

Ну и в принципе у любой фракции есть свои особенности. Атрейдесы единственные могут мирно присоединять нейтральные поселения, представители Дома Коррино надеются на помощь сардаукаров (это такие убийцы на службе Императора), и им сложнее завоёвывать нейтралов, которые расположены слишком вдали от базы фракции.

Dune: Spice Wars: Обзор

Дом Харконненов, естественно, отличается жестокостью — он может включить режим подавления для провинций, получать бонусы за смертоубийство бунтовщиков и практиковать пытки на допросах. А вот представители дома Эказ увлекаются искусством и увеличивают своё влияние в том числе с поддержкой шедевров.

В общем, пусть в игре сюжета толком и нет, но специфика и настроение, атмосфера вселенной «Дюны» переданы недурно. Те же песчаные черви здесь не только выступают в роли «птицы-тройки» для фременов, но и периодически сжирают наших бойцов и харвестеры, промышляющие пряность — главный ресурс в этой вселенной.

Игра, кстати, красивая.

Игра, кстати, красивая.

И всё же в самом геймплее оригинальности меньше, чем хотелось бы, зато многое так или по-иному отсылает к той же Northgard и Civilization. Одолеть своих соперников можем разными способами, включая военный, политический и экономический. Ещё разрешено подавить всех, набрав 30 тысяч очков гегемонии, или убить всех лидеров с помощью секретных миссий. Соответственно, в Spice Wars присутствует разноплановый геймплей, вынуждающий содержать в уме много аспектов.

Помимо стандартных вещей — сбора ресурсов, завоевания поселений, найма юнитов, прокачки базы и изучения технологий, мы также можем вступать в переговоры с иными фракциями и голосовать на совете в Ландсрааде. Последний — это аналог международного совета из Civilization, где мы используем очки влияния для голосования за либо против той или другой инициативы, влияющей на политику и экономику, а также выбираем губернатора и других членов совета, которые получают неплохие бонусы для своей фракции.

Dune: Spice Wars: Обзор

Есть ещё дипломатия (не самая продвинутая, но всё-таки) и разветвлённая механика шпионажа. С определённой периодичностью мы получаем агентов, каких нужно назначать на разные работы — одни дают бонусы к приросту тех или иных ресурсов, другие позволяют учить выбранную фракцию и всячески портить ей жизнь, вплоть до открытия миссий на убийство. Кроме того, можно переводить агентов в контрразведчики, чтобы вовремя выявлять и останавливать вражьих шпионов.

Следить надо за многим — тут масса разных показателей и ресурсов. Главный, понятно, меланж, позволяющий совершать межзвёздные перелёты. В большинстве ситуаций любая фракция должна с определённой периодичностью выплачивать императорский налог пряностью, иначе получим штрафы. Есть также здешняя валюта и ресурс, который мы тратим непосредственно на возведение построек.

Dune: Spice Wars: Обзор

И это далеко не всё. Помимо гегемонии есть ещё влияние, используемое на рекомендации в Ландсрааде, авторитет, очки командования и ресурс разведки (тратится на проведение операций, то бишь на бафы и дебафы).

С одной сторонки, тут всё достаточно сложно, а с другой — мало динамики, не хватает сюжетного хлыста, ИИ не самый выдающийся. И всё это приводит к тому, что резаться на первых порах с ботами довольно скучно и нудно. В мультиплеере, понятно, по-другому, но игра-то не только про него.

Периодически тут происходят случайные события, которые нас взбадривают.

Периодически тут выходят случайные события, которые нас взбадривают.

Да, в «Завоевании» с этим чуть лучше — не раз и не два я побеждал буквально «на флажке», задействуя все возможности, лишая конкурента денежек, атакуя его провинции, голосуя против него на собрании и одновременно через предложение перемирия огораживая себя от поползновений со сторонки других фракций.

И всё же чего-то не хватает. А ещё постоянно тяготит ощущение, что всё это я где-то уже видел. Конечно, есть специфические для «Дюны» предметы, но они носят больше внешний характер — дескать, смотрите, вот пустыня, а в ней черви. К тому же нападение тех же червей, из-за возможности самодействующи убирать харвестеры при угрозе атаки, превращается в рутину, которую просто не замечаешь. Наконец, в игре одинаковые и простенькие сражения, а юниты различных фракций не слишком уж сильно различаются.

Такой вид здесь самый удобный. 

Такой вид здесь самый удобный. 

Когда я узнал, что новую игру по «Дюне» мастерит студия Shiro Games, то у меня возникло два примерно одинаковых по своему посылу вопроса. Первый: насколько это будет вылито на Northgard? Второй: смогут ли авторы серьёзно вплести в геймплей механику этой вселенной или ограничатся известными именами и песчаными червями? В итоге да, многое тут вторично, но при этом чувствуется и атмосфера «Дюны». Проблема в том, что за всем этим не видно своего лица и того, что мастерило уникальными и гениальными ту же Northgard и Civilization. А ещё остро не хватает динамики и хорошего ИИ в соло-режимах. Имеем просто хорошую стратегию, какой всегда чего-то не хватает.

Плюсы: увлекательный классический геймплей; уникальные фракции со своими особенностями; хорошо переданная атмосфера «Дюны»; симпатичное аудиовизуальное исполнение.

Минусы: нет сюжета; мало динамики; слабый ИИ.

Оценка игры