Живо для платформы:
Королева Александрии, Брана, очень точно выражает суть игры — это буффонада!
Живо для платформы:
Королева Александрии, Брана, очень точно выражает суть игры — это буффонада!
Семнадцать лет назад эта игра сходила как возвращение к истокам. После киберпанковских и технологичных «Фантазий» сериал опять стал сказочным, волшебным, добродушным. И одновременно — несколько безумным. Все герои этой истории, начиная от Зидана, воришки и бабника с пушистым хвостом, и заканчивая клоуноподобной Квиной с длиннющим стилем, — странные в хорошем смысле этого слова.
Они с самого основы и почти безостановочно творят на экране настоящий цирк. Истина, при этом персонажи очень слабо меняются, оставаясь в пределах своих амплуа. Так, желая бравый королевский гвардеец Штайнер по ходу действия столкнётся с конфликтом длинна и чести, сменит парадигму мышления, он останется комичным, нескладным шутом.
В отличие от других частей того времени, в «девятке» не прослеживается одна основная черта — сюжет развивается как типичная JRPG про злодея, который желает захватить мир. Но потом, после нескольких внезапных поворотов, даже сама планета Гея, где разворачиваются события, перестаёт быть основным пунктом действия, а главным противником становится совсем не тот, о ком можно было поразмыслить. Подобные повороты уже были в четвёртой части, где мы попадали на Месяц, или в восьмой, когда финальную битву в каком-то смысле высосали из перста. Здесь все отсылки и повторы событий подаются именно как «пасхалки» для фанатов серии. Где-то они вышли уместными, но кое-где выглядят очень искусственно.
Здешние локации охота открывать и обследовать, хотя выглядят они слишком размыто.
Вытягивает неидеальный сюжет с не вечно логичными отсылками очень приятный и интересный мир. Что у тогда ещё Squaresoft вышло, так это создать такую атмосферу, что хочется исследовать и открывать новоиспеченные города и деревни, пляжи и пещеры. Пожалуй, именно за это ощущение многие и признали Final Fantasy IX лучшей в сериале. Во многом обаяние создаётся фантастическим саундтреком Нобуо Уэмацу (Nobuo Uematsu). В моих поездках в пятнадцатой доли композиции из девятой занимали почётное второе место после излюбленной «семёрки» — это говорит о многом.
А вот с картинкой так же неплохо не получилось. Взяв за основу прошлогодний ремастер для PC и мобильных перронов, Square Enix совсем ничего не подкручивала и не изменяла. Даже соотношение сторонок осталось 4:3, как на ламповых телевизорах, сбоку добавлены серенькие «бэкграунды», словно намекая на всеобщей качество работы. Модели персонажей и заставки переделаны примечательно — они выглядят современно (хотя на стабильные 60 кадров в секунду поскупились — в битвах на глобальной карте их открыто меньше). Но вот когда переводишь взгляд с героев на задники, являются слёзы.
То ли разработчики потеряли исходные картинки в высоком позволенье, то ли какая-то японская примета мешает заниматься декомпиляцией (или как это там именуется?), но превосходные в версии для PlayStation One рисованные декорации тут дико пострадали от растягивания. Весь тот волшебный мирок, что я расписывал два абзаца назад, предстаёт в своём худшем облике. Ведь на PS4 его даже в оконный режим не переведёшь. Вдобавок отчего-то не поправили мелкий, но надоедливый баг с музыкой, которая перезапускается после любой битвы, хотя в оригинале композиции продолжали звучать с того момента, где прервались.
Пользовательский интерфейс осовременили. Но оригинальный, по-моему, был лучше.
Наконец, к ремастеру прикручены трофеи и читы. Первые особого внимания не заслуживают, потому как вышли довольно скучными, а вот вторые могут быть очень здоровы для новичков. Ведь с их помощью можно избавиться от случайных битв, усилить штурмы до 9 999 очков и ускорить игру в два раза. Базовые читы даже не воздействуют на трофеи, их можно включать и отключать в любой момент. Есть ещё возможность «прокачать» героев, их способности и портмоне до максимума, но эти «перки» как раз отключают возможность выбить «платину».
В цельном уровень переиздания не впечатляет. Да, с нас не просят полную цену, но учитывая, что это уже другой выход на сцену, можно было бы и напрячься, хотя бы в мелочах. Истина, фанаты Square Enix знают, что «напрячься и сделать неплохо» — не про сегодняшнее состояние компании.
Но уж испортить геймплей никто, конечно, не мог. Ведь Final Fantasy IX соткана из классических элементов жанра и сериала. Героям неприметно вернули профессии, хотя менять их нельзя, и партия вышла очень сбалансированной. Для путешествий по глобальной карте вовсю используются летающие корабли, в пошаговых сражениях участвуют разом четверо, а пропуская атаки, персонажи копят шкалу транса, взойдя в который могут использовать специальные приёмы. Всё как любят те, кто захватил ролевые игры 90-х.
Сражения проходят по схеме Active Time Battle, то есть все команды срабатывают лишь после заполнения линейки действия.
Разве что анимация сражений получилась чересчур долгой — камера облетает поле сражения, демонстрирует подготовку к каждой атаке или заклинанию. Выкинь эти эпизоды, и сэкономишь полтора-два десятка часов. А «прокачиваться» тут очень важно, ведь система умений выстроена кругом экипированных предметов. Каждый меч или доспех позволяет использовать установленные способности, и чем больше битв с ним проведёшь, тем скорее герой научится использовать Fire или Cure даже без надетой предметы.
Есть в «девятке» и одна очень приятная современная деталь — нелинейный монтаж подмостков. Иногда на экране возникает сообщение об Active Time Event, и мы можем избрать, какую из параллельных сюжетных сценок хотим увидеть. Изменить события таким манером нельзя, но можно глубже понять происходящее и причины поведения тех или других действующих лиц.
Другая беда в том, что семнадцать лет спустя «возвращение к истокам» не представляется такой крутой темой, потому что жанр серьёзно преобразился и существует по новым стандартам. Более того, та же Dragon Quest VIII или даже серия Bravely не мучатся от сюжетных и графических проблем, а предлагают примерно тот же опыт.
Ещё FFIX можно пожурить за не лучшую сердечную линию — но она не об этом.
***
Девятая «финалка» — совсем не посредственная игра для своего поре. Но сейчас, после многих прекрасных JRPG, изменивших жанр, да ещё в таком облике, как на PS4, она выглядит своеобразным артефактом. Да, фанаты Зидана с Гарнет, отчего-то пропустившие прошлые издания, или те, кто очень любит фэнтезийные японские ролёвки, попросту обязаны вернуться в волшебный мир Геи. И они будут счастливы, ведь это всё ещё та самая сказка-путешествие, какую делали почти двадцать лет назад Хиронобу Сакагути (Hironobu Sakaguchi) и компания. Но всем прочим, пожалуй, стоит вспомнить, что на консоли есть переиздания седьмой, десятой и двенадцатой Final Fantasy.
Плюсы: чудный волшебный мир с эксцентричными персонажами; шикарный, завораживающий саундтрек; масса классических элементов сериала в одной упаковке; чит-коды для новеньких.
Минусы: сюжетная логика не всегда обоснована, а герои немощно меняются; общее качество ремастера очень небрежное, декорации попросту ужасны; анимация боёв затянута и быстро надоедает; игра несколько устарела в своей «старошкольности».