Живо для платформы:

Банда требует чёткой структуры, но на деле бонусы от занимаемых постов незаметны. Иногда эта иерархия не трудится и в буквальном смысле – из-за багов невозможно выбрать желаемую должность.

Второе (и последнее) важное отличие одного лидера от иного – уникальная предыстория, выливающаяся в длинную цепочку квестов. Выполнять их необязательно, но для пущего погружения не помешает – если не наскучит бегать по разным концам карты, конечно.

Немало внимания уделено диалогам – EoS хочет походить на ролевую игру. Но все подобные реверансы в сторонку RPG, вроде проверки навыков во время бесед, оказываются фикцией: важных решений вам не доверят (если гнуть свою черту, то максимум получите немного денег сверху за настырность), к тому же босс очень быстро прокачивает параметры до максимума, благодаря чему способен уверить любого собеседника в своей правоте.

Бригада

В помощь главарю банды можно нанять до десяти подчинённых, избрав понравившихся из полусотни персонажей на любой вкус. Если здания обороняют обычные безликие охранники, то эти бандиты по проработке не уступают боссам: в присутствии запоминающаяся внешность, предыстория, уникальное дерево прокачки и набор навыков, как стартовых, так и получаемых во время игры.

Эти ребята не вон побеседовать с начальством в нашем лице, и последствия этого разговора могут быть весьма неожиданными: например, одинешенек из бойцов покинул мою банду, когда я отказался помочь его другу.

Empire of Sin обзор игры

У каждого персонажа есть товарищи и враги, что вытекает учитывать при подборе команды.

Но интереснее другое – система взаимоотношений персонажей. У каждого бандита есть свои товарищи и враги (а то и любовники) среди остальных представителей криминального мира Чикаго. Началась война с соседом, а у того в подручных ходит престарелый приятель одного из ваших мафиози? Будьте готовы к тому, что последний откажется стрелять в друга, а то и вовсе сбежит, если товарищ погибнет от вашей длани. Смерть же заклятого врага, напротив, только обрадует.

Заметно, что разработчики старались сделать как можно больше ослепительных и запоминающихся NPC, и с этой задачей они справились отлично. С другой стороны, с разнообразием здесь явно перебор: обилие дамских персонажей, в том числе и среди боссов, каждый второй гангстер – афроамериканец (что в те времена было скорее исключением из правил), а если мощно присмотреться, то можно обнаружить намёки на однополые отношения одной сладкой парочки бандитов.

В итоге с атмосферой криминального Чикаго появляются немалые проблемы. Да, стильная джазовая музыка, да, красивые локации в духе тех самых 20-х, но сохранить приверженность «повестке» разработчикам очутилось куда важнее, чем обеспечить достоверность. Не отрицаю право авторов игры на собственное мнение (к тому же можно отыскать подтверждающие их точку зрения единичные примеры), но кровавые разборки XX века, в которых большинство участников – женщины и чернокожие, собственно у меня слабо ассоциируются с гангстерскими войнами времён сухого закона.

Empire of Sin обзор игры

Дипломатическая система в EoS не хуже, чем в глобальных стратегиях от Paradox Interactive.

Подпольная империя

В стратегическом плане связь с реалиями того поре получше: ключевые особенности игры крепко завязаны на незаконную торговлю выпивкой, игорный бизнес и сутенёрство.

В Empire of Sin Чикаго поделён на районы (их количество, как и число банд, игрок выбирает перед началом кампании), в каждом из которых есть несколько домов различных типов: бордели, пивоварни, подпольные бары, казино и отели. Пивоварни, как понятно из их названия, производят хмельное, в барах его реализуют, публичные и игорные дома приносят постоянную прибыль, а отели служат для увеличения количества клиентов, какие пропивают свои денежки в вышеупомянутых заведениях.

Ещё три типа строений – это здания на продажу, заброшенные дома и убежища. Первые можно обзавестись на законных основаниях, вторые ждут своих новых хозяев, которые зачистят «заброшку» от небольшого количества неорганизованных бандитов и впустят недвижимость в дело (впрочем, вместо строительства бизнеса можно вынести всё ценное или вовсе сжечь здание дотла), заключительные же служат сердцем всей группировки. У каждой банды может быть только одно убежище в каждом зоне, и там же, как правило, обитает сам босс с многочисленной охраной.

В целом глобальный режим в EoS под стать серьёзной экономической стратегии: игрок отвечает за тяни спектр вопросов, связанных с нелегальным (и легальным тоже) бизнесом, – от производства и хранения спиртного до расширения клиентской базы. Приметно, что авторы старались отойти от примитивной системы «Купи подешевле – продай подороже»: жители разных районов предпочитают различную выпивку, казино может обанкротиться из-за сорвавшего куш счастливчика, а привычка оставлять у бара кого-то из персонажей для поддержки обычным охранникам может привести к развитию алкоголизма у ваших подручных. Здания можно улучшать – повысить привлекательность, расширить ассортимент изготавливаемой выпивки или, что важно, усилить охрану.

Empire of Sin обзор игры

Возможно, в будущих патчах глобальный режим заработает должным образом и изучение детальных отчётов станет необходимостью. Пока на них можно не обращать внимания, занимаясь только войной.

Без этого никуда – не забывайте, что в городе есть и иные банды. До поры они сохраняют нейтралитет, но однажды могут выбрать силовое решение вопроса. Чем-то происходящее на карте города напоминает типическую 4X от Paradox: ИИ обладает теми же возможностями, что и игрок (за исключением выполнения квестов), воюют и дружат не только с ним, но и между собой. Состоятельная дипломатическая система только усиливает это впечатление: торговля, войны и перемирия, союзы, выплата дани – всё на месте.

Бей первым

Но одного жажды выглядеть как настоящая стратегия маловато – экономика толком не работает из-за багов и проблем с балансом, а запутанный интерфейс лишь усложняет понимание процессов. Отчётам о состоянии дел в подпольной империи не хватает наглядности, поэтому точно понять, как на существование города влияют решения игрока (и влияют ли вообще), практически нереально.

Можно начать захватывать все здания сряду без раздумий о том, не приведёт ли открытие ещё одной пивоварни к банкротству или излишнему вниманию полиции. Копы, судя по обучающим рекомендациям, должны активно лезть в преступную жизнь города, но у меня во всех прохождениях их участие ограничивалось лишь случайным вмешательством в уличные перестрелки с иными бандами.

Empire of Sin обзор игры

Думается, реальный Аль Капоне по-другому общался с персоналом своих борделей.

Более того, для победы вся эта возня с дипломатией и развитием бизнеса не необходима вовсе. Едва встав на ноги и немного прокачав троих-четверых бойцов во главе с боссом, можно смело пускаться на захват убежища первого попавшегося соседа. Тактические бои довольно простые, а после убийства лидера вражеской банды всё её собственность автоматически переходит под контроль игрока. Деньги начинают течь рекой, но их просто некуда тратить: для снаряжения бойцов хватает трофеев, добытых в сражениях, а наём новоиспеченных гангстеров тормозится неторопливо растущим уровнем славы (тем более что достаточно и небольшой команды). В результате заниматься экономическим развитием становится попросту бессмысленно.

Пошаговые бои тоже ничем не выделяются. Да, они в меру интересны, но это заслуга не Romero Games, а начисто скопированной из XCOM двухфазной тактической системы с процентной вероятностью попаданий – ничего новоиспеченного вы тут не найдёте, за исключением свежих багов и проблем с балансом. К примеру, некоторые умения настолько сильны, что позволяют игроку сходить победителем из битв с сильно превосходящим противником даже на старте кампании. Не добавляют боям привлекательности посредственные анимации и в цельном устаревшая техническая часть – здесь даже разрушаемости нет.

Если вспомнить известный афоризм Аль Капоне о добром слове и пистолете, то в EoS открытый перекос в пользу последнего. Самый лёгкий путь к победе – война, но постоянные сражения надоедают, быстро превращаясь в рутину по бесхитростному перемалыванию неприятелей.

Тактические бои практически полностью копируют сражения из последних XCOM.

***

Empire of Sin выглядит как несортированный ворох потенциально увлекательных гейм-дизайнерских идей. Их много, и если бы они работали как надо в единой связке – экономика влияет на дипломатию, а та оглядывается на военную систему, – то играть было бы в разы интереснее. Однако все эти «фичи» не только сломаны багами, но и существуют сами по себе, отчего становятся где-то ненужными, а где-то попросту скучными.

Складывается ощущение, что разработчикам банально не хватило времени на построение целостного образа игры. Косвенным подтверждением тому служит случившийся ранее перенос релиза. Но и это не избавило – отсюда основные недоработки как раз на стыке систем, вроде мизерных наград за квесты вкупе с огромными ценами на оружие в лавке и отсутствием необходимости его покупать.

Возможно, спустя несколько патчей EoS дотянет до «Похвально». Но пока забудьте о «добром слове» и «попросту бизнесе» – к сожалению, сейчас для захвата Чикаго достаточно одного лишь пистолета.

Плюсы: запоминающиеся манеры гангстеров; система взаимоотношений между персонажами.

Минусы: баги, в том числе и те, которые не дают пройти игру; стратегический порядок не работает как задумано; перекос геймплея в сторону боёв; неудобный интерфейс экономики.