Дробовики мастерят веселее любую игру со стрельбой, будь то платформер вроде Spelunky или мультиплеерный шутер из серии Call of Duty. Вот и авторы Gunbrella держатся того же мнения — оружие у главного героя лишь одно, зато это шотган, которым не надоедает пользоваться до самых титров.
Орудие смертоубийства
У протагониста случилась трагедия — вернувшись домой с работы, он обнаружил жену в луже крови. Неизвестный преступник покинул рядом с её трупом оружие, так называемый зонтострел, вынесенный в заголовок игры. С виду это обычный зонт, но на деле — мощный дробовик, способный разнести в щепки любую мишень. Движимый жаждой мести, герой берёт зонтострел и отправляется искать его владельца, устраняя по пути всех, кто поднимется на его пути.
Управление сделали максимально удобным. Одной кнопкой мы стреляем из оружия, а другой выполняем всякие трюки с зонтом, каких здесь несколько. Можно подпрыгнуть и распахнуть его в выбранном направлении, чтобы совершить своеобразный двойной прыжок. Можно попросту его раскрыть в падении, чтобы, как Мэри Поппинс, медленно долететь до земли. Если кто-то стреляет в персонажа, довольно вовремя открыть зонт — он пуленепробиваемый. А если сделать это прямо перед попаданием снаряда, его отобьёт в сторону неприятеля.
Нетрудно представить, как весело чередовать стрельбу и трюки с зонтом. При этом разработчики не стали добавлять слишком немало врагов, а расставили их подальше друг от друга. Со стороны это кажется неправильным решением, но мне по мере прохождения оно нравилось всё вяще — геймплей не надоедал, а к разным противникам удавалось найти разные подходы. Кого-то — устранять после того, как он придётся к краю платформы, кого-то — отпускать подальше, чтобы выстрелить ему в спину, а у кого-то — отражать снаряды.
Огорчает лишь то, что дробовик оказывается чересчур уж мощным, поэтому многие геймплейные механики игнорируешь. Есть патроны, с которыми пушка стреляет иначе — так, очередями, — и их даже можно покупать в магазине, но этим мне ни разу не захотелось пользоваться. Зонтострел позволяют улучшать, однако апгрейда итого два — к скорости перезарядки и урону, — и они едва заметны. Ну и еда, восстанавливающая здоровье, пригодилась лишь в нескольких случаях — зачастую несложнее погибнуть и воскреснуть на ближайшей контрольной точке, благо расставлены они щедро, а штрафов за смерть нет.
Так что трудностей Gunbrella не возбуждает — я играл на среднем уровне сложности и умер лишь несколько раз; сомневаюсь, что на высоком ситуация бы сильно изменилась. Даже в перестрелках с боссами проблемы возникают негусто. Мне эти сражения понравились, поскольку в них всегда нужно двигаться и активно использовать зонт как для стрельбы, так и для перемещения. Но если босс не был пройден с первого раза, обыкновенно я легко побеждал его со второго или третьего, примерно поняв, какой тактики нужно придерживаться.
Прыжки и полёты
Дизайн локаций может показаться простоватым, но связано это с тем, что подобные «пиксельные» платформеры чересчур часто оказываются метроидваниями — с огромными запутанными регионами, необходимостью возвращаться в изученные места, получением новых способностей и так дальше. Gunbrella к этому жанру не относится — это более-менее классическое двухмерное приключение, временами напоминающее скорее Mega Man, чем какую-либо Hollow Knight. Здесь даже карты нет, да и не нужна она — персонажи всегда сообщат, куда идти, а запутаться невозможно. Негласные проходы и комнаты встречаются, но их очень мало — локации пробегаешь на высокой скорости, ни на что не отвлекаясь.
Поэтому, когда на степенях много препятствий, играть интереснее. Есть великолепный эпизод на вершине горы, при прохождении которого мне невольно вспоминалась Celeste, — с «приклеиванием» к стенам, крюками, тросами и использованием зонта чуть ли не после любого прыжка. Это не трудно (хотя наверняка сказывается мой опыт в подобных платформерах), но в таких динамичных моментах механики раскрываются лучше итого. Жаль, добираться до первого подобного эпизода нужно около часа — до этого проходишь классический платформер с негустыми противниками и элементарными испытаниями.
Для сюжета такое описание тоже справедливо. Поначалу за ним скучновато следить, поскольку нормального вступления в игре нет, а персонажи в первых городах совершенно не кажутся интересными — ты об этой вселенной ничего не знаешь и не понимаешь, кто все эти люди. Зато потом, когда выясняешь вяще деталей, в мир погружаешься охотнее — встречаешь местные кланы, узнаёшь об экстремистском культе, спасаешь похищенного мэра одного из городов и так дальше. Да и становится любопытно, кто же на самом деле убил жену главного героя.
Во многом этому способствует очаровательная графика — одинешенек из лучших образцов пиксель-арта в играх 2023-го. Здешний стиль сочетает в себе и вестерн, и нуар, и стимпанк — гремучая смешение, аналоги которой вспомнить трудно. Игра пытается быть и мрачной и забавной, и отражается это не только в атмосфере и графике, но и в диалогах — тут и юмор, и положительные рассуждения о трудностях семейной жизни. Здесь даже есть моя любимая «фишка» ретроплатформеров — скачущие в диалогах литеры, позволяющие лучше передать эмоции персонажей без озвучки.
Я бы не отнёс Gunbrella к лучшим релизам Devolver Digital, но игра вышла хорошей — она стильная, увлекательная и запоминающаяся. Не все её механики раскрываются полностью, так как сложность довольно низкая, но главное, что бегать с шотганом тут так же весело, как во многих экшенах. Зонтострел стал одной из моих любимых пушек в видеоиграх за последнее время — хотелось бы увидать сиквел, в котором появился бы повод снова полетать между платформами, отстреливаясь от назойливых противников.
Плюсы: симпатичный пиксель-арт, сочетающий несколько стилей; моментальное переключение между стрельбой и платформингом делает геймплей увлекательным; история, разогнавшись, становится увлекательной.
Минусы: низкая сложность, из-за которой некоторые механики оказываются ненужными; сюжет поначалу вообще не интригует.