Бытует суждение, что для понимания юмора в «Рике и Морти» нужен очень высокий IQ. Обладающие им люди наверняка страдают из-за того, как немного игр им подходят! Студия Squanch Games спасает ситуацию — этот коллектив был основан шесть с лишним лет назад Джастином Ройландом (Justin Roiland), созидателем того самого мультсериала. Все выпущенные им игры могут похвастаться таким же абсурдным юмором — и Accounting, и  Trover Saves the Universe, и вышедшая на днях  High on Life. С любым релизом команда Ройланда становится всё опытнее, но и расти ещё есть куда.

Шуток много не бывает

Если Тровер спасал Вселенную, то в этот раз спасать необходимо Землю. На неё напал инопланетный картель G3, желающий захватить людей и превратить их в галлюциногенный наркотик. Чтобы это предотвратить, необходимо уничтожить нескольких лидеров. Непростая задача ложится на плечи обычного подростка, получившего в начале игры инопланетный пистолет. Иных кандидатов нет — единственный охотник за головами, который мог бы справиться лучше, отошёл от дел и отдал протагонисту свою экипировку.

Желая завязка здесь чуть менее абсурдная, чем в прошлой игре студии, градус юмора повышается с каждой минутой, а шутки сыплются как из рога изобилия. То выясняете, кто из двух стерегущих ворота пришельцев привлекательнее, и в зависимости от вашего выбора идёте в левую или правую дверь — это, разумеется, ни на что не влияет. То помогаете прелестному осьминогу решать головоломки с трубами, чтобы он мог добраться до следующей локации. «Ты что, в школу пазлов ходил?» — спрашивает он на заключительнее загадке; в любой другой игре шутка показалась бы тупейшей, но сюда она вписывается идеально.

Конечно, бывают подлинно неудачные хохмы, но их на удивление мало. Даже банальности становятся смешнее благодаря прекрасной подаче. Тут всё отлично сочетается: бесчисленные актёры явно получают кайф от озвучения, персонажи внешне непохожи друг на друга и вызывают смех одним своим обликом, а цветастые и разнообразные локации делают приключение нескучным. Не обходится без слома четвёртой стены, отсылок к видеоиграм и юмора ниже пояски, а вишенкой на торте стало появление нескольких полнометражных фильмов прошлого века. Где бы вы ещё посмотрели ленту под названием «Путаны-вампирши»?

Основные звёзды — пушки, которые не умолкают ни на минуту. Первый пистолет особенно хорош — его озвучил сам Ройланд, и его мастерству импровизации (а многие реплики открыто не были заготовлены заранее) можно только позавидовать. Даже когда он повторяет одно и то же, то делает это так, будто так и надлежит быть. Пушки комментируют ваши действия, напоминают о геймплейных возможностях, орут вместо главного героя при его падении в исчезнуть, а иногда жалуются на то, что в кобуре торчать скучно, если вы долго ими не пользовались. В настройках можно сделать персонажей немного болтливыми, однако мне трудно понять, зачем в таком случае вообще проходить подобную игру.

Настало пора офигительных историй.

Но есть проблема — перевода нет ни в каком виде. Я редко обращаю на это внимание в обзорах, однако тут случай особенный: диалогов слишком много, актёры тараторят, а многие фразы звучат во время перестрелок, так что ухватить каждую шутку трудно. Если вы плохо знаете английский, то удовольствия от прохождения получите заметно меньше, чем могли бы, — юмор тут по большей части разговорный, а не визуальный.

Развлеки себя сам

Геймплей тут неидеальный, но и малобюджетной поделкой новинка не кажется. Авторы открыто вдохновлялись  Metroid: главный герой постоянно получает не только новые пушки, но и способности вроде рывка, джетпака, возможности цепляться хлыстом за уступы и так дальше. На ранних уровнях некоторые сундуки, в которых хранятся коллекционные предметы и валюта для покупки улучшений, невозможно отворить сразу — предполагается, что потом вы вернётесь за ними с нужной экипировкой. Не сказал бы, что игра побуждает тратить на это время, но охотникам завершать все на 100 % будет чем заняться.

Даже пушки не всегда стесняются в выражениях.

Даже пушки не всегда стесняются в выражениях.

В боях, как и в диалогах, пушки тоже блистают. Любая из них обладает не только обычным режимом огня, но и альтернативным. Стартовый пистолет, к примеру, выстреливает сгустками слизи, какие подбрасывают противников, если взрываются рядом с ними, и на пару секунд превращают оппонентов в летающие мишени. А пушка Суизи, вылитая на рыбу с панковской причёской (или на игломёт из  Halo), не только позволяет ранить инопланетян сквозь укрытия — можно расстреливать неприятелей иглами, а затем подрывать их ударом рукой или усиленным выстрелом.

Больше всего мне понравился Гус — дробовик, прекрасно озвученный комиком Джей Би Смувом (J. B. Smoove) и оформленный в облике пухлой лягушки. Именно как дробовик он не слишком хорош, а вот его альтернативный режим великолепен: вы выпускаете циркулярную пилу, отскакивающую от одного оппонента к иному, и после пары таких отскоков она летит в вашу сторону. Если вовремя нажать на кнопку удара, вы отколете пилу и она вновь полетит к противникам. Повторять процесс можно до тех пор, пока все не погибнут или пока вы не пропустите удар. Уместно, гранаты, которыми закидывают пришельцы, можно отбрасывать тем же способом.

Жаль, игра не особо старается поставить вас в обстоятельства, когда необходимо пользоваться всем арсеналом. Думаю, можно легко пройти почти всё с пистолетом, переключаясь на что-то иное только для решения загадок. Арены довольно примитивны, типов врагов недостаточно, а искусственный интеллект глуповат — порой противники прячутся за укрытиями, но очень скоро либо высовывают голову, либо вылезают из безопасных мест и бегут в сторону. Бывали моменты, когда я погибал даже на среднем уровне сложности, но с интеллектом врагов это не связано — скорее, из-за их тупоумия я становился слишком наглым и чуть ли не забегал в толпу.

Зато авторы High on Life придумали оригинальную систему повреждений. Тут противники покрыты жёлтой слизью, и чем чаще по ним попадаешь, тем тоньше становится её слой. Когда отбрасываешь гранаты, используешь альтернативные порядки огня и взрываешь бочки, очень быстро замечаешь «тощих» пришельцев, по которым достаточно двух или трёх попаданий. Впоследствии игра даже разъяснит, что это за слизь такая. Могут же придумать альтернативу шкале здоровья, когда захотят!

Куда стреляете, те части тела и повреждаются.

Похвалю и сражения с боссами, какие значительно веселее стычек с рядовыми инопланетянами. Нужно и прятаться за укрытиями, и постоянно двигаться, и хлыст использовать — то снаряды летят, то на полу являются участки, на которых нежелательно долго стоять. В конечном итоге вы все равно должны стрелять по крупному противнику с грудой здоровья, но всё равно это более увлекательно, чем утомляющие ко второй половине игры перестрелки на аренах.

High on Life уже завоевала влюбленность публики, причём не только среди подписчиков Game Pass (в первые дни после релиза новинка вошла в пятёрку самых популярных игр на Xbox), но и в Steam. Видимо, геймеры соскучились по юмористическим шутерам, отнятым серьёзности и драматичности. Заметно, с каким удовольствием разработчики создавали High on Life и как дурачились в процессе. Во время прохождения всё бездоннее погружаешься в этот абсурдный мир, ожидая новых сюрпризов и не переставая улыбаться. Геймплейно не всё идеально, но опыта команда Ройланда набирается весьма быстро — надеюсь, со временем она сможет выпустить что-то поистине изумительное.

Плюсы: тонна добротных шуток; ослепительные локации и очаровательные персонажи; пушки, рассказывающие истории и комментирующие действия игрока, не надоедают; альтернативные режимы пламени; отличные боссы.

Минусы: без перевода на русский многие шутки пройдут мимо игроков; из-за глупого ненастоящего интеллекта и скучноватого дизайна арен сражения с рядовыми врагами приносят мало удовольствия; юмор не для всех — если «Рик и Морти» вам не нравится, полюбить эту игру шансов немного.

Оценка игры