Многие из нас, впервые добравшись до редактора степеней любимой игры, пытались воплотить в нём какое-нибудь знакомое местечко: школьный двор в Counter-Strike, родной город в градостроительном симуляторе или микрорайон в Minecraft. Авторам Infection Free Zone открыто по душе подобные развлечения: в этой выживач-стратегии местом действия может стать абсолютно любой город нашей планеты, причём карты локаций будут отвечать реальным. Каково это — отбиваться от зомби под стенами своего офиса и таскать консервы для выживших из соседней «Пятёрочки»?
Опять зомби
Сценаристы не сделались утруждать себя, сочиняя историю этой вселенной: перед нами типичный зомби-апокалипсис — внезапно охватившая планету пандемия уничтожает цивилизацию на корню, а небольшие группы выживших влачат плачевное существование в подземных схронах. Спустя несколько лет люди начинают робко выбираться на поверхность: по радио от убежища к убежищу проносится весть о том, что поверхность теперь относительно пригодна для проживания.
Судя по портретам, авторы не стесняются использовать нейросети для создания артов.
Эту предысторию нам повествуют с помощью совсем уж примитивного даже по меркам дешёвых проектов ролика (точнее, набора слегка анимированных картинок), а дальше сюжет развивается лишь с помощью всё тех же радиопередач. Тоже ничего интересного: сюжет здесь служит подводкой к обучению, какое даже нельзя отключить — No story mode есть лишь в планах разработчиков.
План развития разработчики демонстрируют при каждом запуске игры, видимо понимая, что у многих возникнут вопросы по поводу стерильного геймплея. IFZ в этом плане ничем удивить не может — дома и производственные дома не строим с нуля, а перестраиваем уже существующие; собиратели не только рубят деревья, но и разбирают руины на стройматериалы; одни лишь фермеры, как обыкновенно, гнут спину в полях.
Те самые планы.
Впрочем, основным источником ресурсов будут заброшенные здания: в вылазки за продуктами, патронами, медикаментами и метим ценным лутом отправляются отряд за отрядом — до тех пор, пока все окрестности не будут полностью вычищены. К этому времени можно и собственным производством обзавестись (с поддержкой изучения дерева исследований — тут тоже без откровений), да и разведчиков на найденные в развалинах машины пересадить, чтобы собирать припасы подальнее от базы.
Есть смена дня и ночи: в тёмное время суток никто не работает, но скучать некогда — группы зомби периодически совершают набеги, от каких приходится отбиваться всеми силами. Из других обитателей города можно встретить небольшие группы других выживших, причём они могут быть как нейтральными, так и враждебными.
Нападения зомби совершенно не впечатляют — разве могут напугать эти схематичные модельки и значки?
Кажется, ничего нового авторы IFZ не изобрели. При этом внешними красивостями игра тоже не блещет: перед нами очень схематичная графика и незамысловатый интерфейс. И никто бы о творении Jutsu Games и не припомнил, если бы не возможность выбрать в качестве локации любой город земного шара.
О, я тут живу
Разработчики не обманули — избрать для базы можно любое место, где в мире есть хоть какой-нибудь населённый пункт. Строиться в чистом поле не выйдет — надо, чтобы в избранной точке были постройки. В остальном нам действительно позволяют стартовать где угодно — от крупных мегаполисов до небольших деревень с народонаселением в полтысячи человек.
Для построения карты местности используются данные OpenStreetMap — это независимый картографический сервис, работающий по принципу вики. Несмотря на то что этот проект есть в тени Google Maps, достоверность у этого виртуального атласа вполне удовлетворительная.
Можно играть и так — отсутствие трёхмерности не мощно мешает.
Я попробовал стартовать в разных географических точках и специально сравнивал результат с реальной местностью. Ощущения… дискусионные. Если это незнакомый зарубежный мегаполис, то получается «прямо как в „гугле“» (разве что вывески на русском из-за избранного языка локализации бросаются в глаза), а вот если взять место, где сам часто бываешь, вроде родного города (размышляю, именно так поступят большинство игроков), то сразу замечаешь, что генератору карт до приемлемого результата ещё очень далеко.
Немного того что поверхность плоская, как стол, — отсутствие перепада высот меньшее из зол. Да, здания находятся по своему адресу, на локациях можно храбро ориентироваться по памяти, но стоит чуть приблизить камеру, как всё волшебство от узнавания родных мест улетучивается. То ли базе этих OpenStreetMap не хватает точности для правильного отображения зданий в 3D, то ли редактор самой игры слишком слаб для моделирования построек со сложной геометрией, то ли и то и иное вместе, но добиться достаточной точности не удаётся.
Вот так в игре выглядит центр Казани. Похоже, но соответствие, конечно, не идеальное.
Разработчики усердствуют выкручиваться — не забывайте, что по сюжету уже несколько лет на поверхности никто не жил, что привело к разрушению инфраструктуры. Несоответствие можно списать на эти разрушения, но и с этой условностью карта чересчур грубо передаёт реальную местность. Можно отдалить камеру и играть в 2D, но в таком случае и без того незамысловатый геймплей теряет хоть какую-то изюминку.
Изюминка эта, уместно, не первой свежести. У издателя IFZ, Games Operators, есть ещё три похожих проекта, в которых можно выбрать в качестве пункты действия любой город: симулятор доставщика Delivery INC и две стратегии про службы спасения — 112 Operator и 911 Operator (последние две — за авторством той же Jutsu Games). У этих разработок подозрительно немало общего как друг с другом, так и с Infection Free Zone: совпадают даже такие мелочи, как расположение отдельных элементов интерфейса. Геймплей, судя по всему, тоже не мощно различается — всё это игры про тайм-менеджмент.
Машина — не только транспорт, но и средство борьбы с зомби.
Есть много проектов, какие достойно выглядят с первых дней раннего доступа. К сожалению, Infection Free Zone к ним не относится: пока резаться в это можно лишь для того, чтобы познакомиться с оригинальной (хотя, как выяснилось, не совсем) идеей. В остальном перед нами весьма скудная на контент стратегия, геймплей которой ничем запоминающимся не хвастает.