Удивительные настали времена.

Когда трава была зеленее, солнце сияло ярче, а «Квейк» был одной из основных киберспортивных дисциплин, энтузиасты прогейминга вящих и малых калибров все, ежемесячно и в один голос, задавались одним и тем же проблемой. Когда, когда Международный Олимпийский Комитет заметит молодое движение и воздаст ему должные почести? Нам уже чуть ли не десять лет, мы вытянулись, возмужали, все можем, и вообще, давайте уже нас зовите, не пожалеете.

МОК возни кучки детей в интернете не замечал. Киберспортивный партактив строчил петиции, собирал под ними подписи, затем писал еще петиции и собирал еще подписи, после публиковал очередную ежемесячную декларацию, что пробил час, и снова строчил петиции. Жизнь била ключом.

Параллельно американские защитники пытались засудить разработчиков Grand Theft Auto, психологи учили, бешеные подростки со стволами стреляли сверстников из-за видеоигр на 100% или лишь на 95%, а телевизор рассказывал, что в Китае вообще лечат от игровой подневольности током.

Шли годы. Интернет стал толще, геймеров сделалось больше, появился Twitch.tv, разные финансовые аналитики начали всерьез находить, сколько именно денег можно заработать на киберспорте. Прогейминг на Олимпийских играх остался размашисто популярной идеей, но уже в узких кругах, даже если хватать чисто энтузиастов движухи. Мы и без этих ваших игр неплохо зажили. Отмерли даже гонявшиеся за спонсорскими денежками World Cyber Games.

Ушли в вечный Beyond the Game, муахаха.

Бренд, уместно, при этом не умер и нынче кочует туда-сюда. Скоро грядет очередное Ренессанс Легендарного Турнира. Ну да об этом чуть ниже.

И тут вдруг на тебе. Оказывается, какая-то группа не постигни кого не пойми зачем таки добилась того, чтобы МОК вслух начинов высказываться, что он думает про этот самый киберспорт.

Правда существования от МОК

Началось вещание стандартно. Официальный представитель МОК — может быть, даже их верховный главнокомандующий — раскритиковал прогейминг за то, что там хэдшоты раздают, кровь рекой льется, и посторонних мам в чате оскорбляют. Нет, сказал комитетчик, до высокого статуса олимпийской дисциплины вся эта ваша виртуальная требуха не дотягивает. Приходите с «Мейджорами» по Splatoon.

На 2017-то год, размышлял ваш покорный, заявлений уже точно хватит. Всякие «Киберспорт может взойти в 2024» и «Киберспорт может выйти в форточку» можно вообще было дальней не читать и не считать. Единственное, в мае Елена Исинбаева удивила тем, что вообще есть в курсе существования прогейминга. В ее глазах он, как обычно, есть «огромная проблема», ну да мы уже свыклись.

В контексте олимписких страстей это — абсолютный успех, дальше — лишь запасаться попкорном на 2018 и ждать, что спортсмены будут тащить уже тогда. А нет, 2017, выяснилось, еще не закончился! Какой-то несчастный месяц назад МОК поплевался на кровавые ребяческие игрища, а тут вдруг взял да выкатил настоящее серьезное заявка к киберспорту. Цитирую перевод с «Ленты.ру»:

«Для признания киберспорта должна быть организация, гарантирующая соблюдение правил и положений олимпийского движения, таких как отсутствие допинга и манипуляций», — заявили в МОК.

Да сверху добавил вишенкой:

«Его [киберспорт] можно рассматривать как спортивную деятельность потому, что игроки готовятся и тренируются с интенсивностью, сопоставимой с традиционными обликами спорта.»

С ума сойти.

За две недели до анонса МОК, правда, в Южной Корее поспели выкинуть KeSPA из регионального олимпийского комитета, а уж эти-то — ровен организация-организация, с железобетонными правилами и полагающейся бюрократией. Говорят, впрочем, как раз кесповские менеджеры и налажали с процедурами, а так против киберспорта комитет ничего не умел. Но там пойди разберись.

На поле вышеизложенных происшествиями в голову простого энтузиаста видеоигр с progamer.ru закралось две думы. Первая: либо в МОК наконец-то почуяли, что на нашем огороде закопано много денег, либо кто-то им это яростно подсказывает. Вторая: стартовать кампанию по включению киберспорта в Олимпийские игры (того же 2024 года, так) — отвратительнейшая идея.

Слышали звон

Первый пункт в особенных деталях, думаю, расписывать и доказывать уже не надо. Киберспорт, который ваш покорный обожает называть «движением», уже приличное время как можно со спокойной душой величать «индустрией». Со своими региональными базарами, стартапами, инвесторами и потенциальной прибылью, исчисляемой миллиардами долларов. В киберспорте есть и венчурные проекты, и закрепившиеся игроки, и куча других слов и понятий из вселенной большого бизнеса.

Чуть ли не каждый день на разных ресурсах можно прочесть, что один бывший профессиональный баскетболист купил такой-то проект, европейский футбольный клуб вложился в таких-то прогеймеров, а такие-то инвесторы поддержали создание такой-то ассоциации. Раздельно радуют суммы сделок. Не так давно вложение куда-нибудь в киберспорт желая бы на пару миллионов долларов было событием глобального масштаба. Сейчас же все (грубо говоря) подряд накачивают прогеймерские проекты денежками и соревнуются (!) за право отдать разработчикам League of Legends по десять с излишним миллионов долларов за место в реструктуризованной LCS.

Причем сильно вылито, что новоприбывшие по большей части занимаются раздуванием какого-то очередного мыльного пузыря. Или попросту не особенно хорошо понимают, что делают.

Сделка сделке, безусловно, рознь. За что упрашивают деньги те же Riot, в принципе понятно. Компания разработала соревновательную игру, как вытекает продвинула ее на рынке и уже несколько лет как проводит большие регулярные состязания. У LCS есть большая зрительская аудитория, сравнительно развитая инфраструктура и многоопытные кадры.

Инвестиции в большие киберспортивные клубы тоже особенных проблем не вызывают. Большие и малые аналитические конторы хоть и повествуют сказки про видеоигровое Эльдорадо, но основной тренд-то виден и без них — прогейминг вяще никуда не денется, и чем дальше, тем он будет только крупнее. Можно и скупать команды, и строить их с нуля, идея подняться у руля киберспортивного коллектива — вполне себе рабочая, а дальней уже надо смотреть по ситуации.

А вот почему люди вкладываются в Overwatch League, собственно ваш покорный (и, судя по эфиру, много кто еще) понимает плохо. В прок того, что OWL станет настолько крутой лигой, что выкуп слотов за те же десятки миллионов долларов себя обелит, напрямую сейчас не говорит ничего. Ни-че-го.

Окей, игра неплохо продалась. А Team Fortress 2 — вообще в свое пора был народный шутер, да вот с большой прогеймерской сценой там что-то не уложилось. Ставить знак равенства между регулярными игроками и аудиторией состязаний по игре есть большая и грубая ошибка.

Еще в разработчиках значится сама Blizzard Entertainment. Я бы, правда, с киберспортивной-то точки зрения записал бы это в недостача; никаких по-настоящему удачных шагов в мире киберспорта Blizzard не предпринимала еще ни разу. Соревновательный Starcraft: Brood War и Warcraft 3 состоялись, пока студия стояла в сторонке и не мешала. SC2, если сравнивать с прародителем, свой потенциал расточил куда-то в никуда. В Hearthstone даже зрительского режима нет. Heroes of the Storm не взлетел так росло, как разработчикам хотелось бы. В свое время Blizzard купила несколько студий, изготовляющих тематический контент (помните IGN Pro League?). Плюс всю Major League Gaming. Все разошлось где-то внутри компании.

Причастные к OWL лица в унисон обещают, что все будет крепко, а пока соревновательный Overwatch толком проявляет себя на Twitch.tv неплохо если раз в месяц. И при этом не собирает вокруг себя какой-то потрясающей по размерам аудитории.

Но это еще ничего. Blizzard по крайней мере ведает, что вообще такое прогейминг, и на что похожа местная сцена и куда надо рыть. Начинания же типа McLaren’s World Fastest Gamer не возбуждают ничего, кроме оторопи. Сколько денег было вбухано? Какую аудиторию эти люд надеются ухватить? Насколько сильно эта аудитория пересекается с нашим традиционным киберспортом? Что для этого проекта будет позитивным результатом?

Вопрос на засыпку: насколько велика вероятность того, что МОК вместо того, чтобы зачислить во внимание мнение привычной нам прогеймерской сцены, в первую очередность будет смотреть в сторону людей с деньгами? Может, даже несообразительных с точки зрения киберспортивного движения, но все равно с деньгами? Тем немало, вон там в этих нехороших играх льется пиксельная кровь, а тут вон все в распорядке, гонки, виртуальный баскетбол, может быть, какой-нибудь.

Проблема вдогонку: что будет, если надувающийся на глазах параноиков мыльный пузырь очутится не мнимым, а настоящим, и лопнет аккурат во время проведения первой Олимпиады, включившей в себя киберспорт?

Будь я господом киберспорта, я бы как минимум переждал, пока наша новая золотая лихоманка слегка успокоится. OWL и прочие неоднозначные проекты могут потерпеть всеобщую колоссальную неудачу. Сцена отпугнет инвесторов, но никуда не пропадет. При условии, что в момент падения вящих неудачников не окажется на олимпийском помосте.

Ой не хочется об этом размышлять.

P.S. Я в начале текста обещал рассказать анекдот про возрожденную WCG. Штука вот в чем. Дата, пора и место проведения игр уже объявлены. 2018 год, апрель, здоровый коммерческий комплекс IMPACT в Бангкоке. А вот про дисциплины, как ни удивительно, ничего в анонсе WCG 2018 нет. Симптоматично, не правда ли?