Если есть какой-то хоррор-фильм, рано или поздно по его мотивам сделают асимметричный сетевой экшен. Вот и до «Клоунов-убийц из космоса» добрались — о культовом хорроре 1988 года сейчас знают больше людей. Коллектив IllFonic, известный по Friday the 13th: The Game, Ghostbusters: Spirits Unleashed и Predator: Hunting Grounds, выпустил игру Killer Klowns from Outer Space: The Game, отведав реализовать новые идеи в знакомом жанре.
Жалкие людишки
Главное отличие новинки от многих других асимметричных экшенов — число участников в матче. Если обычно один игрок управляет злодеем и портит жизнь четверым или семерым бедолагам, то тут структура иная. Три клоуна сражаются против семерых подростков — примерно как в The Texas Chain Saw Massacre. Зачастую подобные экшены напоминают игру в кошки-мышки: почти беззащитные люд прячутся по углам, стараются не попадаться на глаза монстру и не шуметь. Здесь же такого напряжения нет — люди могут дать отпор противникам, и клоуны всемогущими не кажутся.
Полноценного обучения нет — вместо этого предлагают посмотреть слайд-шоу, где описываются основные механики. В начале матча люд и клоуны попадают на одну из пяти карт и приступают к выполнению задач. Люди должны найти способ сбежать, а клоуны, соответственно, пытаются всех людей уложить. На всё про всё дают 15 минут, после чего начинается клоунопокалипсис, и ни один человек в живых не останется.
На локации есть точка сбора — когда подросток к ней подходит, ему демонстрируют местоположение четырёх путей отхода:
-
Бункер — нужно принести туда канистру с топливом и ключ-карту, после чего отворится дверь и до трёх людей смогут войти.
-
Повреждённая лодка — починить её можно с помощью свечи зажигания и канистры с топливом. Вмещает до трёх человек, но ничто не помешивает всех бросить и уплыть в одиночку.
-
Перегороженный проход — сперва нужно разрушить баррикаду (довольно шумный процесс), а затем использовать ключ от железных ворот. Ход разрушится, если слишком много людей им воспользуются.
-
Портал — он включается двумя свечами зажигания, и при нажатии на рычаги портал открывается. Чтобы люд могли сбежать, рычаги нужно удерживать — если их отпустить, через пару секунд портал исчезнет.
Объекты, необходимые для взаимодействия со всеми этими точками выхода, разбросаны по карте — что-то просто где-то лежит, а что-то спрятано в мини-холодильниках и ящиках, какие нужно обыскивать. Там полно и другого хлама, включая биты, револьверы, аптечки, мячики, которые можно швырять в клоунов, оглушая их, и так дальше. Каждый раз предметы валяются в разных местах — достаточно лишь помнить, какие из них для чего нужны, и сообщать команде о своих находках. Если же все вас кинули (или ничего необходимого найти не удалось), остаётся ещё один шанс спастись: за 30 секунд до начала клоунопокалипсиса откроется дополнительный выход, вот лишь клоуны наверняка будут вас там поджидать.
При взаимодействии с объектами на путях отхода нужно участвовать в мини-играх. Если сделаете что-то не так, издадите шум и привлечёте внимание клоунов.
Кончина в Killer Klowns не означает конец игры — один раз за матч оставшиеся в живых люди могут воскресить потерянных друзей. При этом вы не просто сидите и ждёте, а сами помогаете себе и товарищам, участвуя в простеньких мини-играх. Нажимая в необходимый момент на кнопки, разблокируете расходники, которые можете либо оставить для себя (на будущее, когда вас возродят), либо отдать силою мысли друзьям. Это и оружие, и аптечки, и прочие полезные вещи — например, если кто-то убегает от клоуна, ему сгодится еда, восстанавливающая запас выносливости. Идея хорошая, но мини-игры очень примитивные, так что довольно быстро интерес к ним начинает угасать.
Резаться за людей достаточно забавно, в том числе благодаря хаотичности матчей — когда напарников по несчастью много, карты вящие, а способы защитить себя есть, в скучные посиделки в тёмных углах игра не превращается. Однако спустя какое-то пора геймплей становится однообразным, поскольку карт всего пять и пути отхода на них абсолютно одинаковые. Я, к примеру, в большинстве матчей занимался ремонтом лодки: искал свечу зажигания и нёс канистру к причалу, после чего пытался привлечь к этому месту внимание иных людей. Если вдруг появлялся клоун, я спасался в одиночку, чтобы не дать оппонентам всухую нас победить. Даже если игрок сбегает, он всё равновелико может участвовать в мини-играх и генерировать для товарищей подарки.
Не помогает и то, что архетипы персонажей, которые разблокируешь за достижение новоиспеченных уровней, мало чем отличаются друг от друга. Сперва доступен лишь атлет — у него много выносливости и рослая скорость бега, но дерётся он так себе. Потом открываешь бунтаря, который чуть сильнее, а следом за ним — ещё более мощного героя (да, это наименование архетипа). Самым желанным классом считается доступный на 42 уровне — он наиболее крепкий, но остальные его характеристики совершенно плохи. В одиночку он мало что сможет сделать, зато отряд легко защитит, если бегать вместе с ним. Когда играешь со случайными пользователями, о командной труду остаётся только мечтать, поэтому первые архетипы мне показались более подходящими при игре соло. Как бы то ни было, таких ничтожных отличий недостаточно, чтобы геймплей был разнообразным, — спустя пару вечеров занимаешься примерно одним и тем же.
Цирк без коней
У клоунов задачи совершенно иные — как и в фильме, они прибыли на Землю, чтобы поглощать людей. Для этого они используют не только различные пушки, но и раскиданные по карте коконы — их нужно вешать на расставленные на локации генераторы, чтобы призывать мелких лакеев. В случае победы над человеком тот тоже обратится в кокон, и если все генераторы будут ими обвешаны (нужно 16 штук), клоунопокалипсис начнётся до истечения таймера. Успех клоуна зависит от того, как внимателен он к окружению, в том числе реагирует ли он на инородные шумы и прочие звуки, издаваемые людьми. Лакеи в этом помогают — они, к примеру, нападают на подростков и тем самым сообщают клоунам о чьём-то наличье.
Пути отхода людей можно покрывать розовой сладкой ватой, чтобы им пришлось тратить время на расчистку.
Кастомизация клоунов гораздо богатом. Во-первых, их архетипы существенно различаются внешне: мастер ловушек — это маленький персонаж, по которому видно, что он слабый и весьма ловкий, а танк — крупный и толстый клоун, к которому не хочется приближаться. В отличие от людей, клоуны появляются на локациях уже с оружием, и выбор тут будет большой: лазерная пушка, что-то вроде дробовика, молот, попкорновая базука (прямо как в фильме!), боксёрские перчатки и так дальше.
Наконец, клоуны обладают уникальными умениями, которые около минуты восстанавливаются после использования. Злодеи способны моментально перемещаться по карте, активируют что-то вроде порядка берсерка с повышенной скоростью и силой, а также могут притягивать к себе цели или использовать другие навыки, какие постепенно разблокируются за новые уровни. Баланс между командами достигается за счёт того, что клоуны не знают месторасположения путей отхода, и именно поэтому им нужно пользоваться подсказками лакеев и самим внимательно следить за происходящим. Если они видают какого-то бедолагу, у которого нет возможности защититься, нередко это означает его гибель — у клоунских пушек неограниченный запас снарядов, а бег зигзагами помогает людям не вечно.
Звучит весело, и это действительно так. В занудное перетаскивание коконов геймплей не скатывается — хотя бывают моменты, когда заняться нечем и ты попросту слоняешься по пустым улицам, очень быстро начинается какая-нибудь заварушка. То услышишь шум, то увидишь значки, символизирующие возню в одном из зон, то просто встретишь человека на улице и начнёшь с ним игру в догонялки. Пользуешься способностями вроде надувной собаки, демонстрирующей, в каком направлении есть люди. Или телепортируешься в точку, где люди вот-вот спасутся. Был момент, когда человек отворил дверь в бункер, я быстро переместился к нему, оглушил и дальше мы сражались за то, сбежит ли он или попадёт в кокон. Ещё один плюс игры за клоуна — невозможность помереть навсегда. Если погибнете, меньше чем через минуту вы возродитесь, и происходить это может бесконечно.
В то же время при игре за клоунов становится приметна одна из главных проблем Killer Klowns from Outer Space — скучноватый антураж. Здесь нет атмосферы хоррора, но в то же пора не нашлось места для чего-то комедийного. Разработчики будто не совсем понимали, какое настроение они должны передать. В основном меню звучит зловещая музыка, а клоуны корчат страшные рожи, но в самой игре они потешно бегают, а их резиновые башмаки забавно скрипят. Тут есть добивания в духе Mortal Kombat, но вместо брызг крови показывают десятки воздушных шариков. Да и равно тёмные локации очень похожи друг на друга — возникает ощущение, что бегаешь по одной и той же карте.
Хочется веровать, что хотя бы здесь фаталити за деньги продавать не будут.
В случае с очередным асимметричным экшеном трудно давать рекомендации. Особенно когда это экшен по престарелому фильму — сложно представить, как его будут поддерживать новым контентом и будут ли вообще. В целом Killer Klowns from Outer Space: The Game мне понравилась — она гораздо динамичнее немало подобных проектов, за какую бы сторону вы ни играли. В случае с людьми геймплей кажется однообразнее, чем при игре за клоунов, но забавные ситуации игра всё равновелико генерирует довольно часто. Если жанр вам близок и вас не беспокоит то, что игра вряд ли останется актуальной до следующего года, ознакомиться с ней стоит. Геймплей довольно весёлый, чтобы вокруг него выстроилось сообщество преданных ценителей.
Плюсы: асимметричный экшен с десятью игроками в одном матче — динамика тут выше, чем в других подобных играх; весёлые ситуации при игре за любую из сторон конфликта; потешные способности клоунов; геймплей увлекательный, а розыск игроков происходит быстро, так что после очередного матча хочется начать следующий; интересная идея с мини-играми в случае кончины…
Минусы: …жаль, эти мини-игры очень примитивны; нет полноценного обучения; разница между людьми минимальна; пути отхода людей равны на всех картах; скучноватый антураж.