Живо для платформы: мы опять играем за самовлюблённого представителя власти. На этот раз — за посланника Земли, который прилетел на заседание Галактической Федерации, но ровно во время воодушевлённой речи перед инопланетянами увидел, что его родную планету похитили неизвестные — она просто исчезла. Сейчас нам, понятно, нужно разобраться с этой проблемой, чтобы не потерять своё кресло.

Для этого придётся, как и в первой доли, активно набирать граждан в свою команду — только тут это жители самых разных планет. Все они делятся на три типа. Одни прямо участвуют в драках — это может быть пилот нашего звездолёта, который тут приравнен к типичному пиратскому боцману; слегка неровный астроном, похожий на Эйнштейна (Albert Einstein); робот-шериф с одной из планет; шеф-повар межгалактической сети ресторанов. Или, так, полицейский Timecop (явная отсылка к фильму «Патруль времени»), который, используя разные пространственно-временные линии, одновременно есть во всех комнатах в местном полицейском участке и делает всю работу сразу.

У каждого из них помимо собственных боевых зачислений есть уникальная небоевая способность. Например, робот-шериф на ходу раздаёт задания на убийство монстров (зачастую на пора). А астроном помогает искать исчезнувшую Землю, когда мы отправляемся в космос.

Они не халявщики — они партнёры!

Другие граждане, набираемые в нашу команду, — это так именуемые партнёры. Они в драках не участвуют, но их можно назначить помощниками (своеобразными питомцами) боевым юнитам, чтобы те получали бонусы к характеристикам. Также партнёры могут подлечить в свалках или активировать полезные нам «бафы» и «дебафы». У таких персонажей тоже есть интересные способности. Некоторые из них выполняют роль разоблачила «Опции» — например, позволяют регулировать сложность боёв и мини-игр.

Citizens of Space обзор игры

Боссы в такой игре, естественно, весьма необычные.

Партнёров может быть много: это самые разные инопланетяне и люди — доставщики пиццы, судьи, уборщики, косметологи, композиторы, роботы-переводчики, археологи, рассыльные, химики, декораторы и так далее.

Наконец, как и почти в любой JRPG, тут есть персонажи, которых можно призывать в бою. Доктор, хакер, репортёр, шахтёр — эти и многие иные полезны каждый по-своему. А помимо того у многих ещё есть опять же небоевые умения, помогающие при исследовании вселенной. Например, тот же шахтёр, когда попадает в команду нашего посла, открывает возможность уничтожать каменные препятствия, чтобы и ресурсы собирать, и в ранее недоступные локации пробиваться.

Всё для граждан!

Всего в команде может быть до 40 граждан, многие из которых ещё и прокачиваются, развивая свои таланты и обнаруживая новые по мере набора уровней (последнее — в первую очередь про бойцов и партнёров). Можете представить, сколько в Citizens of Space умений и способностей на все случаи жития и сколько вариантов партийных билдов — в драке разрешают участвовать только троим. И всех этих бойцов, инопланетных или дольних «призывников», партнёров, естественно, хочется собрать вместе, прямо как покемонов, не упустив ни одного, — это один из основных стимулов к прохождению.

Некоторые становятся доступны по сюжету, но большинство сначала просят выполнить какую-нибудь просьбу. Да, особым разнообразностью они не отличаются. Но если вы понимаете, что играете не в новую Baldur’s Gate или Pillars of Eternity, а в юмористическую JRPG, то у вас не будет особых проблем с тем, чтобы доставлять пиццу, разыскивать нужные предметы или рецепты, докладывать о преступлениях, тестировать в бою приборы (или употреблять сладости с бонусными эффектами на потребу тучной кондитерше), охотиться за головами бандитов и так далее.

Citizens of Space обзор игры

Мини-игры в сражениях всегда заставляют быть в тонусе.

Тем более что попадаются и весьма забавные миссии. Так, робот-переводчик попросит выслушать 800 строк диалогов, импозантный куратор (или кураторша — точно и не поймёшь) авангардных инопланетных выставок, одетый в манере Сергея Зверева, хочет, чтобы мы нашли что-то до крайности артхаусное или скульптуру, которая «отражала бы дух Галактики». Шеф-повару необходимо помочь изготовить крутое блюдо, а композитору — закончить симфонию. А для этого придётся участвовать в мини-играх.

Нажми на кнопку — получишь итог!

Все местные драки также построены на мини-играх. Бои проходят, как водится, в пошаговом режиме, позволяя каждому герою в собственный ход использовать стандартную атаку или продвинутые умения, на которые, правда, ещё нужно накопить заряды энергии. Либо же мы в качестве посланника Земли и главу всей этой команды берём паузу, чтобы использовать расходные предметы или, например, вызвать полицию — это такое умение, какое снижает агрессивность (и, соответственно, урон) у всех участников противостояния. Можно и «суммона» призвать — если хватит харизмы, какая тут играет роль шкалы ярости.

Всё в целом традиционно для JRPG. Но вот чтобы любая атака или умение, позволяющее, так, регенерировать энергию или лечить камрадов, сработали — и сработали как можно эффективнее, мы должны вовремя нажимать указанные кнопки, зажимать и отжимать их, останавливать несущуюся по кругу стрелку в нужном секторе и так далее. Чтобы защищаться во время вражеских атак, тоже приходится что-то вовремя и скоро нажимать — да ещё и в правильной последовательности. Звучит как банальные QTE, но в динамике всё гораздо разнообразнее и веселее.

Во многом именно поэтому свалки в Citizens of Space не успевают так приесться, как во многих JRPG, — у каждого из многочисленных «граждан» свои атаки и умения и свои же мини-игры под них. А если всё же число случайных столкновений начнёт раздражать, то можно минимизировать их частоту. Это вообще отличная «фишка», которую просто обязаны взять на вооружение все представители жанра. Желаешь много гринда — пожалуйста, выкручивай настройку на максимум, хочешь быстрее пробежать локацию — делай наоборот.

Тем немало что даже от одной битвы здесь можно получить много опыта, денег и прочих наград — если не завершать её разом после победы, а попросить добавить ещё несколько волн врагов. И так делать разрешают несколько раз. Вот она — настоящая демократия пол начином лучшего в мире посланника Земли!

Утопите меня в аплодисментах

Да, в Citizens of Space харизма главного героя — вящая сила и один из главных аргументов в руках авторов. Он самовлюблён, много думает о своей причёске и вообще наружности (гораздо больше, чем о спасении Земли). Но при этом совсем не вор, негодяй, лентяй и обманщик, как герой Citizens of Earth. Этакий забавный дурачок, какой вечно улыбается, всех почему-то называет «мэм» и норовит записать в свои фанаты, даже если они впервые его видают.

Citizens of Space обзор игры

Русского перевода тут нет.

Так, своего помощника наш посланник поначалу принял за ребёнка-поклонника, который совершил героический путь сквозь космос за своим кумиром. И потом долгое время называет его маленьким приятелем, чем дико бесит помощника. И лишь сквозь какое-то время соглашается: «Ладно, нормального размера приятель». Иногда повышенная самовлюблённость главгероя рождает диалоги в духе Жванецкого: «Здравствуйте, гражданин судья». — «Ваша честь». —«Ой, благодарю, что вы так меня цените, но, право, не стоит…» — «Я говорю, что ко мне так надо обращаться». — «Как?» — «Ваша честь». — «Ну что вы, что вы, я истина ценю ваше отношение ко мне, но можно и не повторять это каждый раз». — «О боже…»

В общем, сами понимаете, с таким героем и гурьбой разношёрстных соратников, против которых выступают вылупляющиеся из яиц попугаи, утки-бодибилдеры, собачки в космических скафандрах и бегающие на ножках полумесяцы, томиться не приходится. К тому же авторы то и дело пытаются пробить «четвёртую стену» и отпускают чисто геймерские шуточки.

Пора приключений на земле и в космосе

Ну и вообще играть в Citizens of Space весело и интересно. Она не претендует на гениальность и лавры покорителя наших сердец. Но своё дело авторы достоверно знают. Здесь есть всё, за что любят такие игры, включая исследование локаций, загадки, хождение по магазинам, поедание различных блюд для получения бонусов, сбор ресурсов, подбор лучшей экипировки или её крафт из самых разных ингредиентов.

Есть всё — и даже вяще. Ведь помимо исследования, диалогов, квестов и сражений нам также доступен целый космос. Можно летать на своём звездолёте, разыскивать по сюжету Землю или же просто открывать новые планеты (многие и климатом, и составом населения различаются) и высаживаться на них. А там вдруг выяснится, что это оригинальное поле для гольфа, где мы встретим археолога, готового присоединиться к нам, если мы соберём все части карты сокровищ. Впрочем, для высадки на отдельный планеты нам сначала нужно получить новые таланты и более мощный корабль.

Количество мини-игр в драках подлинно впечатляет.

***

Citizens of Space не особенно известна, не разрекламирована, не отличается яркой внешностью. Да и перемещать персонажа по карте не чересчур удобно — яркий пример «танкового» управления. Но я всё же рекомендую игру всем поклонникам жанра — здесь достаточно весело, многообразно, много приключений, квестов и необычных персонажей с уникальными навыками. Плюс совершенно уморительный главный герой. А что ещё необходимо, чтобы увлекательно скоротать пару вечеров? Хотя их, скорее всего, не хватит — уж слишком много всего в Citizens of Space.

Плюсы: увлекательная история; увлекательный игровой процесс; масса доступных для найма персонажей со своими способностями; очень харизматичный основной герой; много юмора и забавных мини-игр; сражения не дают заскучать; можно регулировать уровень гринда; симпатичная музыка и выразительное озвучивание (особенно удался главный герой).

Минусы: графика может показаться слишком уж простенькой; не самое спокойное управление персонажем.