Пока я строчу эти строки, у  Kingpin: Reloaded, переиздания шутера 1999 года про матерящихся бандитов, в Steam всего 206 обозрений, из которых только 34 % положительные — похоже, вышел полный провал. Действительно ли всё так ужасно? Может, есть и позитивные моменты? Мой ответ на оба вопроса примерно такой: всё очень плохо, но именно это и хорошо. Звучит запутанно — чтобы разъяснить, придётся начать издалека и рассмотреть выход Reloaded в широком контексте.

Культурный айсберг

Оригинальная  Kingpin: Life of Crime вышла летом 1999 года и потребовала скандал: за пару месяцев до этого произошла перестрелка в школе «Колумбайн», где погибли 15 человек, и многие влиятельные люд, среди которых был и тогдашний президент США Билл Клинтон (Bill Clinton), поспешили обвинить в случившемся жестокие видеоигры. В прочем её приняли сдержанно тепло: не на уровне выпущенных в том же году  System Shock 2 или  Unreal Tournament, но вполне достойно. Желая, конечно, не стоит забывать, что зарубежные рецензенты обозревали жалкий оригинал, а не неповторимый перевод от «Фаргуса».

 

Мне любовь к подобным предметам кажется дурновкусием, но если вам нравится — бог вам судья.

С годами у игры, кажется, появилось что-то вроде культа — 3D Realms, издатель Reloaded, у себя на сайте даже осмотрительно называет оригинал классикой. Само решение переиздать игру, по идее, должно говорить о её востребованности, о том, что она прошла проверку порой, попала в канон. Если отследить судьбу других игр, вышедших в 1999-м, то мы даже увидим, как этот самый процесс канонизации шагает полным ходом: одни проекты получают ремейки и ремастеры, другие — забвение; действия издателей разделяют престарелые игры на актуальные и неактуальные, как сепаратор снимает сливки с молока.

Ещё более точным, пожалуй, будет сравнение даже не с молоком, а с айсбергом. На его пике очутятся System Shock 2,  Planescape: Torment и, с оговорками,  Homeworld — проекты, получившие в своих ремастерах или сугубо технические, или отключаемые обновления: издатели посчитали, что существенных изменений этим играм по прошествии лет не потребовалось. Сюда же отправляется  Worms Armageddon, больше 20 лет получавшая патчи, и  Quake III Arena, которая и сейчас жива в облике  Quake Live — люди до сих пор туда заходят.

Чуть ниже пика находятся проекты, получившие переиздания с изменениями, какие нельзя отключить:  HD Edition третьих « Героев» «правит» баланс;  Chrono Cross: The Radical Dreamers Edition кормит «всевозможные новые фичи», а её техническое состояние всё ещё оставляет желать лучшего; в  Pharaoh: A New Era, помимо внешнего вида, изменился геймплей сражений. К этой же категории я бы отнёс  Spyro 2 и  Crash Team Racing, которым в  Reignited Trilogy и  Nitro-Fueled с нуля перерисовали графику, ремастер  Final Fantasy VIII, версию  Shadow Man от Nightdive и  Age of Empires II: Definitive Edition. Куда-то сюда пускается и  Resident Evil 3, в  ремейке которой от оригинала мало чего осталось.

Подножие надводной части айсберга — это игры 1999-го, какие я бы назвал полузабытыми: они получили патчи для совместимости с новыми версиями операционных систем и теперь продаются по низким стоимостям и не привлекают к себе стороннего внимания — за возможность их приобрести нужно благодарить в первую очередь не правообладателей, а магазин GOG. Этот список импозантный:  Sid Meier’s Alpha Centauri,  Jagged Alliance 2,  The Longest Journey,  Shenmue,  Tomb Raider: The Last Revelation,  SimCity 3000,  Rayman 2, Kingpin до выхода Reloaded,  Dungeon Keeper 2,  Rollercoaster Tycoon,  Pharaoh. На PS4 и PS5 ещё можно поиграть в оригинальные  The Legend of Dragoon,  Syphon Filter и версию  Valkyrie Profile, изначально выпущенную на PSP, — Sony упрашивает за эти игры по 10–20 евро, но никак не рекламирует. Произведения искусства вроде бы сохранены, но без большого интереса.

Самая вящая часть, подводная, невидимая с поверхности, — своего рода лимб, заложники своих платформ. Если приглядеться, то окажется, что в «коммерческий канон», то есть всё перечисленное выше, не попало множество игр, которые геймеры высоко ценят и ныне. В первую очередь речь об эксклюзивах первой PlayStation:  Parasite Eve II,  Dino Crisis,  Medal of Honor,  Ace Combat 3 и — подавайте все вместе хором —  Silent Hill.  Ape Escape и  Persona 2: Innocent Sin выходили ещё и на PSP, но та тоже давно мертва — сейчас это заложницы двух платформ. У  Front Mission 3 в разработке ремейк, но сейчас она недоступна для покупки.  Command & Conquer: Tiberian Sun раздавали даром, но теперь она abandonware.  Legacy of Kain: Soul Reaver в своё время портировали на ПК, но больше нигде не продают. Unreal Tournament — саму Unreal Tournament! — тоже недавно прибрали изо всех магазинов вместе со всеми остальными частями серии: вместо них Epic предлагает подать заявку на доступ к «преальфе» своего новоиспеченного проекта; он выглядит давно заброшенным, но это не помешало компании отключить в этом году серверы классических частей.  Street Fighter III: 3rd Strike,  Gran Turismo 2 и  Tekken Tag Tournament, представляется, уже точно не воскреснут: франшизы до сих пор живы, а файтинги и гонки — это, наверное, не те категории игр, где издателям хотелось бы размывать аудиторию, поддерживая одновременно и условную третью доля серии, и шестую.

Понятно, что решение, стоит ли браться за переиздание той или иной игры, принимается не столько из расчёта её изначального качества или размера фанатского сообщества, сколько из соотношения расходов и потенциальных доходов: Shadow Man, так, почти всеми забыта, но обновлённую версию получила. Какие-то вещи геймеры наверняка и рады были бы обзавестись заново, но мешают юридическая неразбериха (здесь самый известный пример —  No One Lives Forever) и истёкшие контракты ( Onimusha 3).

 

Мы вот, откапывая игры 1999-го, даже о Drakan припомнили — а правообладатели нет.

Возникает парадоксальная ситуация. Внушительная часть громких релизов этого года — как раз ремастеры и ремейки:  Metroid Prime,  Resident Evil 4,  Dead Space,  Rise of the Triad,  Super Mario RPG,  Quake II,  System Shock,  Advance Wars 1+2, сейчас ещё и Kingpin. Со стороны может показаться, что наше общество помешалось на ностальгии и попытках войти в одну воду двукратно — много игр с подзаголовками вроде Remastered, Reforged, Reignited, Resurrected и Reborn выходило все последние годы, но 2023-й, представляется, оказался самым богатым на них. Однако на каждую игру, которую, величая классикой, наряжают в новое платье и наново ставят под свет софитов, всё равно приходится множество не менее значимых проектов, сегодня пребывающих в частичном и целом забвении: 27 марта закрылись магазины на 3DS и Wii U; 29 июля 2024-го такая же судьба ждёт Xbox 360; среди игр, вышедших на PS2, сейчас доступны для покупки в США лишь 12 % (как раз примерно столько же, сколько процентов айсберга находится над водой); в случае с играми старше 1985 года статистика ещё хуже — 3 %. Цивилизация — это отбор, и отбор жесточайший, и, покупая Reloaded за 15 евро, я не мог отделаться от мысли: а уверены ли мы, что эта игра его прошла? То есть если мы согласны с тем, что 12 % выживших игр — это нормально, то подлинно ли Kingpin заслужила в них попасть? А если не согласны и хотим спасти как можно больше — точно ли мы начали с того, что необходимо?

 

Кстати, о поведении издателей: вы знали, что Rockstar выпускала в Steam версии Manhunt, Midnight Club II и Max Payne 2 с пиратскими «кряками», какие ещё и не работали как следует без комьюнити-патчей, потому что создавались для устаревших операционных систем?

Мусор с душой

Ответ на этот проблема оказался куда забавнее, чем я мог предположить.

Как я уже упомянул, Reloaded провалилась. Её справедливо ругают за баги, но разработчики из Slipgate Ironworks деятельно их правят — к игре вышло уже два патча и появятся ещё. В «новой» графике (есть два режима: приближенный к оригинальному и «новый») отвратительное освещение — и это истина, но графику в любой момент можно переключить; если какой-то из режимов вам не нравится, о его существовании можно забыть до крышки игры, нажав одну клавишу. Нет мультиплеера, который в оригинале назывался Gangbang (ммм, чувство юмора!), — но он даже в 1999-м не возбуждал ажиотажа, а сегодня и подавно никому не нужен. Загрузки долгие — бесспорно, но они и раньше были далеко не моментальными. Тем не немного многие комментаторы придерживаются мнения, что версия вышла недоделанной. «Может, ещё не поздно передать это Nightdive — вопрошает третий из самых высокооценённых пользовательских отзывов; в иных встречаются заявления, будто новая Kingpin сделана «спустя рукава» и «без души» — типичные геймерские мыслеостанавливающие клише.

Это не так. Reloaded вышла на три года запоздалее запланированного, потому что её пришлось воссоздавать с нуля: исходный код оригинала утерян. Роберт Ник Браун (Robert Nic Brown) из Slipgate написал новоиспеченный движок и восстанавливал алгоритмы оригинала с помощью обратного инжиниринга — это невероятно сложная и кропотливая работа. Все текстуры пришлось перерисовывать наново — два раза! Если и упрекать в чём-то разработчиков, то не в наплевательском отношении к делу.

Это раз. Два: я проходил оригинал этим летом, когда строчил статью о переводе обсценной лексики, и нашёл его отвратительным. Тамошний искусственный интеллект в 1999-м, может, и считался пристойным, но сейчас возбуждает смех и жалость. Перестрелки — крайне слабые. Саундтрек состоит из трёх (трёх!) играющих по кругу композиций и продолжается в общей сложности 23 минуты — вернее, 11, потому что каждая песня там повторяется два раза, с вокалом и без. Дизайн степеней — вечное «Да куда мне, блин, идти?!»; та же самая проблема была и у предыдущей игры Xatrix,  аддона к Quake II, и в ремастере её разрешили, добавив в инвентарь компас. В Reloaded компаса нет, но его и в девяностых не имелось. С сюжетом ситуация та же, что и в  Doom, — он нужен, чтобы задавать необходимые ожидания и тон происходящему и самостоятельной ценности не имеет. Арт-дизайн — спасибо Виктору Антонову! — ещё кое-как держится, но действие игры всё равновелико по большей части происходит в серо-коричневых коридорах.

Reloaded всё это любовно воссоздаёт (хотя графика, пожалуй, и правда ухудшилась). Безусловно, это кривая поделка, которая не заслуживает вашего времени, но оригинал был не лучше. Я могу только снять шляпу перед людьми, какие три года воссоздавали безнадёжный мусор, бережно сохраняя все аспекты, делавшие его безнадёжным мусором!

В чём же переиздание тогда обвиняют? Как Антон Паули сообщал год назад: «Для интереса я перепрошёл Kingpin, чтобы освежить её в памяти, и понял, что её приятнее вспоминать, чем играть». Статья на PC Gamer начинается с весьма симптоматичной цитаты: «О Kingpin: Life of Crime — шутере 1999 года, в который я поиграл слишком, слишком молодым, — у меня остались на изумление приятные воспоминания. Невероятная жестокость, мат-перемат, щепотка RPG-элементов — при первом прохождении всё это создавало эффект новизны». Рецензенты в Steam мастерят то же самое: сравнивают Reloaded не с оригиналом, а с собственными воспоминаниями об оригинале. «Иногда ностальгии лучше оставаться ностальгией. Оценка: 1/10».

Подавайте поговорим о ностальгии

Я из этой истории вынес два наблюдения. Вы вправе с ними не согласиться — это именно что наблюдения, а не факты, — но относятся они к районам, где строгие доказательства в принципе вряд ли возможны.

Оба они касаются ностальгии. Мне горячо интересен этот феномен: я даже декламировал о нём книги, когда писал текст об  Atomic Heart, но всё равно чувствую, что не понимаю его до конца. Волну ремастеров и ремейков я склонен обрисовать именно как желание сэкономить на производственном процессе и торговать ностальгией, а не как попытку сохранить игровую историю — она, как доказывает повергнутая выше статистика, компании совершенно не волнует. Но как торговать ностальгией правильно? Что конкретно 3D Realms сделала не так? Исправила бы поза лучшая графика?

Kingpin: Reloaded: Ностальгический обзор

Мне кажется, что любовь к ностальгии идёт рука об руку с другим современным помешательством: боязнью спойлеров. И то и иное ставят во главу угла не само медиа, а представления о нём, только ностальгия обращена в прошлое, а боязнь спойлеров — в грядущей. Взять недавнюю истерию по поводу трейлера  GTAVI: людям крайне важно, что покажут в видео об игре, в какую пока даже поиграть нельзя, потому что мысли о будущем опыте — это уже часть этого опыта. Но почему эта доля так важна?

Полагаю, дело в информационной передозировке. В одном только Steam выходят десятки игр в день, поиграть в любую невозможно, и даже интересные релизы приходится пропускать, а проходить игры долго, и оттого впечатления от них заменяются впечатлениями о них. Чем запускать новинку, какая ещё и расстроить может, лучше послушать о том, во что я уже играл когда-то давно, и быстро и гарантированно испытать радость узнавания и припомнить беззаботное прошлое. По трейлеру можно нафантазировать себе любую игру, которая точно не разочарует. Если мне расскажут, что выходит в свежевышедшем сериале, то я испытаю недостаточно эмоций — а время дорого, сами знаете.

Мой любимый баг в Reloaded: листая языки, я переключил игру на китайский, а получил смесь русского, английского, немецкого и почему-то испанского. Не знаю, как так получилось, но вроде бы это уже починили.

Мой любимый баг в Reloaded: листая стили, я переключил игру на китайский, а получил смесь русского, английского, немецкого и почему-то испанского. Не знаю, как так получилось, но вроде бы это уже починили.

Второе. Мне нравится повергнутое
в книге «Silent Hill. Навстречу ужасу», о которой я писал, сравнение игры в сурвайвл-хоррор с мастурбацией: и то и другое — это такие процессы уединённого мечтания, где значительно не столько то, что на мониторе непосредственно происходит, сколько то, к каким фантазиям оно побуждает (в ужастиках, например, сильнее всего запугивает то, чего не видно; как писал Лавкрафт, самый сильный и древний страх — страх неведомого). На мой взгляд, в этот же ряд можно поставить и ностальгию, потому что это тоже сугубо собственное переживание; видео о ретроиграх можно, конечно, смотреть и в компании, но мысли каждого при этом будут обращены сугубо вовнутрь, и плодотворное обсуждение после просмотра вряд ли получится. Ностальгией невозможно делиться — можно делиться её триггерами (помните, так, журнал «Лучшие компьютерные игры»?), но реакция на них всегда индивидуальна.

То есть, когда 3D Realms выпускает Reloaded, она в первую очередность продаёт вам удобный повод завести у себя в голове внутренний монолог о том, какой замечательной вы помните Kingpin: Life of Crime и её эпоху, — и если рассуждать в ключе рослее, то релиз полной копии этой далеко не идеальной игры точно был ошибкой. Последний проект Xatrix ныне — в первую очередь этакое воплощение воспоминаний геймеров о том, как они в детстве учились материться, курить и пить пиво за гаражами, а не то, что стоит оценивать с точки зрения удобства пальбы или дизайна уровней. Но в обзоре я вынужден делать именно это, и мой вердикт неутешителен: игра — редкостная дрянь, а конец девяностых не был утерянным раем, которым вы его, возможно, помните.

Плюсы: Reloaded отлично доказывает, что оригинальная Kingpin всё это время была мертворождённым хламом, желая геймеры пока пытаются это отрицать, прикрываясь ностальгией.

Минусы: игра и в девяностых была в лучшем случае проходняком, а ныне не выдерживает никакой критики; будь у нас оценка ниже, я бы выбрал её.

Оценка игры