Last Epoch сделалась одной из самых громких игр февраля. Кажется, о ней говорят и пишут все — у новой «убийцы Diablo», которая начиналась как фанатский проект и прошла через Kickstarter, пиковый онлайн в Steam (больше 150 тысяч игроков) в пять раз выше, чем у  Diablo IV. Разбираемся, как игра хороша, в чём она действительно лучше, а в чём хуже последнего детища Blizzard.

Про сюжет и атмосферу

Многие комментарии по предлогу Last Epoch сводятся к риторическому, казалось бы, вопросу: «И зачем я потратился на Diablo IV Но если говорить именно о сюжете, то для меня ответ очевиден — вы уплатили за то, чтобы увидеть одну из лучших (если не лучшую) сюжетных постановок в истории жанра. Сама история, проработка персонажей, режиссура, атмосфера, не сообщая уже про ролики и кат-сцены, — кроме Blizzard никто так больше не делал.

Оцените уровень диалогов в Last Epoch.

А вот в Last Epoch с этой точки зрения мы видим банальнейший комплект штампов. Поиск очередных очень важных артефактов, разбросанных по миру, есть? Есть. Какая-то гадость, отравляющая всё кругом, в наличии? А как же — тут их аж две, Пустота и Порча. Скелетов, которые просят их убить, потому что они хотят обрести покой, завезли? Обижаете. И если, получив задание от якобы неплохих культистов принести им пару важных свитков, вы подумали, что ничем хорошим это не кончится, то будьте уверены — ничем неплохим это не кончится. Понятно, что сценарий Diablo IV тоже не открывает Америку в жанре мрачного фэнтези, но там всё искупается уровнем постановки и проработки, атмосферой и вниманием к деталям.

Last Epoch: Обзор новой «убийцы Diablo»

Впрочем, и в Last Epoch есть симпатичные моменты — это обилие побочных квестов и возможность почти в любой момент (по сюжету или по своему усмотрению) перемещаться между преходящими эпохами. Так мы частенько попадаем из тёмных, заполненных нежитью казематов в живописные зелёные локации, где сражаемся с древними тварями и ящерицами. И тут уже дело вкуса — нравится вам вяще сосредоточенное мрачное фэнтези или вот такое лоскутное одеяло из разных стилей.

В любом случае с точки зрения одиночного прохождения собственно для меня Diablo IV, конечно, предпочтительнее. Признаюсь, я начал играть в неё только ради того, чтобы сравнить с Last Epoch и проверить, за что же все так критикуют творение Blizzard, — и в итоге, одновременно проходя обе игры, я мучительно, до ломки желал поскорее вернуться именно в Diablo IV.

Отдельных ярких роликов в Last Epoch практически нет, но встречаются постановочные сценки.

Отдельных ярких роликов в Last Epoch практически нет, но встречаются постановочные сценки.

Ведь в Diablo ещё и темп ниже, а сражения даже в самом начине сложнее (я играл на уровне мира «Ветеран»). А в Last Epoch при первом прохождении даже в сложном порядке стремительно проносишься сквозь толпы врагов, шинкуя их самыми изощрёнными способами и практически не встречая сильного сопротивления.

При этом авторы открыто перегнули палку с респауном — противники выскакивают буквально из воздуха через каждые 5-10 метров, и в итоге это надоедает. На немало поздних стадиях я просто бежал, минуя всех, к выходу из локации, а там уже ждал, пока самые упорные добегут до меня, и будет комфортно, собрав всех в одном месте, уничтожал толпами. О чём говорить, если в игре даже предусмотрена механика, позволяющая пропускать цельные сюжетные куски (об этом чуть позже)?

Есть, конечно, чуть более сложные ситуации — можно унестись в древнюю эпоху и там набрести на огромного дракона, с которым придётся попотеть больше обычного. Или выпустить из порталов запечатанных магов — вот тут и погибнуть впервые за всю кампанию можно, если зазеваешься. Желая в целом тоже ничего критически сложного.

Это мы в древней эпохе сражаемся с драконом.

Это мы в древней эпохе сражаемся с драконом.

Про эндгейм и кооператив

Ещё на стадии бета-версии многие упрашивали сделать кампанию Last Epoch сложнее. Авторы добавили режим «Мазохист», где вы получаете намного больше урона, а наносите намного меньше, но при первом прохождении он недоступен. И вообще очевидно, что Last Epoch — это игра прежде итого для эндгейма, и тут она уже ближе к  Path of Exile, хотя пока и недотягивает до неё по количеству контента.

Основное блюдо в эндгейме — это «Монолит судьбины», который отчасти можно назвать аналогом «Атласа» из PoE. Фактически это сеть подземелий и испытаний в особых локациях, «хронометражах», какие осложнены модификаторами, а также механикой порчи и тени. Там не всё просто, но суть в том, что чем выше порча (читай: уровень) хронометража, тем сложнее испытания, но и круче награды. А основная из наград — возможность выбрать благословения для персонажа, которые постоянно улучшают определённые характеристики или увеличивают шансы выпадения негустых предметов.

Каждый хронометраж разделён на отдельные острова-отголоски со своими модификаторами.

Каждый хронометраж разделён на отдельные острова-отголоски со своими модификаторами.

На самом деле, во время прохождения сюжетной кампании уже к половине инвентарь заполняется кучей жёлтых предметов повышенной редкости, львиная доля которых продаётся или выбрасывается — желая и деньги особо девать некуда. Но вот в эндгейме повышенный шанс выпадения действительно важен.

Также можно зачищать подземелья, в каких тоже есть особые условия, модификаторы и четыре уровня сложности. Для них нужны особые ключи, а зачистка таких катакомб позволяет проглядеть часть кампании, что особенно полезно при повторном прохождении на том же «Мазохисте». Плюс «Арена» для прокачки персонажа на аннигиляции валов врагов.

Как водится, можно найти алтари, дающие временные бонусы.

Как водится, можно найти алтари, дающие временные бонусы.

И «Монолит судьбы», и подземелья, и всю сюжетную кампанию можно — а зачастую и необходимо — проходить в кооперативе (поддерживает до четырёх человек в группе). Это позволит и по уровням друзей подтянуть (хотя там есть ограничения), и даст им доступ к эндгейму в обход львиной части кампании — если у вас накоплено много ключей к подземельям.

Но тут нужно помнить, что чем больше группа, тем жирнее враги. А оживлять товарищ друга смогут только игроки на обычном уровне сложности. При этом на посещение «Монолита судьбы» даётся одна попытка, а после кончины придётся всё начинать заново. И друзья, как вы уже поняли, далеко не всегда смогут помочь. В общем, в Last Epoch эндгейм, пожалуй, немало хардкорный и интересный, чем в Diablo IV, хотя и там с ним в целом всё в порядке.

Last Epoch: Обзор новой «убийцы Diablo»

Про гибкость билдостроения и экипировку

Для меня едва ли не главное совершенство Last Epoch — это, конечно, ролевая система и разнообразие, гибкость в построении билдов. Классы все до боли знакомые — боец, маг, убийца, варвар и некромантка. Но это лишь основа для вашего героя. Через определённое время открывается возможность избрать дополнительную специализацию, и там начинаются уже более интересные вещи. Например, моя убийца могла стать «танцующей с клинками», целиком сосредоточиться на пальбе из лука или же научиться призывать верного сокола, а также использовать капканы, бомбы и прочие ловушки.

Согласитесь, принципиально различные специализации. Каждая из них, естественно, подкрепляется кучей активных и пассивных навыков. Среди них есть все эти «+2 % к критическому урону за любое очко навыка», но большинство всё-таки дают более наглядные изменения. И даже в рамках одного подкласса есть диаметрально противоположные варианты развития — например, можно больше прокачивать атаки в ближнем бою или, наоборот, в дальнем.

Last Epoch: Обзор новой «убийцы Diablo»

В Diablo IV я тоже избрал девушку с клинками и луком, которой, естественно, также доступны разные варианты развития, но все специализации открываются товарищ за другом постепенно и в целом кажутся чуть более традиционными и чуть менее вариативными. После достижения 15-го степени у каждого класса в игре от Blizzard появляется возможность выучить дополнительную специализацию, но она, как правило, даёт только одинешенек эффект — например, друид сможет призывать духов животных.

Ещё более показательна ситуация с активными умениями. И в Diablo IV, и в Last Epoch их можно прокачивать, но у Blizzard эти улучшения немало скупые и в основном сводятся к усилению эффекта — навык может быть усиленным, основным, фундаментальным и так далее. А в детище Eleventh Hour Games у любого умения есть огромное, в духе PoE (но более понятное), дерево вспомогательных апгрейдов, которые могут быть диаметрально противолежащими. Например, у моей убийцы навык «Сдвиг» (рывок) разрешают прокачивать на оружие ближнего боя, чтобы при использовании вы ещё наносили добавочный удар, или же на то, чтобы умение одновременно восстанавливало здоровье и раскидывало во врагов сюрикэны. И так углублённо прокачивать можно до пяти деятельных умений.

Новые слоты под специализацию навыков открываются по мере прохождения и набора уровней.

Новые слоты под специализацию навыков открываются по мере прохождения и набора уровней.

В унисон с этим трудится экипировка. У многих видов снаряжения есть бонусы к тем или иным активным навыкам, к восстановлению здоровья или маны. И к тому же они сами могут обнаруживать новые возможности — например, усиливать эффект от использования лечебных зелий или увеличивать их максимум. А вот в Diablo IV экипировка, как правило, не углубляет отдельные навыки.

Стоит ли уточнять, почему с этой точки зрения Last Epoch опять же выглядит немало гибкой? Даже в рамках одной специализации я мог на ходу менять не просто снаряжение, а в принципе сам боевой стиль. Легковесным движением руки убийца превращалась из лучницы, жарящей врагов взрывающимися стрелами, в девушку с посохом, которая рвёт всех в ближнем бою и при этом деятельно призывает баллисты, — я просто поменял лук на другое оружие и взял экипировку, которая усиливает навык «Баллиста».

К такому врагу лучше близко не подходить.

К такому неприятелю лучше близко не подходить.

Экипировку можно улучшать, вставляя в неё осколки, которые дают бонусы и модификаторы (аффиксы) или же вовсе рандомно меняют их на иные. Правда, у каждого предмета есть предел таких апгрейдов. Что важно, улучшать можно прямо в инвентаре, а не в размещённой у чёрта на куличках кузнице. Есть ещё уникальные, экспериментальные и легендарные предметы. А редкие вещи со свойством «Воля ткача» прокачиваются, получая добавочные характеристики при убийстве врагов и наборе опыта. В общем, менеджмент экипировки в Last Epoch продвинутый, но вполне доступный.

А после прохождения «сюжетки» можно отворить новые возможности, вступив в одну из двух фракций: гильдия торговцев позволит торговать с другими игроками, а членство в «Сфере судьбы» увеличит количество и редкость выпадающего лута.

Некоторые виды экипировки предназначены только для определённого класса.

Некоторые виды экипировки предназначены только для определённого класса.

Про MMO-элементы

Одна из основных претензий к Diablo IV состоит в том, что игра скатилась в MMORPG со всеми этими ежедневными заданиями и PvP-зонами. Мне это никак не помешивало получать от игры удовольствие, но многих раздражает. Last Epoch с этой точки зрения опять же выигрывает — тут есть только вышеописанный кооператив, да и то местами ограниченный. А вот жёсткого «доната» нет ни там, ни тут — купить можно максимум «косметику».

В цельном общие впечатления от творения Eleventh Hour Games положительные. Процесс шинковки монстров динамичный и удобный — вы проходите сквозь неприятелей, как нож сквозь масло, упиваясь тем, как лихо можно жонглировать умениями без потери ритма. Не хватает разве что стабильной труды серверов и вылизанности интерфейса — в пылу драки курсор часто попадает на лут и экран застилается описаниями предметов. Есть, разумеется, фильтр добычи, но помогает он лишь частично. Примерно то же самое при ковке вещей — описание свойств осколков помешивает нормальному обзору в интерфейсе переносной кузницы. В Diablo IV таких проблем нет.

Интерфейс кузницы.

Интерфейс кузницы.

А вот возможности поднимать лут нажатием одной кнопки, чтобы не тыкать в любую вещь отдельно, почему-то нет ни там ни тут. Хотя даже в недавнем китайском дьяблоиде Tales of Spark эта функция присутствует. Ещё весьма не хватает возможности закрепить вкладки с оружием и переключаться между ними.

Конечно, по геймплею в целом, по разнообразию и гибкости билдостроения Last Epoch глядится предпочтительнее, чем «дьябла». Я уже не говорю про цену — это более демократичная и при этом очень глубокая экшн/RPG. И во многом она действительно сделалась убийцей Diablo. Хотя для меня не убила, а, скорее, ранила — всё же в  Diablo IV чуть лучше графика, сюжет, подача и атмосфера. В всеобщем, каждая игра найдёт своих почитателей. Но то, что  Last Epoch, изначально фанатский проект, достигла таких итогов, найдя почти идеальный баланс между каузальностью последних выпусков Diablo и хардкором  Path of Exile и  Grim Dawn, — это, безусловно, ослепительное событие в жанре. Теперь многие знают, чем будут заниматься как минимум до выхода  PoE2.

Плюсы: динамичный и удобный геймплей; гибкое и многообразное билдостроение; прорва возможностей в менеджменте экипировки; продвинутый эндгейм; интересный кооператив.

Минусы: слабая сюжетная кампания, в какой явно не хватает сложности; не во всём удобный интерфейс.

Оценка игры