Last Epoch сделалась одной из самых громких игр февраля. Кажется, о ней говорят и пишут все — у новой «убийцы Diablo», которая начиналась как фанатский проект и прошла через Kickstarter, пиковый онлайн в Steam (больше 150 тысяч игроков) в пять раз выше, чем у Diablo IV. Разбираемся, как игра хороша, в чём она действительно лучше, а в чём хуже последнего детища Blizzard.
Про сюжет и атмосферу
Многие комментарии по предлогу Last Epoch сводятся к риторическому, казалось бы, вопросу: «И зачем я потратился на Diablo IV?» Но если говорить именно о сюжете, то для меня ответ очевиден — вы уплатили за то, чтобы увидеть одну из лучших (если не лучшую) сюжетных постановок в истории жанра. Сама история, проработка персонажей, режиссура, атмосфера, не сообщая уже про ролики и кат-сцены, — кроме Blizzard никто так больше не делал.
Оцените уровень диалогов в Last Epoch.
А вот в Last Epoch с этой точки зрения мы видим банальнейший комплект штампов. Поиск очередных очень важных артефактов, разбросанных по миру, есть? Есть. Какая-то гадость, отравляющая всё кругом, в наличии? А как же — тут их аж две, Пустота и Порча. Скелетов, которые просят их убить, потому что они хотят обрести покой, завезли? Обижаете. И если, получив задание от якобы неплохих культистов принести им пару важных свитков, вы подумали, что ничем хорошим это не кончится, то будьте уверены — ничем неплохим это не кончится. Понятно, что сценарий Diablo IV тоже не открывает Америку в жанре мрачного фэнтези, но там всё искупается уровнем постановки и проработки, атмосферой и вниманием к деталям.
![Last Epoch: Обзор новой «убийцы Diablo»](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00121.s7vjrir.jpg)
Впрочем, и в Last Epoch есть симпатичные моменты — это обилие побочных квестов и возможность почти в любой момент (по сюжету или по своему усмотрению) перемещаться между преходящими эпохами. Так мы частенько попадаем из тёмных, заполненных нежитью казематов в живописные зелёные локации, где сражаемся с древними тварями и ящерицами. И тут уже дело вкуса — нравится вам вяще сосредоточенное мрачное фэнтези или вот такое лоскутное одеяло из разных стилей.
В любом случае с точки зрения одиночного прохождения собственно для меня Diablo IV, конечно, предпочтительнее. Признаюсь, я начал играть в неё только ради того, чтобы сравнить с Last Epoch и проверить, за что же все так критикуют творение Blizzard, — и в итоге, одновременно проходя обе игры, я мучительно, до ломки желал поскорее вернуться именно в Diablo IV.
![Отдельных ярких роликов в Last Epoch практически нет, но встречаются постановочные сценки.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00122.vduibt2.jpg)
Отдельных ярких роликов в Last Epoch практически нет, но встречаются постановочные сценки.
Ведь в Diablo ещё и темп ниже, а сражения даже в самом начине сложнее (я играл на уровне мира «Ветеран»). А в Last Epoch при первом прохождении даже в сложном порядке стремительно проносишься сквозь толпы врагов, шинкуя их самыми изощрёнными способами и практически не встречая сильного сопротивления.
При этом авторы открыто перегнули палку с респауном — противники выскакивают буквально из воздуха через каждые 5-10 метров, и в итоге это надоедает. На немало поздних стадиях я просто бежал, минуя всех, к выходу из локации, а там уже ждал, пока самые упорные добегут до меня, и будет комфортно, собрав всех в одном месте, уничтожал толпами. О чём говорить, если в игре даже предусмотрена механика, позволяющая пропускать цельные сюжетные куски (об этом чуть позже)?
Есть, конечно, чуть более сложные ситуации — можно унестись в древнюю эпоху и там набрести на огромного дракона, с которым придётся попотеть больше обычного. Или выпустить из порталов запечатанных магов — вот тут и погибнуть впервые за всю кампанию можно, если зазеваешься. Желая в целом тоже ничего критически сложного.
![Это мы в древней эпохе сражаемся с драконом.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00123.ghvtgnc.jpg)
Это мы в древней эпохе сражаемся с драконом.
Про эндгейм и кооператив
Ещё на стадии бета-версии многие упрашивали сделать кампанию Last Epoch сложнее. Авторы добавили режим «Мазохист», где вы получаете намного больше урона, а наносите намного меньше, но при первом прохождении он недоступен. И вообще очевидно, что Last Epoch — это игра прежде итого для эндгейма, и тут она уже ближе к Path of Exile, хотя пока и недотягивает до неё по количеству контента.
Основное блюдо в эндгейме — это «Монолит судьбины», который отчасти можно назвать аналогом «Атласа» из PoE. Фактически это сеть подземелий и испытаний в особых локациях, «хронометражах», какие осложнены модификаторами, а также механикой порчи и тени. Там не всё просто, но суть в том, что чем выше порча (читай: уровень) хронометража, тем сложнее испытания, но и круче награды. А основная из наград — возможность выбрать благословения для персонажа, которые постоянно улучшают определённые характеристики или увеличивают шансы выпадения негустых предметов.
![Каждый хронометраж разделён на отдельные острова-отголоски со своими модификаторами.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00124.sr37det.jpeg)
Каждый хронометраж разделён на отдельные острова-отголоски со своими модификаторами.
На самом деле, во время прохождения сюжетной кампании уже к половине инвентарь заполняется кучей жёлтых предметов повышенной редкости, львиная доля которых продаётся или выбрасывается — желая и деньги особо девать некуда. Но вот в эндгейме повышенный шанс выпадения действительно важен.
Также можно зачищать подземелья, в каких тоже есть особые условия, модификаторы и четыре уровня сложности. Для них нужны особые ключи, а зачистка таких катакомб позволяет проглядеть часть кампании, что особенно полезно при повторном прохождении на том же «Мазохисте». Плюс «Арена» для прокачки персонажа на аннигиляции валов врагов.
![Как водится, можно найти алтари, дающие временные бонусы.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00126.br8o6bc.jpg)
Как водится, можно найти алтари, дающие временные бонусы.
И «Монолит судьбы», и подземелья, и всю сюжетную кампанию можно — а зачастую и необходимо — проходить в кооперативе (поддерживает до четырёх человек в группе). Это позволит и по уровням друзей подтянуть (хотя там есть ограничения), и даст им доступ к эндгейму в обход львиной части кампании — если у вас накоплено много ключей к подземельям.
Но тут нужно помнить, что чем больше группа, тем жирнее враги. А оживлять товарищ друга смогут только игроки на обычном уровне сложности. При этом на посещение «Монолита судьбы» даётся одна попытка, а после кончины придётся всё начинать заново. И друзья, как вы уже поняли, далеко не всегда смогут помочь. В общем, в Last Epoch эндгейм, пожалуй, немало хардкорный и интересный, чем в Diablo IV, хотя и там с ним в целом всё в порядке.
![Last Epoch: Обзор новой «убийцы Diablo»](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00127.8sco5o3.jpg)
Про гибкость билдостроения и экипировку
Для меня едва ли не главное совершенство Last Epoch — это, конечно, ролевая система и разнообразие, гибкость в построении билдов. Классы все до боли знакомые — боец, маг, убийца, варвар и некромантка. Но это лишь основа для вашего героя. Через определённое время открывается возможность избрать дополнительную специализацию, и там начинаются уже более интересные вещи. Например, моя убийца могла стать «танцующей с клинками», целиком сосредоточиться на пальбе из лука или же научиться призывать верного сокола, а также использовать капканы, бомбы и прочие ловушки.
Согласитесь, принципиально различные специализации. Каждая из них, естественно, подкрепляется кучей активных и пассивных навыков. Среди них есть все эти «+2 % к критическому урону за любое очко навыка», но большинство всё-таки дают более наглядные изменения. И даже в рамках одного подкласса есть диаметрально противоположные варианты развития — например, можно больше прокачивать атаки в ближнем бою или, наоборот, в дальнем.
![Last Epoch: Обзор новой «убийцы Diablo»](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00128.sbj5p6o.jpg)
В Diablo IV я тоже избрал девушку с клинками и луком, которой, естественно, также доступны разные варианты развития, но все специализации открываются товарищ за другом постепенно и в целом кажутся чуть более традиционными и чуть менее вариативными. После достижения 15-го степени у каждого класса в игре от Blizzard появляется возможность выучить дополнительную специализацию, но она, как правило, даёт только одинешенек эффект — например, друид сможет призывать духов животных.
Ещё более показательна ситуация с активными умениями. И в Diablo IV, и в Last Epoch их можно прокачивать, но у Blizzard эти улучшения немало скупые и в основном сводятся к усилению эффекта — навык может быть усиленным, основным, фундаментальным и так далее. А в детище Eleventh Hour Games у любого умения есть огромное, в духе PoE (но более понятное), дерево вспомогательных апгрейдов, которые могут быть диаметрально противолежащими. Например, у моей убийцы навык «Сдвиг» (рывок) разрешают прокачивать на оружие ближнего боя, чтобы при использовании вы ещё наносили добавочный удар, или же на то, чтобы умение одновременно восстанавливало здоровье и раскидывало во врагов сюрикэны. И так углублённо прокачивать можно до пяти деятельных умений.
![Новые слоты под специализацию навыков открываются по мере прохождения и набора уровней.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00129.yavxzjs.jpg)
Новые слоты под специализацию навыков открываются по мере прохождения и набора уровней.
В унисон с этим трудится экипировка. У многих видов снаряжения есть бонусы к тем или иным активным навыкам, к восстановлению здоровья или маны. И к тому же они сами могут обнаруживать новые возможности — например, усиливать эффект от использования лечебных зелий или увеличивать их максимум. А вот в Diablo IV экипировка, как правило, не углубляет отдельные навыки.
Стоит ли уточнять, почему с этой точки зрения Last Epoch опять же выглядит немало гибкой? Даже в рамках одной специализации я мог на ходу менять не просто снаряжение, а в принципе сам боевой стиль. Легковесным движением руки убийца превращалась из лучницы, жарящей врагов взрывающимися стрелами, в девушку с посохом, которая рвёт всех в ближнем бою и при этом деятельно призывает баллисты, — я просто поменял лук на другое оружие и взял экипировку, которая усиливает навык «Баллиста».
![К такому врагу лучше близко не подходить.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00130.mxvcyrl.jpg)
К такому неприятелю лучше близко не подходить.
Экипировку можно улучшать, вставляя в неё осколки, которые дают бонусы и модификаторы (аффиксы) или же вовсе рандомно меняют их на иные. Правда, у каждого предмета есть предел таких апгрейдов. Что важно, улучшать можно прямо в инвентаре, а не в размещённой у чёрта на куличках кузнице. Есть ещё уникальные, экспериментальные и легендарные предметы. А редкие вещи со свойством «Воля ткача» прокачиваются, получая добавочные характеристики при убийстве врагов и наборе опыта. В общем, менеджмент экипировки в Last Epoch продвинутый, но вполне доступный.
А после прохождения «сюжетки» можно отворить новые возможности, вступив в одну из двух фракций: гильдия торговцев позволит торговать с другими игроками, а членство в «Сфере судьбы» увеличит количество и редкость выпадающего лута.
![Некоторые виды экипировки предназначены только для определённого класса.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00131.xgpfys4.jpg)
Некоторые виды экипировки предназначены только для определённого класса.
Про MMO-элементы
Одна из основных претензий к Diablo IV состоит в том, что игра скатилась в MMORPG со всеми этими ежедневными заданиями и PvP-зонами. Мне это никак не помешивало получать от игры удовольствие, но многих раздражает. Last Epoch с этой точки зрения опять же выигрывает — тут есть только вышеописанный кооператив, да и то местами ограниченный. А вот жёсткого «доната» нет ни там, ни тут — купить можно максимум «косметику».
В цельном общие впечатления от творения Eleventh Hour Games положительные. Процесс шинковки монстров динамичный и удобный — вы проходите сквозь неприятелей, как нож сквозь масло, упиваясь тем, как лихо можно жонглировать умениями без потери ритма. Не хватает разве что стабильной труды серверов и вылизанности интерфейса — в пылу драки курсор часто попадает на лут и экран застилается описаниями предметов. Есть, разумеется, фильтр добычи, но помогает он лишь частично. Примерно то же самое при ковке вещей — описание свойств осколков помешивает нормальному обзору в интерфейсе переносной кузницы. В Diablo IV таких проблем нет.
![Интерфейс кузницы.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/03/00132.xjfxslj.jpg)
Интерфейс кузницы.
А вот возможности поднимать лут нажатием одной кнопки, чтобы не тыкать в любую вещь отдельно, почему-то нет ни там ни тут. Хотя даже в недавнем китайском дьяблоиде Tales of Spark эта функция присутствует. Ещё весьма не хватает возможности закрепить вкладки с оружием и переключаться между ними.
Конечно, по геймплею в целом, по разнообразию и гибкости билдостроения Last Epoch глядится предпочтительнее, чем «дьябла». Я уже не говорю про цену — это более демократичная и при этом очень глубокая экшн/RPG. И во многом она действительно сделалась убийцей Diablo. Хотя для меня не убила, а, скорее, ранила — всё же в Diablo IV чуть лучше графика, сюжет, подача и атмосфера. В всеобщем, каждая игра найдёт своих почитателей. Но то, что Last Epoch, изначально фанатский проект, достигла таких итогов, найдя почти идеальный баланс между каузальностью последних выпусков Diablo и хардкором Path of Exile и Grim Dawn, — это, безусловно, ослепительное событие в жанре. Теперь многие знают, чем будут заниматься как минимум до выхода PoE2.
Плюсы: динамичный и удобный геймплей; гибкое и многообразное билдостроение; прорва возможностей в менеджменте экипировки; продвинутый эндгейм; интересный кооператив.
Минусы: слабая сюжетная кампания, в какой явно не хватает сложности; не во всём удобный интерфейс.