Новоиспеченная  Layers of Fear, которую авторам оригинала из Bloober Team помогала делать Anshar Studios, — удивительная предмет. Это не два, а три, четыре и даже пять в одном. Проект содержит не только ремейки обеих частей известной хоррор-серии (плюс DLC к первой), но также совсем новое дополнение к оригиналу, вышедшему семь лет назад. А вишенкой на торте оказалась «новая связующая история», какая, как и обещали авторы, зацикливает и объединяет все части. В самих ремейках тоже есть сценарные и геймплейные новшества. И всё это — по прошествии четырёх лет с момента выхода  Layers of Fear 2. Зачем? Лишь для демонстрации того, что Bloober Team умеет работать с движком Unreal Engine 5? И что же в итоге получилось?

Успех первой доли

Текстовых обзоров обеих частей серии у нас не было, поэтому стоит сказать, что дилогия Layers of Fear — это уникальные хорроры, отданные людям искусства. Зачастую эти игры напоминают сплошную арт-инсталляцию, где бродить по причудливым, перевёрнутым вверх дном декорациям и с отворённым ртом рассматривать живописные киноафиши и картины, из которых нарисованное вино проливается настоящей кровью, интереснее, чем решать загадки и бежать от монстров.

Оригинальная игра тоже выглядит прилично и хорошо работает со светом.

Тем более, что в первой части мало-мальски сложных пазлов нет совершенно (всё завязано на ориентации в постоянно меняющемся окружении, на поиске ключей и кодов), да и от единственного на всю игру чудовища убегать доводится нечасто и не слишком активно. По большому счёту это симулятор ходьбы по эстетически прекрасному викторианскому особняку.

Это не значит, что тут не бывает страшно. Наоборот, в игре хватает напряжённых, пугающих моментов и отлично вписанных в происходящее скримеров. И всё это — под переливы отличной музыки, которая может прерваться криком или тихим, но ещё более пугающим женским плачем. И вот это сочетание размеренной ходьбы по виртуальной арт-выставке с натуженным хоррором даёт яркий опыт.

Ремейк сам уже выглядит как картина.

Ремейк сам уже выглядит как картина.

В Layers of Fear 2 геймплея уже больше. Появились чуть немало заковыристые загадки и даже парочка простеньких мини-игр. Здесь можно не только бродить, но также бегать и приседать, чтобы спрятаться. А бежим мы всю игру от страшного монстра, который довольно часто нас преследует. Плюс скримеры и всё та же отличная работа со звуком и музыкой.

Проблемы другой игры

Но всё равно, как и первая часть, Layers of Fear 2 остаётся прежде всего художественным высказыванием и артхаусом. Обилие метафор и символизма, затейливые декорации, напоминающие то работы Дали, то какой-то адский кинозал или воображение ребёнка, тут важнее геймплея.

Здесь и далее все скриншоты сделаны в ремейках и новых дополнениях.

Здесь и дальше все скриншоты сделаны в ремейках и новых дополнениях.

Другое дело, что первая Layers of Fear была более внятной и доступной. Она повествовала о том, как талантливый художник из-за одержимости творчеством, эгоизма и сопутствующего алкоголизма начал испытывать проблемы сначала с семейством, а потом и с головой. Всё это знакомо, только подано очень необычно и с отличным художественным вкусом.

А вот Layers of Fear 2 была, по суждению многих, мудрёным артхаусом, где почти всю игру толком не понимаешь, что вообще происходит — ну, кроме того, что играешь за киноактёра и находишься на борту лайнера. Не зря
наш видеообзор именуется «„Титаник“ Ларса фон Триера» — хотя в большинстве фильмов датчанина история понятнее, чем в Layers of Fear 2.

Layers of Fear (2023): Обзор

Очевидно, в сюжетах обеих игр есть всеобщие черты и сценарные ходы, связанные прежде всего с детскими травмами, полученными от излишне творческого отца. Плюс центральная дума про опасное соседство творчества с безумием. Но больше веришь в историю художника, а вот не слишком внятная рефлексия кинозвезды так не трогает.

К тому же сиквел заволокут. Постоянные забеги от монстра, выстроенные по одному принципу скримеры, все эти манекены на каждом шагу и в целом знакомые по оригиналу дизайнерские ходы перестают трудиться и начиналют скорее раздражать.

Иногда манекены, неожиданно оказывающиеся  за спиной, все равно могут испугать. Ну, или развеселить…

Иногда манекены, неожиданно оказывающиеся за спиной, все равно могут испугать. Ну, или развеселить…

Про новоиспеченный сюжетный контент

Вторую Layers of Fear оценили заметно хуже первой. И возможно, именно желание доказать, что авторов не постигли, оказалось стимулом для выпуска необычного сборника ремейков, перемешанных с новыми дополнениями и связывающими всё историями.

Если это так, то связать воедино и разъяснить не очень получилось — точнее, не так хорошо и сильно, как можно было бы. Сюжеты обеих частей остались неизменны — как и содержание концовок, какие зависят от некоторых наших действий. В случае с оригиналом это и хорошо, а вот что касается сиквела, то в ремейке появились новые комментарии, какие просто усиливают мысль, что вынужденные играть чужие роли актёры теряют сами себя и сходят с ума в розысках своего «я».

Герой сиквела с детства обожает играть моряков.

Герой сиквела с детства обожает играть моряков.

Эти и другие комментарии делают участники новой истории. Она подаётся небольшими вкраплениями в сюжеты оригинальных игр и повествует о писательнице, которая выиграла конкурс и приехала писать свою дебютную книгу в уединении на маяке (он фигурировал во другой части).

Естественно, с очередной творческой личностью здесь тоже случается нечто нехорошее и пугающее. Кроме того, в этой истории нам передают мысль про существование неких безумных муз, демонов, которые играют и забавляются с творческими людьми и их рассудком.

Layers of Fear (2023): Обзор

В целом эта «связующая история» скорее необходима, чем нет. Другое дело, что рассказать её можно было сильнее и интереснее. А в итоге спустя четыре года мы получили фактически эпилог на 30–40 минут, какие размазаны очень тоненькими отрезками по двум ремейкам. Пазлов практически нет, и всё действие происходит в пределах двух с половиной горниц и одного подвала.

С точки зрения содержания и геймплея (а не «объединяющей» миссии) куда интереснее выглядит новое дополнение The Final Note, позволяющее взглянуть на историю художника глазами жены-пианистки.

Это кадр из The Final Note, а не арт.

Это кадр из The Final Note, а не арт.

Оно немало насыщенное (часа на полтора) и очень концептуальное (всё сковано цепями, символизирующими несвободу героини). Расширение позволяет увидать в жене не только жертву, но и сильную, тоже по-своему эгоистичную личность. Добавка напоминает лучшие эпизоды оригинала. К тому же в The Final Note используются геймплейные нововведения.

Про графику и геймплейные изменения

Если не рассматривать новоиспеченную Layers of Fear с точки зрения сюжета, а просто попытаться увидеть хороший, современный хоррор с навороченной графикой, то тут всё хорошо. Про картинку говорить бесполезно — и так всё показано в роликах и на скриншотах. Что первая, что вторая части уже выглядели отлично, а уж на движке UE5 они обратились в произведения визуального искусства.

Снимать и выкладывать такое можно бесконечно.

Снимать и выкладывать такое можно бесконечно.

Особенно красиво, конечно, выглядит всё, что связано с освещением. Но картинка неплоха в любых ипостасях — и когда смотришь на классическую викторианскую гостиную или залитый светом шикарный ресторан на борту лайнера, и когда несёшься по коридорам, уклоняясь от свисающих трупов или протянутых из стен рук.

Но авторы не остановились на графике, добавив геймплейные новшества. В цельном всё то же самое — исследование мрачных локаций, немного простеньких пазлов, много записок, картин и манекенов. И тот же дизайнерский принцип, когда, забежав в одну комнату и обернувшись, оказываешься в другом месте, — порой авторы этим приёмом злоупотребляют.

Такими ходами тоже не брезгуют.

Такими ходами тоже не брезгуют.

Многие коды к замкам сейчас другие, некоторые пазлы и подсказки к ним чуть изменились, где-то иначе разбросаны или написаны заметки, в некоторых подмостках теперь больше огня (в буквальном смысле) и всё в таком духе. 

Куда важнее, что в ремейке первой части и в The Final Note показались лампа и фонарик, позволяющие сжигать ту самую страшную женщину, которая периодически пугала нас в оригинале. Благодаря этому авторы расширили подобные подмостки, добавили новые, придав им динамики и напряжения — сжечь насовсем не получится, монстр быстро восстаёт, а лампа/фонарик могут в самый ответственный момент перегреться.

Layers of Fear (2023): Обзор

Кроме того, тем же способом мы сжигаем отдельный важные предметы, чтобы получить новые вещи и записки, необходимые для дальнейшего прохождения. А это отразилось и на дизайне кое-каких помещений и сцен.

В ремейке Layers of Fear 2 нам тоже выдали фонарик, но совсем уж волшебный. В истории про кинозвезду он трудится очень концептуально — приводит в движение манекены, словно запускает киноплёнку. Нередко это позволяет получать ключи/писульки, или же фигуры отодвигаются, чтобы мы увидели очередной код к замку.

Layers of Fear (2023): Обзор

Но чаще всего этот приём используется во время погонь с участием монстра. На несусь включая фонарик, мы заставляем манекены уступать нам дорогу, открывать двери и проходы, перекрывать струи газа или пламени. С одной стороны, это усложняет сцены, которые многих и без того раздражали. С другой — так всё-таки интереснее (и наверное, вернее) с геймплейной точки зрения

Как тут удержаться и не добавить ещё одну картинку?

Как тут удержаться и не добавить ещё одну картинку?

Многие ждали чуть ли не полноценную третью доля под названием Layers of Fears (да, с S на конце) — именно под таким названием проект пиарили год назад. Не увидели. S пропала, и мы получили нечто иное. Нового сюжетного контента кот наплакал, и ради него нужно перепроходить две игры. С иной стороны, выглядят они по-новому (и безумно прекрасно!) и в чём-то даже по-новому играются. Так что если рассматривать всё это как сборник ремейков, приправленных бонусами в облике двух небольших дополнений, то проект удался.

Плюсы: дополнение к первой части играется отлично; вполне уместные геймплейные добавки; все игры выглядят шикарно и запускаются даже на немощных ПК; образцовая работа с музыкой и звуком; выразительная озвучка, в том числе новая.

Минусы: попытка объединить все части новоиспеченной историей выглядит не очень убедительно; сюжет сиквела не изменился и остался довольно противоречивым и запутанным.

Оценка игры