Живо для платформы:
Ну чем не «Город грехов»?
Живо для платформы:
Ну чем не «Город грехов»?
Дождались. Lorelai, заключительная часть этой трилогии, вышла и в целом не разочаровала. А незапятнанно визуально — это на сегодня, пожалуй, лучшее, что рисовал Михальски. Здесь он впервые смешивает 2D и 3D, не забывая при этом постоянно менять ракурс и цветовую палитру, переходя от ослепительных, почти ядовитых цветов к стильной чёрно-красной и чёрно-белой палитре, чередуя на коротком пространстве кадра крупные и далекие планы, добавляя разные хитрые фильтры, размытие. И заливая всё это стенами дождя, видом стекающих по стеклу капель, какие вместе с печально-прекрасной музыкой так точно отражают внутреннее состояние главной героини.
Девушка Лора (но все её зовут Лорелай) с бутоном розы в черноволосых волосах словно живёт в фильме того же Звягинцева. Отец умер, мать курит, пьёт и страдает депрессией, отчим (тот, природно, почти не просыхает) бьёт маму и периодически пристает к её старшей дочери. Да, у Лорелай есть грудная сестричка Бетани, какую мамин сожитель, понятно, на дух не переносит. С учёбой в колледже тоже не заладилось, и Лорелай вынуждена идти мыть бабок в доме престарелых.
В какой-то момент мать кончает с собой, а отчим слетает с катушек — и начинается привычный для этой серии кровоточащий ужас. Лорелай после смерти попадает в странное пограничное измерение, где встречает всё ту же Королеву червей. Та, как водится, предлагает вернуть её к жития, но не за красивые глазки…
С этого момента действие постоянно переключается между прошлым и настоящим, рубежи реальности смещаются, Лора то погибает, то возрождается и перемещается между миром живых и владениями Королевы червей. А мы, как и в прошедших играх, отчаянно не понимаем, происходит это во сне или наяву.
«Кто поцелует меня на ночь?»
Михальски, конечно, использует знакомые зачисления. Коридоры квартиры могут окраситься кровавыми узорами и надписями, а выйдя на кухню, Лорелай рискует попасть в иное измерение. Скримеров практически нет, зато есть манекены, которые внезапно вырастают за спиной и в какой-то момент непременно повернут голову. Или, например, мёртвые старушки в доме престарелых даже после смерти начинают сжимать тревожную кнопку, призывая на помощь в палату с жуткими картинами. Что будет, если дотянуться до их руки и разжать ладонь, — сами соображаете…
Однако в исполнении Рема Михальски даже клише впечатляют благодаря тому, как стильно, мощно и атмосферно это подаётся. Особую роль при этом играет музыка, за счёт какой более-менее размеренное повествование (ну, насколько об этом вообще можно говорить в данном случае) периодически превращается в крутые музыкальные клипы. В итоге всё это начинает напоминать на какое-то артхаусное кино — ну, или на типичную серию «Легиона» Ноя Хоули (Noah Hawley).
Задачки наша героиня решает соответственные. Найти обезглавленные трупы самой себя и матери, а потом разыскать их головы и приделать обратно; на отчима надеть свиное рыло; верно разложить предметы на могилах членов своей семьи (и на собственной, конечно, тоже); вытащить ключ из пасти неживой акулы, — каково, а?
Слава богу, Михальски при этом не теряет чувства юмора. У Лоры есть забавный сосед Зак, какой обожает видеоигры и сам их делает. В разговоре с ним можно минут 10 реального времени слушать уморительные рассказы о том, какие проекты он сейчас стряпает — а в некоторые (естественно, «пиксельные») даже поиграть. Зак, в частности, уверяет, что авторы Fortnite и тому подобных королевских битв украли идею именно у него.
Есть тут и своеобразные QTE.
Однажды он предложит помочь вскрыть замок — потому что видел, как это мастерят в «Скайриме». Сама же героиня вспоминает, что кошки вроде как боятся огурцов, и охотно использует это знание, чтобы принудить одного уличного котяру, взвизгнув и подпрыгнув, умчаться вдаль и увлечь за собой мешающую нам пройти собаку.
В Lorelai всё хорошо — визуальный стиль, музыка, диалоги, сюжет, персонажи, которые, несмотря на царящую кругом мистику, очень похожи на реальных людей. Однако если сравнить игру с предыдущими частями этой трилогии, то можно приметить, что загадки стали намного проще (мы в основном ищем, применяем и комбинируем один-два предмета из инвентаря), а история — немало понятной, простой и лаконичной. В любом другом случае это считалось бы благом, но от хоррора Harvester Games ждёшь собственно что более высокого градуса безумия, цветущей сложности и диких, необъяснимых поступков. Иными словами, тут мы получаем «Левиафана» того же Звягинцева (ну, или «Глупца» Юрия Быкова) про бытовуху, только с мощной мистикой — а хотелось бы, например, «Антихриста» Ларса фон Триеера (Lars von Trier)!
Как и ранее, мы периодически принимаем решения, как поступить и что ответить: быть дерзкой и даже грубой или послушной; закурить свою первую сигарету или нет; наименовать Зака своим бойфрендом или сохранять дистанцию; подлить слабительное в чай мерзкой старшей сестры в доме престарелых или попытаться наладить с ней взаимоотношения. Но теперь решения стали более очевидными — и по большому счёту лишь одно-два из них хоть как-то повлияют на финал.
Разнообразность визуальных решений в этой игре поражает.
Другие дилеммы уже не вызывают того же эмоционального отклика. В The Cat Lady от нас в какой-то момент зависело, доведём ли мы основную героиню до истерики или нет. А в Lorelai нечто похожее случается только в отношении малознакомого дядьки — ну какое нам до него дело?
С иной стороны, надо понимать, что времена изменились. И сегодня авторы (что было заметно ещё по ремейку Downfall) работают также и на новоиспеченную аудиторию. Именно поэтому, видимо, они решили сделать историю более вменяемой, доступной. К тому же если мы сообщаем именно о завершающей части трилогии, то тут явно было важно расставить точки над i, дать, наконец, ответы. В этом плане решение упростить сюжет, финализировать манер той же Королевы червей (пусть и не всем может понравиться, как именно это сделано) выглядит как раз верным.
К слову, в Lorelai немало отсылок к Downfall и The Cat Lady — все линии авторы постарались более-менее собрать воедино. Видимо, в том числе поэтому потребовалось сделать историю более линейной — чтобы игроки обилием своих решений не рвали на части складывающийся пазл.
Типическая для этой игры ситуация.
***
В любом случае и Lorelai, и вся эта прекрасно-безумная трилогия от Harvester Games — это, конечно, явление. То, что начиналось как нишевый инди-кошмарик, в итоге обратилось в такое же нишевое, независимое, но уже настоящее искусство — с выдающимся визуальным и музыкальным сопровождением, нетривиальной режиссурой, живыми персонажами. И с правом на чаяние. На самом деле ведь тут нет насилия ради насилия. Несмотря на всю мистику и гипертрофированную жестокость, это игры про всех нас, про нашу существование — и жестока эта виртуальная реальность прямо пропорционально тому, насколько жестоко наше всамделишное экзистенциональное существование. Тут нашлось место и чёрной депрессии, и светлой грусти, и меланхолии, и уродам, и людям. Получается этакая заместительная терапия для тех, кто очутился в похожих ситуациях. Только перед тем, как приступать к лечению посредством Lorelai, настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с Downfall и The Cat Lady. А после будем вместе ждать новых игр от Harvester Games.
Плюсы: по-настоящему увлекательный сюжет; живые, проработанные персонажи и диалоги; шикарная режиссура; старшие темы; выдающееся визуальное и музыкальное сопровождение.
Минусы: сюжет по сравнению с предыдущими играми стал проще, куцей и линейнее; упростились загадки; анимация такая же топорная, как и раньше (хотя это можно назвать и осознанным стилевым решением).