Я сдаюсь. Запоем в Elex у меня резаться не получилось, а за пятнадцать с копейками часов геймплея нынче даже сюжетную черту в наших ролевых играх не проскочишь. Особенно если заблаговременно не ставишь себе такой цели. Поэтому пока что будем вещать в порядке акына.

Осилить всю игру — задача, как сейчас видится, месяцев двух. И недюжинной мочи воли; с удовольствием дела пока что обстоят не особенно неплохо.

Как вы думаете, обязательное нажатие кнопки «Достать оружие» — это подобный хитрый хардкор или просто раздражающая архаика?

Уточню: все всерьез. Пока герою не прикажешь взять наконец в руки топор, он будет по-мученически подставлять все вероятные щеки атакующему его монстру, терпеть и продолжать собирать мураву. Верно и обратное — пока топор не отправится притворяться мечом в ножнах, ни ту же мураву, ни вещи с полок, ни трофеи с трупов собрать будет невозможно. Никакого умного переключения режимов, Elex разнеженным казуалам не подыгрывает.

Я проскакал тяни пролог с ломом наголо, думая, что разбросанные кругом объекты нельзя подбирать именно потому, что у нас тут стартовые сцены, и дизайнеры мне так намекают: «Запоздалее собирательством займешься, лучше пока втянись в историю.» А выяснилось, нет. Это у нас протагонист лишь на ручном приводе работает.

От сладкой ролевой жизни образчика 2017 года отвыкать пришлось часа где-то два. Подобный ностальгии я не заказывал.

Зато как следует оглядеться по сторонам и истина получилось. Рапортую, мы обратно в Horizon: Zero Dawn, лишь без робозавров. Серьезно, кругом все знакомые леса, первобытные деревни на осколках городов будущего и закрывшиеся от внешнего мера магические варвары.

Elex. Часть первая, про тщетность внесюжетного бытия

Местный постапокалипсис случился, когда на (переименованную для пафоса) Землю сел метеорит с наркотиками. В смысле, с космическим минералом под названием элекс. Вначале метеорит просто как следует зажег. Затем умудренные экспериментом тысячелетий естествоиспытатели начали совать элекс куда лишь можно. В микроволновки, в автоматы, в самолеты, в собственные организмы. Кому-то от него сделалось сильно плохо, кому-то — сильно хорошо, но в целом сующую себе в рот всякие инопланетные дары цивилизацию неслабо подкосило.

Само собой, конец света не был бы крышкой света, если бы после него не осталось n-ного числа выживших. Изрядно подчищенный свет позволил новоиспеченным поколениям воплотить свои самые смелые детские мечтания. Часть людей пошла жить в единении с природой, кастовать за частоколами файерболы и ненавидеть железки. Вторая команда молодчин основала Братство Стали с клериками и походами по артефакты престарелого мира. Третья воспроизвела весь остальной «Фоллаут». Ну и, наконец, остались индивиды, какие и технологии не растеряли, и книгами про хоббитов не впечатлились, и с внутривенного элекса могли не слезать.

Elex. Часть первая, про тщетность внесюжетного бытия

Сейчас заключительных называли бы технократами и психопатами, но у пережившего метеоритную предысторию вселенной сложилось для этих товарищей отдельное слово — альб. Судя по всему, если бы не альбы, в округе было бы совершенно скучно. А так эти парни методично зачищают землю от других ряженых. Посему, быть глобальной движухе.

Мы, уместно, играем за случайно слезшего с элекса альба. Зовут Вася. Ладно, скорее итого его так не зовут, но десять минут попыток вспомнить нужное имя так и не дали итога, и вообще протагонист Elex, кажется, специально сделан максимально безликим. Он тут — подобный ссохшийся после конца света командор Шепард. Лишь слепить из него что хочешь нельзя, и вроде как у персонажа есть собственный собственный сильный характер. Как у Геральта.

Забегая вперед, произнесу, что в таких вот странных сочетаниях — суть игры. Разработчикам удалось вырвать из разных старых и новых проектов не лучшие их элементы и механики, но попросту разные детали. В результате из идейного приемника идейных приемников «Готики» вышел удивительный гомункул, ведущий себя вроде бы и правильно, но при этом выкидывающий удивительные фокусы в совершенно неожиданных для тебя местах.

***

Первый сюжетный болванчик повстречался моему герою на выходе из стартовой локации. Стоило ему вкратце рассказать мне про сюжет (фракции, мир суров, отправь к нам в батраки), и я почувствовал — вот она, привычная всем современным ролевым песочницам независимость. Открыл карту, удостоверился, что действительно попал в Zero Dawn с ее климатическими поясами, и пошел своей дорогой, разведывать большой и опасный лес. Рекогносцировка продлилась секунд пятнадцать. Первый же — первый же! — заворот тропинки, который я взял, вывел меня на разбойника, за одинешенек устроившего моему герою геймовер.

Elex. Часть первая, про тщетность внесюжетного бытия

Новая успокоительная теория звучала так: я до сих пор в прологе, мощные бандиты расставлены по обочинам специально, чтобы встреченный болванчик без проблем отконвоировал героя до первого города. Дальней меня проводят куда надо, проведут еще пару воспитательных бесед, и прокачанные наркоманы удалятся ждать своего часа куда-нибудь подальше в укрепрайоны. Логично же.

Поход до оплота ближайшей цивилизации и последующие шесть часов скитаний по одному и тому же небольшому пятачку показали — а вот и нет.

После знакомства с сообществом толкиенистов фейс-контроль на путях никуда не пропал. Налево пойдешь — голову сложишь, чересчур далеко прямо пойдешь — то же самое, про пойти направо или там спрыгнуть в лощину лучше вообще не размышляй.

Казалось, настало время расшатать систему. Игра желает, чтобы ты как завороженный шел по сюжетным рельсам, и подрисовывает тебе стероидных монстров? А мы будем носиться от них по пять минут до ближайшего поселка, чтобы уже сельская — такая же стероидная стероидная — администрация рассказала нехорошим людям, что к чему. И после заберемся с джетпаком туда, куда не следует, и спрыгнем туда, куда дизайнеры не желают нас пускать.

Elex. Часть первая, про тщетность внесюжетного бытия

Как вы, наверное, уже заметили, в хитром плане был не учтен одинешенек момент. Если на повороте стоят слишком крутые товарищи, то кто же стоит за заворотом?

И вот я сдался. Я пытался прокачаться мимо сюжетных заданий, пытался раздобыть оружие помощнее мимо продавцов, пытался отыскать какой-нибудь сверхсекретный лаз, и все было без толку. Elex не то, что не хочет, чтобы игроки не ходили влево от заготовленной дизайнерами и сценаристами тропы, он на самом деле кроме этой тропы вообще ничего на самом деле и не предлагает.

Что ж, пятнадцать часов побился башкой о стену, и хватит. Будем посмотреть, что есть хорошего в «верном» сценарии.