Розыски выхода из зоны комфорта завели меня в общество дилогии настолок в жанре, который меня обычно не особо притягивает — разговорных игр на фантазию, взаимодействие и дедукцию. И опыт получился даже занятным… но далеко не безупречным.

Концептуально «Лига детективов» и «Лига детективов: Новоиспеченные миры» прекрасны в своей универсальности и доступности. Здесь нет ни сложных подсчётов, ни проверок реакции, ни даже того давления, что приходит с нуждой доказывать свою предполагаемую невиновность в какой-нибудь «Мафии». В то же время хватает простора для размышлений и попыток запутать конкурентов.

Суть несложна: игроки выбирают сеттинг (три в каждой коробке), после чего получают соответствующие оному роли и цели. Дальней все они отвечают на пять вопросов, таким образом рассказывая товарищам о своём персонаже, причём стараются сделать это так, чтобы роль и мишени поняла лишь часть других игроков. Поймут все — не получите баллов. Не поймёт никто — тоже. Напоследок стоит учесть, что добавочные баллы приносит разгадывание чужих секретов — и, собственно, всё. Вы готовы к игре.

Начнём с хорошего. Во-первых, у «Лиги детективов» весьма удачное оформление — стильное, яркое, забавное, но не перебарщивающее с мультяшностью. Во-вторых, радует выбор сеттингов: викторианская Англия, современность и фэнтези в первой коробке, мифы Ктулху, древности и научная фантастика — во другой. С таким набором практически для любой кампании можно найти что-нибудь, что будет интересно всем участникам. Веселят и роли с целями, стабильно создающие забавные сочетания типа «Сбежавшего из психушки священника» или «Одержимого Атлантидой винодела». Персонаж сам собой вырисовывается в башке, и тебя так и тянет поведать о нём окружающим, отвечая на вопросы… но тут игра едва ли не разбивается о единственную, но очень положительную проблему.

Настольные впечатления: "Лига детективов" и "Лига детективов: Новые миры"Настольные впечатления: "Лига детективов" и "Лига детективов: Новые миры"

Над вопросами, практически основной частью игры, создатели поработали из рук вон плохо. Во-первых, их просто ОЧЕНЬ немного — всего 27 на коробку. Во-вторых, лишь по три из них заточены под конкретные сеттинги. И вот с этими девятью вопросами проблем нет — они пять вдохновляют на создание интересных сюжетов, раскрывающих личности участников. Но так как они замешиваются в стопку с обычными вопросами, чтобы после достать оттуда пять случайных, высока вероятность, что вы их за раунд не встретите вовсе (или встретите не все). Остальные же вопросы либо попросту не очень интересны или уместны, либо вообще убоги — 6 карт заточены конкретно под внешность, и правила обязуют вас использовать две из них в любом раунде, просирая тем самым 40% вопросов на чушь уровня «Что у тебя за обувь / одежда / причёска».

И что же, спрашивается, мастерить? Ответ, на самом деле, прост: «хоумрулить». Придумать вопросы лучше, чем идущие в комплекте, без проблем сможет даже самая упившаяся тусовка. И вот тогда, если заменить унылые авторские проблемы на что-нибудь более интересное и тематическое, «Лига детективов» резко оживёт.

Обидно, конечно, что по сути я предлагаю игрокам выполнять за авторов немалый пласт труды. Но это не значит, что за них придётся своими руками собирать вообще все элементы «Лиг» — в остальном-то содержимое коробок вполне успешно и полезно. Но ситуация, конечно, откровенно неоднозначная. И рекомендовать эти игры можно лишь людям, которым будет не ленность немного доработать их под себя.