Живо для платформы: основная часть сериала и должна давать принципиально иной опыт. С другой — такой непривычный отход от канонов втискивает вас в рамки.
Алоха, Алола!
Регион Алола вдохновлён Гавайскими островами: тут немало зелени, смуглых подтянутых девушек, радостных пузатых рыболовов в пёстрых рубашках и путешественников. В качестве легендарных покемонов в тропическом раю существуют божественные защитники (Guardian Deity), а верховодит каждым островом «кахуна» — особо продвинутый тренер. Готовьтесь к ощущению праздника и безудержного веселья — даже в ночные часы. Итого в нашем распоряжении четыре острова, между которыми мы перемещаемся на пароме. Они довольно большие, и какой-то компактности, ущемлённости не чувствуется.
Поделённую на четыре доли карту сделали реалистичнее. Дороги и города теперь природным образом переплетаются, а многочисленные островки травы, где живут дикие покемоны, есть на немало городских лужайках. Это очень крутое ощущение — и самая увлекательная территория во всём сериале. Правда, острова Алолы не пожелали «оживлять» — в городах полно домов, где нечего взять и не с кем поговорить, на путях хватает укромных уголков, где ничего не лежит.
Героев тоже не чересчур осчастливили. Персонажи выглядят размытыми, особенно их лица. Окружение мучается от «лесенок», тем более заметных, чем крупнее экран вашей консоли. Зато покемоны — натуральные симпатяги. Дизайн тех, что появились в новом поколении, может показаться дискусионным, но он очень точно вписывается в то, как выглядит игра вообще. Если бы монстров мастерили в старом стиле, в глаза бы бросилось противоречие.
Трёхмерного порядка нет вообще — но с ним было бы плохо обладателям старой версии консоли. А так Moon равно хорошо работает и на New 3DS, и на оригинальном девайсе 2011-го года. Но самая вящая дизайнерская ошибка вовсе не исключение объёма, а ваши противники из команды Skull — это безотносительно ужасно выглядящие, комичные «гэнгста», списанные с рэп-исполнителей десятилетней давности. Малопонятно даже, как такие получили визу на Алолу.
Жестокое обращение с звериными
Серьёзно изменив подачу сюжета и его структуру, Game Freak не сделалась перекраивать сражения. И это правильно: ничего проще, чем пошаговые битвы одинешенек на один, придумать в жанре японских RPG нельзя. Иногда, разумеется, происходят драки два на два, но не более.
При этом авторы добавили возможность воевать вчетвером в особенном режиме Battle Royal. Обставлено всё как реслинг с монстрами, где любой сам за себя. Штука занятная, весёлая, но побочная относительно большинства битв. Гораздо значительнее — и уже не так приятно, — что дикие покемоны теперь вызывают подмогу и изловить зверя нельзя, если напарник вступил в бой. От этого случайные битвы сделались чуть сложнее. Поэтому для баланса на сенсорном экране показана эффективность штурмов. Держать в уме, что класс ядовитых сильнее класса бойцов, вяще не надо — если атаки Super Effective, вы увидите это разом.
В качестве основного нововведения среди приёмов появились так называемые Z-Moves. Это весьма сильные атаки, в каком-то смысле аналог мегаэволюций из прошедшего поколения. Но влияют они на бой гораздо меньше, потому как выдаются в час по чайной ложке, используются одинешенек раз за схватку и занимают единственный карман для вещей у ваших покемонов. А ведь туда так охота положить ягоду, восстанавливающую жизненную силу или лечащую от яда.
Полечиться при отравлении можно и по старинке, сквозь «тамагочи»-режим Pokemon Refresh. На промокшего Роулета задуваем феном, от сильных ядовитых паров промачиваем тампончиком — и малыш свеж и цел сил. Ухаживание на чистке не заканчивается — тут же можно нянчиться с подопечным, почёсывая его и кормя.
При всех упрощениях, у любого из монстров до сих пор четыре атаки и два класса, а таскать с собой можно лишь шестерых, потому важны подбор, подбор и ещё раз комбинирование. Пусть битвы ну весьма несложные, «прокачиваться» легко, денег на лечащие предметы и покеболы для ловли вечно хватает, но иногда может появиться соперник неудобного образа и подпортить настроение.
Глубинные желания
При всех изменениях, чувствуется и затягивает Pokemon Moon образцово тем же способом, что и все предыдущие части. Глубинные детские желания учить и исследовать, восторгаться новым и собирать свою собственную коробку игрушек простимулированы бесчисленными покемонами. Как и раньше, мы медленно собираем нужный состав, исподволь понимаем возможности зверей и следим за их развитием, радуясь любой эволюции и новому интересному приёму. Это как раз та часть вселенной, какой ни у какой Pokemon GO нет и быть не может, — глубина.
Отчасти углубиться помогают дополнительные возможности. Так, перемещаться на монстрах наш герой может не лишь в отдельных эпизодах, но и постоянно. Правда, это не те же самые покемоны, что вы наловили, но они различные. Один умеет пробивать камни и открывать новые линии, другой вынюхивает предметы буквально из-под ног, третий летает и позволяет скоро перемещаться в пределах острова.
К уже упомянутому «тамагочи»-режиму добавлена ещё и PokePelago — мини-игра, где можно растить бобы для ваших зверей и приманивать редких диких монстров. Уместно, часть покемонов Алолы отличается от тех, что вы видели в прошлых долях серии, то есть сюрприз может поджидать даже многоопытных тренеров, например в виде Раттаты, которая теперь имеет класс тьмы.
Есть и коммуникационные возможности. Цельный пункт меню на сенсорном экране посвящён Фестивальной площади — пункту, где надо общаться с другими тренерами и сражаться с их покемонами. Также там продаются цельные наборы полезных вещей для сюжетного режима. Увы, испробовать онлайн не было физиологической возможности. Но обычно дуэли с живыми оппонентами в сериале гораздо сложнее, чем битвы в сюжетном порядке. Едва ли здесь будет иначе.
За Луну или за Солнце?
И немножко о разнице версий, если вы не в курсе. Я рассказываю про Pokemon Moon, есть ещё Pokemon Sun. Это одна и та же игра, отличия лишь в комплекте монстров, в том числе в титульном покемоне. Большая часть зверюшек есть там и там, но отдельный добываются лишь обменом с обладателями альтернативной версии. В седьмом поколении есть ещё чета мелочей типа эволюций покемонов, зависящих от версии, — так, у меня Рокрафф становился оборотнем, а в Sun он такое провертеть не мог. Оценка ниже будет справедлива для обеих вариаций.
Обе Pokemon — не из тех, что сносят кровлю. Скорее, они устраивает генеральный ремонт с надстройкой пары этажей, перепланировкой, выносом стен и новоиспеченным дизайнерским видением общей картины. Ясно, что фанатам-староверам такое может не понравиться. Но вот тем, кто немножечко утомленен двадцать лет просто «ловить их всех» и получать обновления списка покемонов, свежая кровь будет весьма кстати. Плюс Sun/Moon явно создавались с учётом успеха Pokemon GO, и тем, кто сделался тренером монстров лишь недавно, нужны повествование, добавочный «лор». Поэтому игра заслуживает место выше четвёртого и пятого поколений, не привнёсших особых изменений.
Плюсы: как всегда, гигантское количество контента и покемоны, сотни их; отличный новый регион с замечательной организацией маршрутов; для тех, кому значителен сюжет, сериал обретёт дополнительный смысл; множество симпатичных нововведений не изменили сущность сериала; новичкам будет легковесно освоиться.
Минусы: с чётким повествованием пришла линейность; внешний вид мог бы быть симпатичнее.