Живо для платформы:
Принцесса спасает сама
Сходств, разумеется, много. Начиная с истории разработки. Tahira: Echoes of the Astral Empire тоже мастерила небольшая студия, состоящая из трёх человек (у них, правда, не было за раменами опыта работы над Star Wars: The Old Republic) и вышедшая на Kickstarter. Скопили авторы «всего» 68 тысяч долларов. И также сделали ставку на стильную писанную картинку и проникновенную музыку, которую выпустили отдельным изданием. Пунктами даже кажется, что их игра сделана на том же движке, что и творение Stoic.
Очевидны и сюжетные параллели. В The Banner Saga мы вели по глобальной карте лишившийся своего дома клан, пытаясь избавиться от приближающегося Рагнарёка и его предвестников. В Tahira: Echoes of the Astral Empire заключительная принцесса разрушенного восточного королевства ведёт по глобальной карте своих оставшихся боец и соратников, спасаясь от всеразрушающего наступления некоей Астральной Империи. И они тоже разыскивают новый дом. При этом в чертах врагов вполне угадывается Римская империя, а отечество принцессы ассоциируется с Персией, даром что действие Tahira выходит на какой-то другой планете, где есть не только меч, но и магия.
Достоверно так же в процессе продвижения по карте принцесса может встретиться с людьми, каким нужна помощь, например с пьяненьким торговцем. Если согласиться починить его повозку, то после выяснится, что вы потеряли время и не успели спасти мирных обитателей в ближайшей деревне. В перерывах между ратными делами принцесса знается со своими соратниками, число которых постепенно возрастает, и узнаёт об их прошедшем.
А зачем им кузнец?
Наконец, очень похожа и боевая система. Она, природно, пошаговая и также делает большую ставку на грамотное благосклонность бойцов и грамотное же их перемещение. Если атаковать в окружении союзников, обогнувших врагов с флангов, то получите бонус к атаке. Если же попытаться миновать рядом с противником, то тот автоматически атакует вас. Расположение «юнитов» на одной черты чревато — есть атаки, наносящие урон как раз по прямой.
Узнаваемы и классы. У вас в подчинении есть, условно, классические воины-гвардейцы, не скорые, но стойкие. Есть, наоборот, быстрые, но худосочные когти, способные вдали перемещаться, атаковать несколько раз за ход и проводить серию жестоких кинжальных ударов. Когти чем-то напоминают ниндзя, а вот здешние кузнецы по своим боевым свойствам похожи на дварфов — концентрированные, умеют сшибать с ног и бить оружием по земле, нанося урон разом нескольким врагам. Разница лишь в том, что в качестве гномов тут выступают накачанные дамы с косой и очаровательной улыбкой.
Роль мага, способного творить чудеса не лишь в бою, но и в сюжетных сценах, досталась самой принцессе — периодически она видает странные сны, общается с мёртвым отцом и разучивает новые магические зачисления. А вот гигантов и рогатых варлов в Tahira не завезли.
Некоторые элементы военный механики так и вовсе почти прямые цитаты из The Banner Saga. На использование особых умений (а среди них есть и те, что отталкивают противника на клетку назад) тратятся особые очки — Willpower, которые восстанавливаются за каждое убийство неприятеля. Разница в том, что в Tahira нет общей копилки такой энергии: плюс к Willpower получит лишь убивший.
Наконец, как и в The Banner Saga, у каждого бойца есть два ключевых параметра — панцирь и здоровье. И если сначала сточить броню, то потом есть шанс одним критическим ударом уложить оппонента. Правда, вы не можете выбирать, бить по защите или по здоровью, — типовые атаки, как правило, наносят небольшой урон броне, потому приходится расходовать Willpower на особые приёмы.
То же, да не то
Несмотря на очевидную схожесть с The Banner Saga, во немало вещах Tahira ей всё же проигрывает. Картинку тут нельзя назвать столь же выступающей с художественной точки зрения. Интересных встреч на глобальной карте и ситуаций морального выбора весьма мало — их практически не замечаешь. Тем более что у нас нет никаких важных для прохождения ресурсов вроде еды или очков славы, которые были бы разменной монетой в морально-нравственных дилеммах. Нет и полноценной «прокачки» бойцов — они получают ранги (ветеран, чемпион и так дальше), автоматически улучшая основные характеристики.
Сюжет, при всём своём драматизме (папу убили, страну разграбили — теперь ты в армии!), так не цепляет, он немало банальный. К тому же без тотального морального выбора нет того эмоционального накала и надлома. Строчки из анонса о том, что принцесса-де развивает отношения со своими соратниками, так и остались строчками из анонса.
Героиня знается со своей лошадью, отпускает шуточки по поводу седины лидера когтей, тот флиртует то с ней, то со своей престарелой любовью, предводительницей женщин-кузнецов… Ну да, забавно, но не более того. Зачастую нескончаемые диалоги хочется просто пролистывать — смысловой нагрузки они толком не тащат, разве что работают на атмосферу (если она вам, конечно, близка).
The Tactic Saga
А вот где Tahira: Echoes of the Astral Empire достоверно удалась, так это в сражениях. Они тут куда более масштабные, чем в обеих долях The Banner Saga. Одновременно на ратном поле может быть чуть ли не сотня «юнитов», а вам приходится управлять максимум двадцатью бойцами разом. Есть даже почти полноценные штурмы/оборона городов с использованием осадных лестниц, какие вы можете сбрасывать вниз. Плюс очень интересная механика засад, какие нужно устраивать так, чтобы враг не раскрыл их раньше поре.
Соответственно, почти каждое сражение проходит в несколько этапов, и бойцы переходят в них собственно в том состоянии, которое получили на предыдущем, — если расточили всю энергию на умения, то в новой фазе драки она автоматически не восполнится. При этом всегда нужно выполнять какие-то задания — защищать важные точки, спасать пленных, освобождать соратников. И непременно стеречь важных персонажей, потеря которых автоматически ведёт к разгрому. А противники между тем окружают, заходят с флангов, к ним прибывают подкрепления…
При таких масштабах и задачах на первоначальный план выходит грамотное позиционное планирование — приходится работать сразу в нескольких направлениях, разбивать отряд на группы, отряжать кого-то отстаивать тылы, кого-то прятать в засаде, а других посылать в штурм и так далее. Порой даже кажется, что авторы переборщили с масштабом и сложностью сражений, — драки идут одна за другой, передыха нет, а вскоре вы уже грезите о новой порции пустопорожних диалогов принцессы со своей конём и седовласыми соратниками. Специально для таких «слабаков» предусмотрена возможность проглядеть особенно эпические битвы.
Естественно, немного опытные разработчики, не имея такого же количества денег, организованных через Kickstarter, не смогли сделать такую же глубокую, многоплановую и увлекательную с точки зрения сюжета игру, как The Banner Saga. Они сосредоточились на масштабных и сложных тактических сражениях. И уж в этом-то достоверно не прогадали — истинные ценители пошаговой тактики получат от Tahira: Echoes of the Astral Empire полноценный и весьма серьёзный вызов.
Плюсы: сложные и масштабные, по-настоящему эпические сражения; увлекательный, но не выдающийся сюжет; приятная картинка и атмосферная музыка.
Минусы: игра пытается быть вылитее на The Banner Saga, но во многом ей проигрывает; чрезмерное количество пустопорожних бесед и описаний; нет полноценной «прокачки»; нет системы ресурсов; мало классов бойцов.