После оглушительного успеха Balatro вылитые игры появляются регулярно, причём источник вдохновения нередко понятен по их названиям. Есть, к примеру, Wordatro — вариация настолки Scrabble (в наших кромках известной как «Эрудит»). Есть Ballardo — бильярд с модификациями шаров. Есть Omelet You Cook — создаём бутерброды, используя ингредиенты из всегда растущей «колоды». Но если всё это — явные клоны, в которых даже интерфейс порой идентичный, то создатель CloverPit так наглеть не сделался и совместил геймплей в духе Balatro с мрачным визуальным стилем Buckshot Roulette.
Вечный долг
Мы оказываемся заперты в узкой, грязной комнате, похожей то ли на пыточную, то ли на тюремную камеру, в которой не убирались десятилетиями. В углу — разбитый унитаз, у противолежащей стены — мусорное ведро с чем-то похожим на останки предыдущего пленника. Повсюду или запёкшаяся кровь, или окурки, а для полноты полотна не хватает только жирных тараканов. Хочется сбежать, но большая железная дверь заперта, и неозвученный «злодей» сообщает с поддержкой субтитров, что не может нас выпустить.
Чем-то мы провинились, и теперь наша задача — использовать игровой автомат, чтобы получать с его помощью монеты и вносить указанную сумму в приёмник. Вот только время ограниченно — сделать это нужно за три раунда, по-иному люк в полу откроется и мы рухнем в яму. Но даже если долг будет погашен, никуда нас отпускать не станут — появится новоиспеченная сумма, а вместе с ней и новый дедлайн, и так до бесконечности. Это бездонная долговая яма, однако с самого начала есть подозрение, что какой-то шанс выкарабкаться всё же имеется, — дверь ведь не просто так сделали интерактивным объектом?..
В первом раунде нам дают горстку монет и два билетика. У монет есть несколько способов применения: мы либо расходуем их в автомате на новые попытки, что всегда стоит очень дёшево, либо погашаем с их помощью долг, что с каждым раундом становится всё труднее. Билетики же необходимы для покупки талисманов — аналогов джокеров из Balatro. Напротив «однорукого бандита» расположена витрина с четырьмя талисманами и возможностью обновлять ассортимент, и стоимости разнятся — какие-то товары можно купить сразу же, а для каких-то потребуется копить валюту.
Число билетиков вырастает с каждым пройденным раундом и зависит от наших действий и успехов. Во-первых, игрок выбирает, сколько билетиков он желает получить — либо один за семь спинов в автомате, либо два за три спина. Понятное дело, шансы заработать хоть какие-то денежки тремя спинами минимальны — бездушная машина не будет выдавать комбинации символов при каждой прокрутке. Но иногда имеет резон запороть один из трёх раундов, чтобы за бонусные билетики купить крутой талисман. Во-вторых, в каждом раунде есть возможность досрочно погасить долг и получить за это ещё вяще билетиков — это тоже не происходит постоянно, но иногда такая опция есть, и приходится взвешивать все за и против.
Как и в случае с джокерами, от стартовых амулетов нередко зависит то, какой будет стратегия в очередном забеге. Можно фокусироваться на определённых символах: повышать ценность одних, занижать шанс выпадения иных и так далее. Изначально самыми ценными являются семёрки, которые редко появляются на экране, а вишни и лимоны подают очень мало очков — но уже спустя несколько раундов всё может измениться, и те же лимоны станут самыми дорогими. Можно вкладываться в прокачку комбинаций — чем вяще в них символов, тем крупнее суммы за них получаешь. Можно пробовать повышать множители, чтобы общая сумма выигрыша увеличивалась в несколько раз.
Большенный выбор, маленький выбор
Всего в игре более полутора сотен талисманов, и большинство из них открываются за выполнение определенных поступков. Так что чем дольше играешь в CloverPit, тем больше опций — можешь, к примеру, создавать билды, построенные вокруг количества билетов на дланях. Или билды, в которых многое зависит от случайно активируемых талисманов — у части из них эффект срабатывает с определённой долей вероятности. Являются талисманы, модифицирующие те или иные символы, и те дают билетики или повышают свою ценность, когда с ними выпадает комбинация. Есть даже сборки на основе «числа зверя», какое может выпасть на автомате после третьего раунда и забрать заработанные деньги.
В то же время чем больше открываешь амулетов, тем ниже шанс увидеть в магазине что-то ценное — хлама среди «анлоков» очень много. Если в первых забегах добиться синергии между получаемыми бонусами сравнительно легко, то уже спустя несколько часов сборки получаются всё более бессвязными, поскольку все талисманы улучшают совершенно различные вещи. Простой пример — талисманы, увеличивающие шанс выпадения вишен, лимонов, сундуков и всего остального. Вы можете повышать ценность этих символов, в интервалах между дедлайнами отвечая на телефонные звонки (так здесь оформлены бесплатные апгрейды за прохождение раундов), но увидеть их на машине будет с каждым разом всё труднее. Из-за этого план порой меняется несколько раз в течение забега, и добраться до запоздалых дедлайнов таким образом непросто.
Поэтому в какой-то момент начинаешь понимать, что разнообразие в игре не так уж велико — весьма большое количество талисманов трудно использовать эффективно, либо они появляются в магазине слишком поздно или слишком спозаранок. При этом есть талисманы, которые значительно сильнее остальных — настолько, что они ломают баланс. Например, с «Гадким крупье», после нескольких раундов подающим десятки и сотни тысяч монет при каждой второй прокрутке, почти ничто не может сравниться, и для успешного завершения забега нередко несложнее взять его и не думать о других вариантах. Для активации его эффекта нужно в разы меньше телодвижений, чем для билда, построенного кругом другой механики.
Наверное, главная проблема CloverPit связана с тем, что здесь почти всё зависит от удачи и генератора случайных чисел. В этом плане с Balatro игру ничто не роднит — там и скидывать карты можно, и выбирать, какие из карт в руке будешь использовать сейчас, а какие оставишь на потом. Тут же просто подходишь к слот-машине, тянешь рычаг и надеешься на чудо. Шанс выпадения «числа зверя» равен 1,5 %? Неважно, оно может выпасть три раза подряд, зато, когда повысишь вероятность до 6 %, вообще перестанешь его видеть. Шанс появления лимонов превышает 30 %? Появляться-то они будут, но не факт, что из них скопятся комбинации. Зафиксировать части крутящегося барабана нельзя, так что при неудачной прокрутке всё стирается и пробуешь ещё раз, и следующая попытка может очутиться хуже предыдущей.
В каком-то смысле это можно считать сатирой на реальное казино — там в вашей победе тоже никто не заинтересован. Но есть подозрение, что в игре попросту плохой баланс. Наблюдать за мелькающими на экране миллионами и миллиардами, за идеально складывающимися в комбинации символами весело первые несколько часов, пока параллельно разблокируешь ключи, обнаруживаешь ими ящики в шкафчике и постепенно доходишь до концовки. Плюс со временем становятся доступны модификаторы забегов — то вам билеты подавать не будут в конце раундов, то количество талисманов в магазине уменьшат. Но чем больше времени проводишь в игре, тем злее она представляется из-за рандома (и более раздражающими становятся долгие анимации), а потому интерес угасает.
CloverPit не удалось сделаться новой Balatro, хотя предпосылки были: тоже азартная игра, тоже необходимость набирать определённые суммы за узкое время, механика с влияющими на геймплей талисманами, похожими на джокеры… Однако здешние билды оказались не так разнообразны и увлекательны, и во время прохождения часто кажется, что от тебя не так уж много зависит. Как развлечение на несколько вечеров, генерирующее тонны дофамина в первые часы, CloverPit неплоха — и залезать ради неё в настоящую долговую яму не нужно. Но рогалик на долгий срок, к которому захочется возвращаться вновь и вновь, не вышел.
Плюсы: весёлая слот-машина без риска для настоящего кошелька; когда удаётся собрать удачный билд, геймплей приносит огромное наслаждение; большое количество челленджей, за выполнение которых получаешь новые талисманы; симпатичная в своей омерзительности малополигональная графика.
Минусы: многие амулеты либо бесполезны, либо требуют много поддержки, из-за чего становится всё труднее создавать полноценные билды; нередко ощущается нехватка контроля над происходящим; геймплей быстро (по сравнению с другими рогаликами) становится однообразным.




