От Annapurna Interactive ожидаешь либо громкого хита, о котором будут долго говорить ( What Remains of Edith Finch,  Stray), либо чего-то удивительного и невнятного, что тут же забудут ( 12 Minutes,  Maquette). С одной стороны,  Open Roads легко могла попасть в первую категорию: занимались ею разработчики  Gone Home — одного из значительнейших релизов прошлого десятилетия, положившего начало жанру симуляторов ходьбы. С другой стороны, этот коллектив уже давным-давно не тот, что раньше, — связанный с руководителем студии скандал не мог не оставить отпечаток на финальной версии игры.

Семейные секреты

Главные герои — мать-одиночка Опал и её шестнадцатилетняя дочь Тесс. В первой главе они готовятся к переезду из дома почившей бабки. Хотя жили они все вместе, дом в наследство она не передала, так что члены семьи пакуют вещи и готовятся покинуть эти стены. Так бы они и отправились кочевать по миру в поисках жилья, если бы Тесс не наткнулась на подозрительный чемодан, спрятанный на чердаке. Найденная в нём записка намекает на то, что у бабки были кое-какие секреты, и Тесс уговаривает Опал съездить к летнему домику её матери, чтобы найти ответы на возникшие проблемы.

В целом это вся история: из дома бабушки вы едете к летнему домику, потом отправляетесь ещё в одно место, и игра заканчивается. «Мрачная секрет», о которой пишут в описании в Steam, действительно не самая приятная и довольно неожиданная, но Open Roads — не мистический триллер. Это эпизод из существования людей, которые показались мне симпатичными, но не очень интересными, поскольку все поднятые здесь темы слишком уж банальны и уже немало раз пережёваны как в других играх о «бытовухе», так и в мелодрамах и сериалах.

Персонажи не открывают рта, но меняют позы и жестикулируют. Стилем игра напоминает престарелые мультфильмы Disney.

Мать рассталась с отцом и не говорит дочери о причинах. Дочь купила билеты, чтобы отправиться к папе и разузнать правду, но матери об этом не сказала. Отношения между матерью и дочерью вроде бы дружеские, но они редко куда-то ходят или ездят совместно — одна занята в театре, другая тратит много времени на учёбу. Иногда они конфликтуют на пустом месте, но тут же примиряются. Ситуации жизненные, и наверняка кто-то увидит в этих героях себя, но стороннему наблюдателю вроде меня такие манеры покажутся скучными. Даже несмотря на то, что диалоги увлекательно слушать — спасибо Кери Рассел (Keri Russell) и Кейтлин Дивер (Kaitlyn Dever) за блистательно сыгранные роли.

Во многом повинен игровой процесс, не выдерживающий никакой критики. Вы попадаете в помещение и, словно призрак, можете медленно двигаться по нему, взаимодействуя с объектами. Половина из них оказываются ненужными — это всякие кружки, ботинки, тарелки, игрушки и прочий хлам. Ни разу здесь не будет ситуаций, когда поворачиваешь объект и находишь что-то интересное, — это просто 3D-модели, которые зачем-то можно рассматривать со всех сторон. Даже когда игра упрашивает найти ключ от запертой двери, он всегда лежит на видном месте, и связанной с ним головоломки не будет. А я наивно полагал, что придётся кружки переворачивать или сумки обнаруживать…

Open Roads: Обзор очередного приключения от Annapurna

«Мам, слушай!»

В то же время многие объекты позволяют узнать подробности о матери и бабушке. Когда берёшь в руки такую предмет, в нижней части экрана появляется кнопка «Мам, слушай!» — при её нажатии запускается диалог между героинями. Этим на протяжении двух часов и предстоит заниматься: разыскивать предметы, которые нужны для продвижения по сюжету, и нажимать на «Мам, слушай!». Во многих диалогах предлагается выбирать реплики, но они ни на что не воздействуют — финал всегда будет одним и тем же, да и повествование не изменишь. Нет инвентаря, нет загадок, нет коллекционных предметов, зато есть послания и записки, которые нередко состоит не из одного и даже не из двух абзацев.

Записки бывают интересными, но мне показалось, что их многовато, равно как и текста в них.

Записки бывают интересными, но мне показалось, что их многовато, равновелико как и текста в них.

В 2013 году, когда вышла Gone Home, такой игровой процесс мог бы сработать — жанр был совершенно новым, и сравнивать было не с чем. В наши же дни Open Roads кажется игрой, опоздавшей на десятилетие. Упомянутая выше What Remains of Edith Finch изумительно повествовала мини-истории.  As Dusk Falls предлагала впечатляющую нелинейность. Многочисленные хорроры и триллеры, которые тоже можно отнести к симуляторам ходьбы, основывали гнетущую атмосферу и могли похвастать хоть какими-то пазлами. Можно даже вспомнить  Road 96 — у французов игра о странствии на машине получилась куда более разнообразной. Здесь же, хоть Open Roads и переводится как «открытые дороги», поездок весьма мало, а заняться в них нечем — только в окно посмотреть да бардачок открыть.

Над бардачком лежит карта, но она вообще не пригодится.

Над бардачком лежит карта, но она вообще не сгодится.

Проще всего объяснить проблемы игры тем, что её разработка проходила не в лучших условиях. Спустя несколько месяцев после анонса проекта сотрудники студии Fullbright обвинили главу в токсичности: встречались публичные унижения коллег, нежелание слушать их предложения и так далее. Из-за этого коллектив, заключавшийся из 20 человек, покинули около 15, а оставшиеся со временем откололись от Fullbright и основали отдельную Open Roads Team. В итоге разработка затянулась аж на пять лет, и после прохождения игры трудно понять, на что именно были потрачены все эти годы. Финальная версия вяще похожа на черновик — настолько мало в ней геймплея и сюжета, да и концовка, хоть она и логично завершает историю, будто бы надвигается на пару часов раньше, чем нужно.

Других проблем здесь тоже хватает. Музыки, например, практически нет — в негустых случаях можно включить радио, но в основном исследованием занимаешься чуть ли не в тишине. Управление на геймпаде не самое спокойное — если вы взяли записку и нажали на кнопку «Показать текст», нужно ещё раз нажать на неё, и только после этого удастся прибрать записку. Но самое странное — включение вибрации каждый раз, когда вы крутите предмет в руках. Обычно в таких играх вибрация становится подсказкой, намекающей на какой-то секрет, а тут она добавлена просто так.

Open Roads: Обзор очередного приключения от Annapurna

Больше всего огорчает то, что сеттинг-то выбран отличный и локации получились красивыми. Время поступки — 2003 год, когда компьютеры не стояли в каждом доме, телевизоры соревновались в толщине, а люди пользовались телефонами-раскладушками и усердствовали уместить длинные предложения в SMS, криво сокращая слова. В летнем домике, который ни Опал, ни тем более Тесс не посещали уже немало лет, атмосфера ещё круче: старые постеры, древние телепрограммы 1968 года, пыльная техника, разрушивший стену водонагреватель — мне в таких играх нравится исследовать давным-давно заброшенные локации, особенно когда там много предметов старины. Вот только в Open Roads заняться в таких локациях нечем, да и за розыски секретов никак не награждают.

Возможно, если бы посреди разработки не произошёл громкий скандал,  Open Roads вышла бы более качественной игрой — с интересным исследованием и более оригинальным сюжетом. Либо она задумывалась именно такой, какой вышла, просто авторы  Gone Home не стали изобретать велосипед и решили взять за основу привычный для себя штамп. Как бы то ни было, итог разочаровывает — ожидания вообще не оправдались. Когда история разработки кажется более интересной и интригующей, чем история в самой игре, по-иному как провалом это не назвать.

Плюсы: красивые локации со множеством деталей; персонажи отлично озвучены; приятные герои, в каких некоторые игроки могут узнать себя.

Минусы: скучный и очень примитивный геймплей; многие предметы, с какими можно взаимодействовать, ни для чего не нужны; проблемы с управлением и неуместной вибрацией геймпада; очень мало музыки; игра заканчивается, не поспев начаться; дорожных приключений, несмотря на название, практически нет.

Оценка игры