Ведаете, кнопка паузы – очень показательный инструмент в хорроре. По частоте ее использования легковесно определить не только и не столько влажность штанишек пользователя, сколько степень его вовлеченности в выходящее. Нагнать страху легко, но если игрок всегда будет помнить, что вечно может мгновенно отгородиться от всех ужасов виртуального вселенной, то грош цена такому хоррору. Заставить аудиторию позабыться – вот что самое сложное.

Первой части Outlast это неожиданно удалось. Из сочетания идеальной длительности, мастерски выверенного ритма и умеренной сложности получился кошмар, какой буквально поглощает тебя на четыре напряженных часа и как будто не оставляет линий отхода. Даже я, на то время злостный любитель глушить усилие походами за чайком, осилил ее за один присест. Да, страшно, но куда подеваться?

Тем обиднее, что в Outlast 2 желание сделать перерыв сильно как никогда. Заветный «эскейп» почти что пульсирует под перстами, подначивая написать друзьям, проверить почту, заказать пиццу или наконец-то научиться резаться на гитаре – сделать что угодно, лишь бы отложить прохождение на неопределенный срок. И отнюдь не из-за леденящей давлю жестокости, а от беспросветной скуки, ее сопровождающей.

Поворот не туда, или Обзор Outlast 2

Red Barrels явно собирались бить в лоб с порога, это видно. Сиквел не тратит время на осмотрительное наращивание темпа и не пытается маскировать прямолинейность своих методов – вместо этого тяни сценарий прописан в неизменном верхнем регистре и с огромной ставкой на ШОК-КОНТЕНТ. Там, где ранее в ход пускали больничную клаустрофобию, беспокойную музыку и сокрытые в тенях недосказанности, теперь очередная деревня фанатиков, где каждого встречного-поперечного сжигают, вздергивают и расчленяют, а мы исправно снимаем эти провинциальные увеселения на камеру.

И поначалу даже не произнесёшь, что это плохо. Первые минут тридцать, пока наш герой стряхивает с себя останки вертолета, занесшего его в неприветливый кромка, Outlast 2 готовит прекрасную почву для дальнейших событий. На пути горят распятые трупы, под ногами хрустят детские кости, а за горбом вопит старуха с огненной, извините, киркой – оно, конечно, чересчур, но садистский цинизм, каким игра демонстративно упивается, внушает крайнюю степень дискомфорта. Тут тебе не рады, и дьявол его знает, что с тобой случится дальше.

Поворот не туда, или Обзор Outlast 2

Поворот не туда, или Обзор Outlast 2

Однако проблема такого подхода как раз в том, что дальней ничего особенного не случается. Outlast 2 бездумно расходует большую доля своих козырей на впечатляющую экспозицию, а потом просто играется с комбинациями двух основных элементов – человечьего мяса и свихнувшейся религиозной общины. Учитывая, что много выдавить из них по умолчанию невозможно, последующий линия более чем наполовину состоит из тоскливых самоповторов и тонны жженых человечков, какие с инструментальным эквивалентом «БУ!» появляются в центре кадра. Безусловно, кое-что припасено на после, но пробираться к этому «потом» – удовольствие сомнительное.

При этом, правды ради, атмосферно сиквел однозначно превосходит предшественницу. Тот со своей психушкой тяготел скорее к новоиспеченному поколению ужастиков а-ля «Искатели могил», тогда как тут рядом с современными источниками вдохновения трется признанная классика жанра. Не сообщая уже о том, что сама завязка перекликается с извечным лавкрафтовским мотивом, в процессе вспоминаются, так, «Спуск», «Сияние», «Омен» и даже в какой-то мере «Ребята кукурузы». Непрямых отсылок масса, и эта солянка вылилась в концентрированный и мрачный антураж, по совместительству – единственный повод проявлять заинтересованность к экранному действу.

Поворот не туда, или Обзор Outlast 2

Школьные флешбэки – откровенные сюжетные филлеры, дарованием что эффектных сцен в них полно

Но даже он не может оправдать затянутость Outlast 2. Игра попросту слишком долгая, обременительно долгая для аттракциона про «беги и запрятывайся». Семь часов – это почти Resident Evil 7, у какой под внушительным хронометражем был фундамент из конкретных планов, рабочих механик, сюжета и итого, что в принципе составляет полновесную игру. Outlast 2 предлагает… ну, носиться и прятаться. По большей части бегать, я бы сказал.

Правила, как и в первой доли, просты: вокруг разгуливает энное количество кровожадных психопатов, а вы должны мимо них проскользнуть, желательно не попадаясь никому на очи. Ведете себя тихо – вас не увидят. Шумите – придется удирать от преследователей и разыскивать какой-нибудь темный шкафчик, куда никому не приспичит заглянуть. Иное дело, что Outlast 2 на эти правила плевать хотела и стелс впрыскивает по большому счету для отвода глаз.

Около 90% игровых ситуаций – это погони, погони и еще раз беготня. Немалая их часть провоцируется сценарием, когда спрятаться от недоброжелателей невозможно по дефиниции, но даже когда тебя якобы выпускают в небольшую песочницу, левел-дизайн сводит прок укрытий на нет. Локации либо достаточно линейны, чтобы без проблем взять их нахрапом, либо ветвятся порожним и бессмысленным лабиринтом, по-честному искать выход из которого докучает моментально.

Поворот не туда, или Обзор Outlast 2

Простой и быстрый вариант – вдавить клавишу спринта и промчаться галопом по периметру степени. Повезти может не с первого раза, но это все равно лучше, чем сидеть в кустах и следить за наглыми аборигенами, которые как бы невзначай собираются вокруг, исподволь загоняя в тупик и провоцируя на очередной сеанс догонялок. Носиться тут скорее нужно, чем можно.

Оставшиеся 10% занимают эпизоды, где вообще твердо непонятно, что от тебя хотят. Как, например, фокус века в прологе, где в качестве первого преграды сразу суют самого опасного противника во всей игре, нестись от которого нужно исключительно назад, после чего он пропадёт, чтобы полминуты спустя появиться вновь по мановению скриптовой палочки. Над этой отличной ситуацией я ломал голову минут пятнадцать – и почти уверен, что решительно бы ее сломал, если б не подсказка от добрых людей из «Стима». Обучаетесь, геймдизайнеры!

Ну, и о насущном: главный герой все еще не умеет драться. Эта условность ощущается особенно остро, когда из любой первой дохлой коровы торчит дюжина граблей, у стогов сена валяются вилы, а сараи по швам трещат от обилия крюков, топоров, ножей и прочих потенциальных оружий самообороны. С оружием в руках тоже можно бояться – пресловутая Resident Evil 7 тому наглядное доказательство. Да и всеобщий бешеный ритм так и подмывает вдарить кому-нибудь по физиономии, но невозможно. Мы тут в гостях, так не принято.

Поворот не туда, или Обзор Outlast 2

Необходимость зализывать раны должна была усилить эмоция уязвимости игрока, но на деле только сдерживает особо рьяных спидраннеров

Лучше итого Outlast 2, наверное, зайдет стороннему наблюдателю – тому, кто может промотать все невеселые моменты или почитать «Реддит», пока ты энный раз грузишь злополучный чекпойнт. Для него это будет образцовый хоррор, где можно запрятываться в бочке с кровью, где на протяжении целой катсцены тебе вбивают ржавые гвозди в длани и где ты с замиранием сердца следишь за лучами фонарей в кукурузном поле. Подобный человек обязательно оценит первоклассную атмосферу, прекрасный визуальный ряд и отменную труд со звуком, потому что все это в сиквеле действительно есть.

А вот чего там нет, так это нормальной игры. Загубив утилитарны все геймплейные идеи оригинала, Outlast 2 примешала к неподдельному ужасу столь же открытую тоску, которая, к сожалению, сопровождает львиную долю этого заунывного семичасового марафона.

Поворот не туда, или Обзор Outlast 2

Как я тебя соображаю…

Outlast 2

Outlast 2

Дата выхода:
25 апреля 2017
Издатель:
Red Barrels
Разработчик:
Red Barrels
Жанры:
Action
Перроны:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
74 место
Оценка редакции:
52 %
Стоит резаться? (на основе оценок читателей)

Да

Как вам игра?
+1 +