Мы уже давным-давно не получали от Konami новых крупных игр, зато свои старые релизы издатель довольно активно переносит на новоиспеченные платформы. Помимо удачного ремейка  Silent Hill 2 компания выпустила немало сборников своих классических проектов, в том числе игр о Черепашках-ниндзя,  Metal Gear Solid и  Castlevania. Сейчас Konami решила вспомнить о JRPG Suikoden — первые две части серии, вышедшие изначально на PlayStation 1, переиздали в рослом разрешении. Сборник получил дурацкое название  Suikoden I & II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars, и, желая игры на удивление хорошо сохранились, они всё же заслуживали большего, особенно на фоне проектов вроде недавней  Dragon Quest III HD-2D Remake.

Нестареющая классика

Серия Suikoden насчитывает пять номерных долей и несколько спин-оффов, и в своё время эта франшиза познакомила многих игроков с жанром JRPG. Создатель Deus Ex Уоррен Спектор (Warren Spector) вообще именовал первую часть одной из своих любимых игр, которая вдохновляла его на протяжении всей карьеры, и причин любить её было немало. Там не было растянутой истории, в отличие от многих JRPG, где сюжет порой топчется на месте и надо тратить на прохождение по 60 часов. Диалоги куцые, без воды, с отличным юмором и достаточно хорошо раскрывающие персонажей. А сюжет сочетал в себе политические интриги и трогательные собственные истории — сейчас этим в JRPG уже никого не удивишь, но есть у здешнего повествования особенный шарм.

Самый увлекательной особенностью Suikoden остаётся механика найма соратников. Мы играем за сына генерала империи; герой восстал против этой самой империи и возглавил отряд сопротивления, потому наша задача — путешествовать по миру и искать потенциальных союзников. Для этого сперва захватываем замок (который стережёт один-единственный дракон), а после этого посещаем каждое поселение и каждое здание в надежде найти там рекрутов. Некто может стать бойцом, который будет путешествовать вместе с нами в отряде из шести человек, а кто-то вселится в замке и даже откроет там новые возможности вроде лифта. Всего союзников 108 — по аналогии с китайским романом «Речные затоны», идею которого создатели Suikoden адаптировали под собственный сюжет.

В Suikoden II все составляющие получили развитие — игра была создана за три года и очутилась заметно продолжительнее и масштабнее предшественницы. Сюжет стал менее схематичным, персонажи — более проработанными (в том числе известные по первой части), боевая система обросла новыми возможностями, а замок, по-прежнему являющийся нашей штаб-квартирой, сделался ещё более оживлённым благодаря мини-играм и театру, где рекруты поют и танцуют. Мы по-прежнему собираем группу из ста с лишним союзников, но процесс их присоединения к команде усложнился, поскольку многие из них спрашивают выполнить какое-то условие — или иметь в отряде определённых бойцов, или победить кого-то в дуэли, или выполнить квест.

Розыск союзников побуждал посещать каждый уголок карты, а долгие путешествия по миру приводили к многочисленным случайным сражениям, как во немало JRPG. Однако если обычно в играх этого жанра участники драки ходят по очереди, то здесь вы разом приказываете каждому члену отряда что-то делать (атаковать, защищаться, пить зелье) и после раздачи команд завершаете ход и наблюдаете за выходящим. Благодаря этому бои выглядят более динамично по сравнению с той же Dragon Quest: персонажи быстро атакуют, иногда одновременно нападают разом на нескольких врагов, а меняющиеся ракурсы камеры делают затянувшиеся схватки веселее.

Suikoden I&II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars: Обзор неидеального сборника

Чем сильнее ваши рекруты, тем несложнее справляться с оппонентами, особенно если не забывать покупать им новую броню и улучшать оружие. А чем больше союзников вы скопили в штаб-квартире, тем легче участвовать в сражениях армий — ещё одной «фишке» Suikoden, появившейся ещё в первой части. Там две армии воюют по принципу игры «Камень, ножницы, бумага» — кто кого побьёт в каждом раунде, и у игрока есть возможность разузнать планы противника, если в армии есть ниндзя или разбойник. Этот элемент в сиквеле тоже прокачали, сделав и эти моменты пошаговыми, добавив курсор и позволив перемещаться по полю боя в розысках наиболее эффективных приёмов, задевающих сразу несколько отрядов.

Для обеих игр доступны руководства, которые можно открывать как в главном меню, так и в настройках во время прохождения.

Для обеих игр доступны руководства, которые можно обнаруживать как в главном меню, так и в настройках во время прохождения.

Всё перечисленное делает обе Suikoden замечательными JRPG, которые и тогда бывальщины амбициозными, и сейчас не растеряли своего лоска. Эти игры одновременно кажутся масштабными и компактными, и самые интересные идеи в них реализованы весьма хорошо — после знакомства с проектами понимаешь, чем вдохновлялись другие японские разработчики и какие идеи они позаимствовали. Желая первая часть не станет намного хуже, если играть в неё после сиквела, лучше всё же начать с оригинала — тем немало что проходится он примерно за 25 часов, а то и меньше. Но всё же жаль, что ремастеру первой Suikoden не уделили достаточно внимания.

Труды много, но мало

Конечно, от этого сборника было глупо ожидать чего-то вроде HD-2D-ремейков в стиле Square Enix, но всё равновелико графика вызывает лёгкое разочарование. В первой части многое постарались улучшить: карту мира сделали трёхмерной, портреты персонажей целиком перерисовали, текстуры в разы более чёткие. Однако трудно отделаться от ощущения, что многие локации выглядят неживыми и пустыми, а спрайты персонажей на фоне качественных текстур сильно выделяются из-за жирнющих пикселей, из которых слеплены все герои.

На поле первой Suikoden вторая выглядит гораздо выигрышнее, и основной упор авторы ремастера явно сделали на неё. Взять даже первую локацию — когда на стан происходит нападение и главный герой просыпается в палатке, на ткани можно увидеть отблески огня, окрашивающие стены в алый цвет. В оригинале такого не было, равно как и разбросанных на земле горящих стрел в сцене, где протагонист с товарищем спасаются бегством из станы. В дальнейшем в глаза бросается всё больше улучшений: и в лесах деревьев больше, и вода выглядит в меру реалистично. Весьма странно, что первую часть не стали так же перерисовывать.

Интерфейс в первой игре тоже оставляет желать лучшего, и отдельный изменения, значительно улучшившие геймплей в сиквеле, там бы пришлись к месту. Например, когда вы посещаете гостиницу во второй доли, вам сразу предлагают одновременно и отдохнуть (то есть восстановить здоровье отряда), и сохранить прогресс. В первой части за это отвечают отдельные кнопки, из-за чего доводится тратить время на лишние нажатия.

Suikoden I&II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars: Обзор неидеального сборника

Также раздражает сильно ограниченный инвентарь у каждого персонажа, куда ничего толком не помещается. Это можно было бы исправить, сделав немало полезным раздел «Вещи отряда», куда в первой Suikoden складываются только важные сюжетные предметы, какие нельзя выкинуть или продать. Но это оставили без изменений — раздел по-прежнему большей частью бесполезен. Чаще всего с ограничениями сталкиваешься во пора покупки новой экипировки — если места нет, новый шлем не купишь, потому что его некуда класть. В сиквеле это починили ещё на PS1, добавив кнопку, позволяющую разом надеть купленную вещь, и сделав общий инвентарь для всего отряда. Почему это не перенесли в первую игру в ремастере — загадка.

Вероятно, всё это вызвано стремлением разработчиков оставить игры в первозданном виде и не портить дух оригиналов, но всё же некоторые улучшения они добавить не постеснялись. Так, появилась кнопка бега — на PS1 можно было ускоряться только при наличии соответствующей руны или определённого компаньона в отряде, а тут везде (кроме карты мира) бег доступен без ограничений. Появился журнал диалогов — собеседники часто проговаривают курс, куда нужно идти дальше, и, если вдруг вы пропустили реплику, её можно быстро перечитать в меню. А ещё сейчас есть автосохранение, но, как я понял, оно работает только в тех локациях, где вы можете сохраняться вручную, то есть толку от него нет.

Suikoden I&II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars: Обзор неидеального сборника

Другими словами, основную работу при создании сборника проделали художники — над первой частью они явно корпели не так усердно, как над другой, но всё же обе игры выглядят на большом экране достойно. В геймплейном же плане изменения очень незначительны, и тем страннее то, что релиз несколько раз выносили — анонс случился ещё в сентябре 2022 года, и около двух с половиной лет было потрачено на создание ремастеров, в каких даже галереи с концепт-артами нет.

Зато уровни сложности добавили — Normal соответствует тому, что было на PS1, а Easy мастерит противников менее живучими. Между двумя режимами можно свободно переключаться посреди прохождения, а вот если вы изберёте Hard, то сменить его уже не получится. На «Среднем» игры несложные, да и гриндить тут нет нужды — и в первой, и во второй частях есть динамическое масштабирование получаемого эксперимента, с которым персонажи очень быстро прокачиваются, если их уровень не соответствует уровню более сильного врага. Следственно, и «перекач» невозможен — опыт почти не получаешь, если твой уровень выше нужного. Это не изобретение авторов ремастера — в играх, где собираешь отряд на протяжении итого прохождения, такая механика необходима.

Suikoden I&II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars: Обзор неидеального сборника

Несмотря на недочёты,  Suikoden I & II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars — отличная возможность ознакомиться с классическими JRPG, какие хорошо сохранились геймплейно, а теперь ещё и неплохо выглядят на современных устройствах. Хотелось бы увидеть чуть более масштабную труд, особенно в первой игре — тем более что выдумывать ничего не надо, создатели сиквела исправили некоторые проблемы  Suikoden I ещё в 1998 году, сделав интерфейс другой части более удобным. Но увы. Хотя бы хуже игры не стали.

Плюсы: две хорошо сохранившиеся JRPG с отличными историями и увлекательными геймплейными механиками; похвальная попытка осовременить графику для больших экранов, особенно во второй части, где многие подмостки теперь выглядят гораздо лучше; появление уровней сложности и кнопки бега.

Минусы: минимальные геймплейные правки — в частности, в первой доли кошмарный инвентарь остался без изменений; разочаровывающая графика в первой игре по сравнению с сиквелом.

Оценка игры