Странствие начнётся на мирной и уютной палубе «Герцога Миланского».
The Dark Pictures: Man of Medan: Превью (ИгроМир 2018)
Истина, некоторые скептики объясняют трагедию по-своему. Дескать, на борту был груз серной кислоты, контейнеры с какой утратили герметичность, и пары кислоты за считаные часы сгубили тяни экипаж. Фу, как реалистично! The Dark Pictures разумно отбрасывает эту унылую теорию и населяет Ourang Medan гурьбами призраков.
Похоронный рейс
В «демке», которую я опробовал на «ИгроМире», не потрудились разъяснить, как именно группа избалованных американских подростков оказалась в недрах корабля-призрака. Из прочих материалов можно разузнать, что ребята отважились на поиски того самого погибшего сухогруза, посчитав это развеселым и беззаботным приключением. Впрочем, не так уж важно это для сюжета, хотя невозможно не сравнить завязку с тем, как остроумно и ловко запутали фабулу в начине Until Dawn.
Тот короткий уровень, что попал мне в руки, позволял немножко исследовать корабль. The Dark Pictures осторожно ведёт игрока по цепочке локаций, не воспрещая при этом «бэктрекинг», подкидывая то небольшой участок для поиска улик, то катсцену с выбором реплик, то QTE, где никогда не угадаешь, какая из кнопок займётся в следующую секунду. Не знаю, как вы, а я всегда считал, что даже у самых неожиданных QTE должна быть логическая привязка к клавишам, какие задействованы в сцене. Именно поэтому я загубил одного из героев Heavy Rain, когда поступок «Схватить пистолет» поочерёдно обозначалось то треугольником, то квадратом, то крестиком, желая все три раза проклятая волына каталась по приборной панели по безотносительно одинаковому маршруту. В The Dark Pictures встретилась лишь парочка QTE, так что не могу пока судить об их внутренней логике.
Вряд ли любое QTE может стать смертельным — для этого пришлось бы изрезать на лоскуты всю историю.
Man of Medan поменьше масштабами, чем Until Dawn, — прохождение тут на 4—5 часов, да и сухогруз не так велик, чтобы разворачивать на нём многочасовую драму. Но вот гибкость истории, как мне произнесли, сохранится на прежнем уровне. Ни один герой не защищён «сюжетной панцирем», при достаточной ловкости и удаче похоронить можно всех персонажей, а развитие их касательств, понятное дело, будет зависеть от запутанного клубка из предательств, поддержки или игнорирования в трудную минуту и других событий, неизбежных для героев интерактивного хоррора.
К Until Dawn с этой сторонки претензий почти не было, и есть основания полагать, что Supermassive и на сей раз управится с задачей. Больше того — The Dark Pictures обещает вящее внимание к уликам, которые будут в корне менять восприятие ситуации.
Призраки и охотники
Гнилое нутро Ourang Medan, плесень и ржавчина утонувшей посудины — всё это основывает неплохой антураж и для нормального хоррора, а не только для слэшера с выводком молодых бестолочей. Но совместно с тем можно разглядеть дефицит глубины, и пока что я не могу постигнуть: это лыжи не едут или мне просто мерещится?
Мимика будущих жертв на том же потрясающем степени, что и в Until Dawn.
Мифология того мира, который показан в The Dark Pictures, пока что выглядит не весьма цельной. В Until Dawn абсолютно все события объяснялись лепрами одного из героев, тайным вмешательством отшельника с огнемётом и наличием… Ой, ну ладно, не скажу, вдруг вы не играли!
То, что творится на экране в Man of Medan, не укладывается в всеобщую канву. Странные видения, призраки, лезущие чёрт ведает откуда, и вроде бы от них можно отбиться голыми руками, но отчего-то на это хватает сил молодой девчонке, а вот парню атлетичной комплекции не получается сбежать из объятий нечисти. И что это за призраки? В общем, я очень надеюсь, что Supermassive сумеет достойно уложить из разрозненных скримеров единую вселенную, которую пока что не видать.
Иллюзия выбора
Есть опасение, что помирающая Telltale поспела заразить Supermassive Games своим родовым проклятием — наплевательским касательством к выбору игрока. Да, меня заверяли, что в игре множество концовок и на любом шагу караулят дилеммы, решающие дальнейшую судьбу персонажей. Но это на словах.
На практике же принцип подаёт осечку. В конце демки Флисс, одна из героинь The Dark Pictures, должна сделать выбор, воздействующий на моральный компас. Рациональный — сбежать из передряги, когда её товарища Брэда утаскивают мертвецы, или эмоциональный — броситься ему на помощь. Итог, по существу, один. В первом случае Флисс хладнокровно замыкает дверь, во втором Брэд, которого она вытаскивает из лап призраков, вдруг сам оказывается нечистью, то есть его и не надо было спасать.
Разумеется, тому есть объяснение — всё тот же моральный компас, который преподносится как фактор, меняющий влияние на сюжет в зависимости от прежних решений игрока. Опять же — звучит любопытно, но в обрисованной сцене я не увидел влияния никакого компаса. Что ж, то был малюсенький фрагмент четырёхчасовой истории, и с подобный малой выборкой не стоит делать ультимативные выводы.
Расстановка сил в этом эпизоде возбуждает вопросы, но это не проблема — нам просто показали вырванный из контекста кусочек повествования.
Пожалуй, самый тактильный изъян грядущей игры — невозможность применить все преимущества DualShock 4. Для меня самые натуженные моменты Until Dawn — это эпизоды, когда нужно хранить полную неподвижность и любые движения контроллера расцениваются как предательская трепет в ногах или ходящие ходуном руки. Увы, такая степень погружения невозможна, когда выговор идёт о мультиплатформе, — The Dark Pictures выходит и на Xbox One, и на PC, а потому не может воспользоваться лукавствами контроллера.
Зато игра выйдет на PC, как это можно понять из предыдущего абзаца. Неужели не чудно?
***
Очень похвально, что Supermassive старается не просто повторить эксперимент Until Dawn, но и перекроить его: взять хоть тот же моральный компас. Истина, многие бы предпочли одну большую и целую историю вместо горстки небольших, какие обещает The Dark Pictures, но такой формат можно разъяснить избежанием рисков — всегда можно чуть-чуть поменять курс, если что-то пошло не так. Поре Supermassive берёт с запасом, обещая выпускать по две части в год, — это вам не любой месяц вымучивать очередную бредятину про Клементину! В такой гонке качество сценария неминуемо падает, тогда как за полгода можно успеть опробовать и отбросить несколько черновиков, пока одинешенек из них не покажется достойным финального варианта.
Но куда больше меня веселит, что создатели игры не питают иллюзий насчёт своего творчества. Я спросил у директора и продюсера Supermassive Games Тянута Сэмюелса (Pete Samuels), как он относится к тому, что для многих игроков Until Dawn — это симулятор истребления подростков и для таких людей игра отнюдь не хоррор. Пит рассмеялся и отозвался, что такой способ прохождения учитывается ими и в The Dark Pictures. А значит, как минимум Man of Medan позволит угробить ещё нескольких бодрых глупцов! Что не так уж плохо.