Первая The Talos Principle — это не лишь сборник прекрасных головоломок, но и почти философский трактат, сыплющий цитатами известных мыслителей и поднимающий серьёзные проблемы. Один из главных давно уже задал Филип Киндред Дик в своём романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В сиквеле мыслящие роботы, созданные благодаря программе-симуляции из первой доли, уже не мучаются вопросом, способны ли они мечтать и любить, — они воспринимают себя именно как людей. И беспокоит их уже другое — как бы не повторить промахи, погубившие человечество.
Город роботов
Хотя поначалу уже игрока мучит совсем другой вопрос: а это вообще новоиспеченная игра или расширенная версия старой? Начинается всё почти как в оригинале — опять голос Элохима и загадки по сбору тетрамино, чтобы создать новоиспеченную личность. Но оказывается, это лишь небольшая, но необходимая отсылка, выполняющая роль мостика между первой и второй долями. И тем сильнее эффект от резкой смены декораций, когда мы обнаруживаем себя в огромном городе андроидов Новый Иерусалим, где вообще никакие головоломки можно при жажде не решать.
У каждого жителя свой номер — тот показывает, каким по счёту он родился.
Здесь можно просто ходить по улицам, знаться с другими роботами и посещать достопримечательности. Например, заглянуть в музей симуляции, где в качестве экспонатов выставлены гаджеты, компьютеры с записями и даже цельные пазлы из первой части. Или посетить забавный и немного грустный мемориал в память о кошках, воздвигнутый на месте, где героиня первой доли похоронила своего питомца. Там можно пообщаться со смотрителем, узнать, есть ли у него домашнее животное и как быть с тем фактом, что они тленны.
Вообще, общения с андроидами тут много — пусть внешне они одинаковы, но каждый на самом деле уникальная личность. Они ведут себя и размышляют как люд, у них даже есть свой «Твиттер» — социальная сеть, где можно прочитать много забавных и интересных постов и комментариев.
Мишень достигнута. Что дальше?
Андроидов волнуют разные вопросы. И авторы The Talos Principle II через них говорят о многом. В здешней соцсети можно встретить рассуждения о поэзии и прочитать цитаты известных людей из книг и фильмов — например, думы актёра Питера Устинова о невозможности оставаться пессимистом. А в музее симуляции можно поиграть в текстовые квесты, поднимающие проблемы о природе искусства или говорящие о морали.
Но главная дискуссия в городе связана с постулатами героини первой части, какую тут почитают как святую и называют Зодчей. Она, ставшая первым андроидом, поставила задачу, которая превратилась фактически в официальную идеологию, так именуемую Цель — создать тысячу андроидов и на этом остановиться, чтобы продолжать дальше развиваться как полноценный, сформированный город.
Основной герой The Talos Principle II стал этим тысячным — и с его появлением цель вроде бы достигнута. И всё же у некоторых возникают сомнения, стоит ли на этом стать или всё же развиваться, осваивать территории, искать новые источники ресурсов.
У Зодчей не спросишь — она исчезла в неизвестном направлении. Ситуация подогревается приметами надвигающегося энергетического кризиса. А тут как раз откуда ни возьмись появилось странное видение Прометея, который пригласил андроидов побывать остров, где они найдут «пламя», а с ним и новые возможности, — тема богоборчества из первой части перекочевала во вторую.
Значительные решения
Естественно, на этот остров мы и отправляемся с несколькими другими андроидами. А там решаем многочисленные головоломки, запускаем лучи, активируем башни, получаем доступ к новоиспеченным секциям огромной, похожей на египетскую пирамиду Мегаструктуры, общаемся с проекциями персонажей древнегреческой мифологии, видим мемуары Зодчей и узнаём о её судьбе.
И в итоге встаём перед выбором — использовать мощные новые технологии, способные как загубить, так и дать невероятный импульс к развитию, или оставаться максимально осторожными и уничтожить эти технологии, чтобы не повторить ошибки человечества. А может, покинуть право выбора самим людям? Но в любом случае мы убеждаемся, что даже для андроидов нет ничего важнее любви и семейства.
Важные вопросы нам задают всю игру.
Остров загадок
Как и в первой части, мы вольны свободно исследовать локации, где есть не лишь пазлы. Только в сиквеле это более разнообразные, живописные и большие территории. Леса, поля, реки, снега, болота, почти пустыня — разрешив положенные загадки в одном биоме, мы попадаем в следующий и каждый раз делаем круглые глаза от вида сюрреалистических сооружений и исполинских башен.
Это основные центры притяжения в каждой локации. Но и помимо них тут полно интересных мест — развалины храмов; статуи, где нужно активировать рычаги для решения добавочных задач; подземные лаборатории с демонстрацией геймплейных механик; проекции андроидов, открывающие их воспоминания; места с особыми звёздами, скопив которые мы узнаем, к какому выводу пришла Зодчая.
Всё это необязательно для исследования, но позволяет получить много новой информации. Так, есть золотые ворота, за которыми скрываются особые пазлы, — открыть эти ворота очень непросто, а сами загадки посложнее обыкновенных. Никто и не требует от нас открывать и решать, но если сделаем это, то получим дополнительные сюжетные линии и концовки.
Новые престарелые пазлы
Есть и другие побочные головоломки, решение которых позволит пропустить некоторые основные. Так эволюционировала система подсказок из первой доли — там право пользоваться ими тоже нужно было заслужить. Хотя надо сказать, что некоторые головоломки в сиквеле сделались не то чтобы проще, а логичнее и понятнее.
Основа пазлов в целом прежняя. Мы всё так же перетаскиваем ящики, ставим их на нажимные плиты, порой поднимаем в воздух — с помощью трамплинов можно и себя отправить в короткий полёт. И постоянно с помощью гаджетов коротаем и смешиваем лазерные лучи разных цветов, чтобы они, хитрым образом соединяясь, открывали проходы. Тут важно наблюдать, чтобы лучи не пересекались и у них на пути не возникало препятствий.
Но при этом исчезли многие раздражающие моменты — например, салочки с дронами и турелями. Вдобавок показались новые интересные механики — так, мы можем ходить по стенам и потолкам, прокладывать из огромных тетрамино мосты, ведущие к башням, и проделывать червоточинки в стенах, чтобы через них проводить лазерные лучи.
Можно даже телепортироваться в других андроидов и управлять ими для решения пазлов. Это особенно спокойно — долгое время напрягает то, что роботы каждый раз просят именно нас решать пазлы, а сами не пойми чем занимаются и пригодны лишь для того, чтобы обсудить очередной насущный или философский вопрос. Впрочем, авторы очень интересно обставили взаимодействие между роботами — геймплей на острове устроен как прямой эфир с другими андроидами. Эх, вот если бы они ещё и подсказки подавали…
The Talos Principle II — более разнообразная и в разы более масштабная игра, чем первая часть. Одновременно серьёзная, поднимающая значительные вопросы история и исполинский сборник пазлов — на его прохождение понадобится уже не 5–6 часов, а все 20, если не больше. И разумеется, это непростое испытание для игрока — особенно учитывая, что загадки похожи друг на друга, а нормальной системы сохранений нет. Но проходя это испытание, всё равновелико понимаешь, насколько это большое, значимое и крутое произведение игрового искусства. Ведь пазлы только кажутся вылитыми, а история многогранна и глубока.
Плюсы: увлекательная история, поднимающая важные вопросы; обилие пазлов, для которых авторы придумали немало новоиспеченных механик; большие и живописные территории; отлично написанные тексты; нашлось место для юмора и кросс-культурных отсылок; масса дополнительных загадок и интересных мест; великолепная работа с графикой, музыкой и звуком.
Минусы: многие пазлы представляются похожими и оторванными от истории; нет нормальной системы сохранений.