С Turbo Overkill ситуация образцово такая же, как с Baldur’s Gate III: игру называют чуть ли не лучшей в своём жанре — 96 % положительных отзывов в Steam и 88/100 на OpenCritic не дадут соврать. Ретрошутер так росло задрал планку, что повторить это будет очень сложно. Хотел здесь вопросить традиционное «Насколько же оправданны эти восхищения?», а потом понял, что вопрос глупый. Ну как не восторгаться игрой, где можно превращать в фарш толпы врагов с поддержкой бензопилы, вмонтированной в ногу?!
Замыкая круг
Turbo Overkill издала компания Apogee, которая значит для жанра мясных шутеров ещё вяще, чем Larian Studios для RPG. Она очень тесно связана с 3D Realms (когда-то это вообще была одна компания) и имеет самое ровное отношение к серии Duke Nukem. А сейчас Apogee в основном издаёт платформеры и ретрошутеры — в частности, она выпустила Rise of the Triad: Ludicrous Edition, о какой мы совсем недавно рассказывали. И очень символично, что именно эта компания издала игру, которая стала вершиной нынешней моды на бумер-шутеры.
Хотя на самом деле это ещё вопрос, стоит ли относить Turbo Overkill к ретро. Да, здесь есть «пиксели» (игра выглядит прекрасно, особенно в неоновом свете и в каплях дождя!), безостановочная пальба по толпам безмозглых врагов, а протагонист напоминает классического героя боевиков из 90-х.
В отличие от Дюка, он всегда молчит, но его действия в кат-сценах говорят, что Джонни Турбо переполнен брутальной харизмой, — он может прямо во пора стрельбы показывать фак своим металлическим пальцем, приземлиться бензопилой на голову врага, запустить себе под ноги ракету или во пора разговора выстрелить в лицо злодею, не дав тому договорить свою пафосную речь.
Но помимо типичных примет ретрошутера в Turbo Overkill есть немало чего ещё интересного — в частности, позаимствованного из современных игр.
Киборг против киборгов
Начинается же всё классически. Место действия — типический киберпанковый мегаполис Парадайс. В качестве архангела в этом «раю» выступает безумный ИИ Syn, который хочет всех поработить с поддержкой армии киборгов. Для нашего героя Парадайс — родной город, поэтому, вернувшись, он хочет очистить его от зла. И для начала, подгоняемый директивами загадочного собеседника, отправляется на поиски «нулевого артефакта».
История разбита на три больших, насыщенных событиями эпизода. Мы воюем на улицах города и в голографических ночных клубах, зачищаем какие-то токсичные заводы, отстреливаем врагов, прыгая по кровлям несущихся машин, и даже оказываемся в космосе.
Прохождение Turbo Overkill вполне может отнять часов 10.
Но суть при этом не меняется. Гоняемся за злодеями, прослушиваем их монологи (с Syn, естественно, тоже придётся потолковать) и снова спешим в бой. Есть неожиданный поворот, периодически узнаём увлекательные подробности о прошлом Джонни, но в целом всё довольно предсказуемо. Очевидно, что сценарий, несмотря на забавные отсылки к Duke Nukem 3D и иным играм и фильмам, — не лучшая часть Turbo Overkill.
Игра переведена на русский.
Сила и воля. Скорость и оружие
Тут следует не менее предсказуемая фраза про то, что сюжет в таких играх не главное и всё искупается самим геймплеем. И это чистая истина. С первых секунд становится понятно, что перед нами очень изобретательный шутер со своими фишками. Первая — это безумный темп. Сражения проходят на таких скоростях, что представляется, будто в игре по умолчанию включено тройное ускорение. Со стороны прохождение выглядит так, словно спидраннер пытается побить предшествующий рекорд.
Вторая фишка— оружие. Изначально нам выдают двойные пистолеты, которые в альтернативном режиме выделяют масса врагов и одним залпом превращают всех в кровавый фарш. И практически у всех пушек в Turbo Overkill есть крутые альтернативные порядки, которые мы покупаем за собранные деньги в торговых автоматах.Так, двойные УЗИ плавно превращаются в скоростной дробовик, огромный миниган — в огнемёт, а шотган — в гранатомёт.
Ну и в цельном тут много интересного оружия. Не всегда чувствуется должный брутальный импакт, но эффектность и эффективность на высоте. Например, с поддержкой ионного бластера можно вызвать орбитальный удар, а снайперская винтовка позволяет разрывать врагов на куски, телепортируясь в них (это именуется «телефрагментация»). Для пушек также можно приобретать улучшения — скажем, та же снайперка превратится в ультрамощный рельсотрон.
Руки-ракеты и нога-бензопила
Но, разумеется, визитная карточка Turbo Overkill — это встроенная в ногу Джонни бензопила. Стелясь на бегу в подкате, он может выкашивать цельные полчища недругов, которые словно специально выстраиваются в линию. Получается очень брутально — бежит на тебя гурьба киборгов, уходишь в подкат, оборачиваешься, а на месте противников только груды остывающего мяса и струи крови. С поддержкой одной только ноги-бензопилы можно проходить целые уровни, и в этом как дар, так и проклятие Turbo Overkill.
Дело в том, что, помимо альтернативных порядков для оружия, в торговых автоматах также можно покупать аугментации для тела. И вот если приобретать чипы для ноги-бензопилы, то она сделается практически узаконенным читом, позволяющим при каждом убийстве увеличивать броню и здоровье. Учитывая толпы мяса, какое само ложится под пилу, с базовых 100 единиц ваш запас жизни быстро расширяется до 200.
А ещё тут можно выпускать ровно из рук самонаводящиеся мини-ракеты, которые наносят мощный урон. И точно так же их разрешают всячески улучшать и модифицировать чипами, чтобы, так, ракеты перезаряжались быстрее. Хорошо хоть, слоты под аугментации ограниченны — приходится думать, что брать с собой.
Но в любом случае сложность изначально заниженная. И даже на «харде» (третий степень из пяти) выживать довольно легко — во всяком случае, пока не встретишь особо опасного босса. А повышать сложность во пора прохождения нельзя — разрешают только понижать.
Поэтому лучше начинать играть на максимальной сложности — это не только повышает скорострельность неприятелей и наносимый ими урон, но и ограничивает покупки в магазинах, а также позволяет подбирать аптечки только с трупов. Также для хардкорщиков есть нескончаемый режим, где точно придётся нелегко.
Мне бы в небо
Поначалу Turbo Overkill напоминает классический ретрошутер, приправленный фишками в облике аугментаций и ноги-бензопилы. Бегаем по уровням, убиваем врагов, собираем выпадающие из них монетки, находим аптечки и боеприпасы, панцирь, суперздоровье или сверхурон, а также разноцветные ключи от дверей.
Иногда также попадаются ящики с сильными и притом даровыми аугментациями, но, чтобы их открыть, нужен спрятанный ключ. Плюс есть коллекционные, тоже хитро припрятанные, кассеты и чипы. Если отыскать три кассеты, то откроется секретный уровень, а три чипа позволят включить модификатор, меняющий условия игры.
Но довольно скоро Turbo Overkill превращается в DOOM Eternal на амфетаминах. Джонни Турбо изначально может далеко прыгать, и авторы начинают это деятельно использовать, заставляя нас сигать на большие расстояния, прилипать к далеко расположенным лестницам или аккуратно приземляться на трамплины, чтобы, взлетев росло, в воздухе включить ускорение и несколькими прыжками добраться до другого здания.
В полёте, естественно, можно палить по неприятелям.
Дальше — больше. Появляются аугментации, позволяющие бегать по стенам и использовать крюк-кошку, а найденные или купленные чипы вводят возможность отпрыгивать от стен или даже останавливаться во время бега по ним.
Поэтому в воздухе проводишь столько же времени, сколько на земле, а пунктами и больше. И умираешь едва ли не чаще, чем от пуль, после падений на какие-нибудь запитанные электричеством поверхности или под несущиеся машины. Да, зачастую это будет сложные участки, где далеко не всегда понятно, куда прыгать и как вообще добраться до здания напротив.
Но это и хорошо — из ведущего вас под ручку линейного шутера игра превращается в будет просторный экшн, где нужно думать, подключать фантазию и пространственную ориентацию. Плохо то, что герой нередко сам норовит свалиться — управление персонажем не вечно точное. Но к этому можно привыкнуть.
А ещё Turbo Overkill периодически превращается в симулятор боевого такси будущего, когда мы летаем и расстреливаем неприятелей на вооружённом такси из «Пятого элемента». Да и в целом авторы стараются разнообразить геймплей, подбрасывая новые ситуации. Есть эффектная погоня на мотоцикле, возможность залезть в меху и весьма сильный уровень в космосе, где мы прыгаем по обломкам огромных кораблей, одновременно сражаясь и уворачиваясь от лазеров.
Авторы Turbo Overkill сообщают, что это игра мечты, в которую они бы хотели рубиться сами. Что ж, у них получилось создать лучший на сегодня ретрошутер, успешно соединяющий классику с новыми идеями. Да, многие всё равно считают таковым Ultrakill, но он ещё в раннем доступе. А Turbo Overkill всё-таки добралась до релиза — и её минусы с лихвой компенсируются разнообразностью оружия, врагов и ситуаций, а также турбоскоростью и бешеным адреналином, который вы получаете во время прохождения.
Плюсы: нога-бензопила; максимально драйвовый геймплей; адреналиновый платформинг; обилие оружия с увлекательными альтернативными режимами; многочисленные аугментации, дающие новые возможности; много врагов и боссов со своими тактиками; разнообразность ситуаций и декораций; сочная картинка.
Минусы: сложность изначально кажется заниженной; в платформинге управление не всегда буквальное; музыка могла бы быть более разнообразной и бодрой.