То, что DONTNOD наконец-то решила отдохнуть от историй про подростков, вызывало интерес.

Каково же было моё удивление, когда я разузнала, что события пресс-версии не были завязкой большой и сложной детективной истории с вереницей решений и последствий. Это была едва-едва ли не половина игры, три часа неторопливого вступления, в котором сюжет раскручивался настолько медленно, что смог обмануть насчёт всеобщей продолжительности.

Вторая половина стремится поддерживать то же настроение, и на общем фоне вялый конфликт с кульминацией не вызывают никаких эмоций. Потому, когда по экрану спустя шесть часов поползли титры, мне оставалось только сидеть, смотреть на имена причастных к разработке людей и задавать себе одинешенек и тот же вопрос: что это было?

Начали за здравие…

Стартовало всё хорошо, хоть и не слишком оригинально. Сэм Хиггс приехал в родной город на похороны лучшего товарища, чтобы раз и навсегда разобраться со своим прошлым, ведь в прошлый раз он забыл поставить точку. Воспоминания нагоняют героя утилитарны в каждом уголке Басвуда: расставание с любимой, статья в газете, которая разорила угольную шахту, посиделки с лучшим товарищем и его дочерью… Всё это было очень давно, а сейчас в городе у героя не осталось друзей – только бывшая девушка, груда старых знакомых и обозлённые шахтёры, которых Сэм однажды лишил работы.

Twin Mirror обзор игры

В Басвуде не забывают старые обиды и с отрадой напомнят обо всех ошибках. И будут напоминать всю игру.

Осложняется ситуация тем, что Сэм абсолютно не приспособлен к жизни среди людей. Он весьма одинок и замкнут, из-за чего постоянно уходит в себя и отпускает конфликты, вместо того чтобы их решать. В своих интервью разработчики сообщали, что это не болезнь, а всего лишь черта характера, маленькая слабость, компенсируемая развитым воображением и высоким интеллектом. Пускай Сэм и не умеет общаться с людьми, зато в журналистских расследованиях ему нет равных, а помогает ему в этом интересная способность – дворец памяти.

Twin Mirror обзор игры

Виртуальная библиотека Сэма несходна на настоящий мир. По его словам, она всегда понятная и упорядоченная – в общем, всё, что нужно человеку, сконцентрированному на фактах и логике, а не на интуиции.

В различное время этим интересным способом упорядочивания информации пользовались великие философы и учёные. Герой игры может не лишь хранить в своей виртуальной библиотеке важные сведения, но и моделировать ситуации на основе доступных улик. Обычную дедуктивную способность разработчики смогли увлекательно подать и показать, благодаря чему раскрывать дело очень увлекательно.

В самой игре эта механика работает так. Вначале журналист ищет на локации улики – например, пятна бензина, разбитые бутылки, следы торможения или отпечатки лап. Затем выстраивает в своей башке произошедшее пошагово, и, если гипотеза не совпадает с реальностью, значит, какую-то улику игрок трактовал неверно.

К сожалению, такая увлекательная механика используется нечасто.

Благодаря врождённому скептицизму и неумению принимать вещи на веру, Сэм начинает подозревать, что кончина его лучшего друга – это не несчастный случай и не суицид, а убийство. Но кому может понадобиться смерть обычного журналиста? С этим же проблемой сталкиваются девушка и дочь убитого друга. Дав кучу обещаний и заручившись поддержкой доверенных людей, Хиггс начинает распутывать клубок секретов, который опутал многих жителей Басвуда.

Twin Mirror обзор игры

Сам Басвуд непременно вас очарует.

Шахтёрский городок выглядит так, будто застыл в янтаре – безумно прекрасный и мёртвый, словно вечное напоминание Сэму о главном его достижении и провале. Как и в Life is Strange, герой может ходить по городу, расспрашивать местных о жизни в провинции, жаловаться, выслушивать чужие проблемы и со всей силы проникаться атмосферой.

К сожалению, плюсы Twin Mirror на этом заканчиваются, ведь увлекательная завязка скатывается в непонятное нагромождение событий.

Twin Mirror обзор игры

Сэм может попытаться помирить поссорившихся брата и сестру. Или просто пообещать это сделать, ведь развязку и вероятное объединение семьи мы не увидим даже в эпилоге.

Из-за этого игру невозможно причислить ни к одному жанру: всё, что она смогла подарить, – это комплект сцен и диалогов, которые ни на что не влияют, ничего не значат и ни к чему не ведут. Приключение из Twin Mirror получилось несообразное и будто порезанное монтажёром-новичком, а назвать игру детективом не поворачивается язык: главный злодей – это условный дворецкий.

Увлекательная механика с визуализацией за всю игру работает всего два-три раза, в то время как Сэма ведут по рельсам истории и даже не подают ему серьёзно ошибиться. И раз уж с сюжетом настолько не повезло, возможно, ситуацию спасут загадки и головоломки?..

Шерлок Холмс, подержи моё пиво

Начин этого уравнения было хорошим. В детективе ведь обязательно должны быть загадки! А игроку выдали в распоряжение не попросту смышлёного протагониста, а настоящего интеллектуала, который выстраивает всевозможные вариации событий направо и налево за секунды.

Оглядываясь на предшествующий опыт DONTNOD, я ожидала головоломок хотя бы на уровне финального расследования Life is Strange, где героиня сопоставляла отысканные улики, номера машин, пароли и координаты. Загадка хоть и была простой, но при первом прохождении могла взять игроков минут на 20.

Twin Mirror обзор игры

Сумка открывается кодом. Сумку я дам. В бумажках зашифрован код. Код я не дам.

В Twin Mirror всего одна головоломка, какая решается за минуту, – за шесть часов игры Сэм ни разу не смог проявить свой хвалёный высокий интеллект. Потому что вящая часть времени была уделена не детективному расследованию, а концепции двойственности, слабой и натянутой идее об одиночестве и о том, как значительно поддерживать друзей и уметь сопереживать им, а не оперировать фактами и умничать. Вот так под обёрткой приключенческой игры успешно скрылся огромный пласт самокопания… А игроку предлагают на полставки поработать психотерапевтом Сэма и поддержать ему разобраться в себе.

Super Seducer для хикикомори

Несмотря на то что Сэм всегда один, он никогда не был одинок – с самого детства компанию ему составляет вымышленный товарищ. Разработчики задумывали безымянного приятеля как полную противоположность Хиггсу – он уверенный в себе, с чувством юмора и напористый. В всеобщем, сын маминой подруги, даром что воображаемый.

Зеркальное отражение Сэма воплощает в себе всё то, чего ему недостаёт, в том числе и эмпатию. Знаясь с людьми, Хиггс может смело обращаться к другу за помощью, прислушиваться к его советам, игнорировать подсказки или даже препираться.

Twin Mirror обзор игры

«Коуч» по отношениям всегда действует из благих побуждений, но какой же он душный…

Ещё по трейлерам было известно, что Сэм даже не пытается направлять социальные связи после нескольких неудачных попыток. Герою очень подходит японский термин «хикикомори» – это люд, которые стремятся к уединению, не умеют и не хотят общаться с окружающими, так как прекрасно чувствуют себя в одиночестве. Эту проблему предлагают разрешить его воображаемому другу и игроку, ведь именно от его действий зависит дальнейшее развитие событий.

Twin Mirror обзор игры

Двойник не помогает лишь в общении с ребёнком – ох уж эти дети, ну кто их поймёт!

Социальным помощником в игре быть довольно просто: Сэму предстоит утешать родственников потерянного на поминках, выслушивать наезды шахтёров и даже забалтывать преступников. И если в повседневных ситуациях провал ни к чему не приводит, то в положительных конфликтах герои могут пострадать или погибнуть. Это интересная механика, которую DONTNOD успешно применяла в предыдущих играх. В своё пора у игроков кучу эмоций вызвала сцена из Life is Strange, когда героиня отговаривала одноклассницу от суицида и шанса на промах не было вообще.

Twin Mirror следует проторённой тропой, но в каком-то лёгком режиме. Если ситуация дискусионная, игрок может в любой момент поинтересоваться мнением воображаемого друга и тот порекомендует правильные слова. Но даже без инороднее помощи можно самостоятельно опознать правильную реплику среди оскорблений и неуместных шуток.

Перенимать надо лучшее, а не худшее

К Life is Strange можно смотреть по-разному, но об одном эпизоде многие игроки отзывались крайне негативно – о сюрреалистичных самокопаниях. Тех самых невыносимо длинных 15–20 минутах, которые Максин проводила то в лабиринте, прячась от персонажей с фонариками, то в одинаковых коридорах или воспоминаниях. На поле захватывающей истории про маньяка это выглядело как отчаянная попытка растянуть последний эпизод.

Разбираться в этих самокопаниях бессмысленно – их необходимо просто пережить…

Главному герою Twin Mirror повезло ещё меньше, ведь он вынужден посвятить рефлексии почти треть игры. Вначале – во время панической атаки, затем – в лабиринте, в воспоминаниях, в поисках своего воображаемого друга, и снова, и снова…

Twin Mirror обзор игры

Внутренний мир Сэма – как ковры с рисунками: если долго вглядываться, можно случайно увидеть глубокий смысл.

Главный конфликт истории – не погоня за убивцем, а поиски душевного равновесия. Видимо, поэтому детективной составляющей было уделено так мало времени.

Всю игру Сэм пытается разобраться в себе, а когда он наконец-то смог обрести созвучие со своим воображаемым товарищем или с самим собой, возник вопрос: а что изменилось? Чем иррациональное мышление, сочувствие и эмпатия лучше рациональных аргументов и фактов? Почему Сэм раньше сопротивлялся дуализму, а затем смирился с ним? Ответ на этот вопрос я так и не получила.

***

Завышенные ожидания сыграли свою роль. Twin Mirror – это игра с потенциалом, какой разработчики не смогли или не захотели реализовать. У DONTNOD получилась короткая, невыразительная и непонятная история, которую хочется поскорее позабыть. Скрасить разочарование способны только кантри-музыка и живописные туманные пейзажи – но только нужны ли они без полноценной игры?..

Плюсы: саундтрек; детально отработанное окружение; интересная концепция чертогов разума.

Минусы: плоские и незапоминающиеся персонажи; детективное «дело на три трубки»; прорехи в сюжете; затянутая завязка и скомканная кульминация.