В июне завязалось закрытое бета-тестирование  Warhammer 40,000: Rogue Trader — ролевой игры, которую разрабатывает студия Owlcat Games, популярная по  Pathfinder: Kingmaker и  Pathfinder: Wrath of the Righteous. Помолясь Богу-Императору, мы тоже отправились на просторы Империума Человечества и желаем поделиться впечатлениями.

Про атмосферу

Если быть точнее, то отправились мы в Пространство Коронус — это задворки Империума, малоисследованная и потому весьма опасная область космоса, где много преступников, пиратов и еретиков разных мастей.

Именно эти замечательные территории, системы и планеты нам предстоит осваивать и завоёвывать в роли одного из вольных торговцев. Это такие привилегированные люд, наделённые силой священного Торгового Патента, которые из поколения в поколение создают свои протектораты, целые торговые империи, исследуют неизведанные вселенные, богатеют, обрастают неимоверной властью. Но делают они всё это с благословения Бога-Императора и ради распространения его веры и влияния в самые далекие фронтиры Империума.

Столь влиятельным персонажем мы становимся уже в прологе, но не сразу, а в результате коварного заговора, устроенного запавшим в ересь «мастером шёпотов» против предыдущего вольного торговца, Лорд-капитана Теодоры фон Валанциус.

Стоим в своих покоях перед портретом Теодоры. Его, уместно, можно попросить сменить на свой.

Именно её династию нам и предстоит продолжать и развивать. Но сначала нужно найти достойного Навигатора и многоопытного техножреца из Адептус Механикус — без них наш огромный материнский корабль-станция, на котором живут и служат тысячи людей, не сможет нормально перемещаться сквозь нестабильное варп-пространство.

Не очень понятно? Неудивительно. Warhammer 40,000: Rogue Trader с ходу заваливает нас множеством удивительных слов и терминов — сервочерепа, авгуры, вокс-связь, какие-то машинные духи, заставляющие работать местные компьютеры… Что для обожателей Warhammer 40,000 услада для ушей, то для других какой-то птичий язык.

 Иногда даже главный герой просит выражаться на более понятном языке.

 Иногда даже главный герой просит выражаться на немало понятном языке.

Но это даже хорошо. По каждому непонятному слову есть контекстная справка, написано всё очень пафосно и прекрасно, в том числе на «высоком готическом». И достаточно быстро проникаешься духом этой вселенной, хоть и невольно улыбаешься, декламируя, как техножрецы Адептус Механикус чуть ли не молятся  реле и розеткам.

Про нелинейность

Впрочем, даже неофиты знают, что ирония этой вселенной не к лику. «Высокий готический» тут соседствует с обычным и разговорным, а брутальный пафос — с мистикой, мраком и настоящим хоррором. Здесь на любом шагу встречаешь то ли мутантов, то ли демонов, а описание Имматериума, Варпа, Хаоса, его деяний и созданий заставляет поёжиться. И мы со всем этим с первых минут имеем дело.

Русский язык тут отличный, литературный и сочный.

Русский стиль тут отличный, литературный и сочный.

Наш герой (или героиня) периодически слышит хор странных голосов в голове и общается с потусторонними сутями, управляющими судьбой. Одна из наших спутниц периодически впадает в транс, закатывает глаза и делает предсказания. Иная — бледная девушка с ангельским голосом, длинными когтями и жабрами.

Девушку зовут Кассия, она — Навигатор, сменившая мучительно потерянного предшественника. И я, если честно, сначала не хотел брать такое создание на корабль, а собирался убить, поверив иному потенциальному навигатору, но в итоге сценаристы мне её навязали.

У Кассии есть свои фанатики, которые плачут, когда плачет она, и смеются, когда она смеётся.

У Кассии есть свои фанатики, которые плачут, когда рыдает она, и смеются, когда она смеётся.

Да, выбор здесь оказался иллюзорным, но вся эта сцена получилась очень яркой (как и сама Кассия) — и неплохо, что в Warhammer 40,000: Rogue Trader в принципе много интересных ситуаций выбора и моральных дилемм. При первом же знакомстве с экипажем одинешенек из офицеров дерзит, и нам нужно решить, казнить его или нет. В дальнейшем будет выбор, жестоко подавить бунт на одной из палуб корабля или пообщаться с людьми и ублаготворить некоторые их требования.

Чуть ли не в каждом втором диалоге мы вольны отыгрывать либо сурового, властного, жёсткого и пунктами жестокого Лорд-капитана, который всегда помнит о своём высоком положении, либо более человечного правителя.

Warhammer 40,000: Rogue Trader: Превью

Со своими попутчиками тоже можно вести себя по-разному даже в обычном разговоре — пару раз, например, мне пришлось поставить на пункт своего сенешаля, правую руку предыдущего Лорд-капитана. Все спутники тут по своему интересные, и с ними всегда можно поговорить на корабле.

Есть ситуации и с немало осязаемыми последствиями выбора. В одной из них мы либо убедим фанатичного старика прекратить вырезать глаза членам своей семейства, и всё закончится мирно, либо не убедим и придётся сражаться. В другой решаем, надеть богохульные одежды еретиков и свершить диверсию, чтобы разом уложить всех врагов, либо не прикасаться к этой мерзости и честно драться с гурьбой.

Warhammer 40,000: Rogue Trader: Превью

Некоторым спутникам очень не нравится первый вариант, но конкретной механики влияния наших действий на отношения с партнер я пока не заметил.

Про ролевую систему

Зато все наши действия и решения влияют на то, в какую сторону развивается моральный вектор самого героя (или героини) и какие из трёх соответственных веток мы прокачиваем — Империум, Скверну или Благодеяния. В каждой постепенно становятся доступны уникальные умения. Кроме того, отдельный действия и реплики, а также возможность экипировать определённые предметы открываются, только если персонаж достиг необходимого уровня Империума, Скверны или Благодеяний.

Warhammer 40,000: Rogue Trader: Превью

Вышеописанная морально-нравственная система — лишь один из механизмов прокачки (больше для ролевого отыгрыша). А в цельном ролевое устройство и пошаговые сражения в Warhammer 40,000: Rogue Trader напоминают о классических партийных RPG по D&D или Pathfinder, на какой Owlcat Games не одну собаку съела.

Понятно, что фирменная ролевая система компании Fantasy Flight Games, используемая в Rogue Trader, имеет массу отличий и нюансов, про какие можно написать отдельную диссертацию. Для многочисленных проверок навыков, вероятностей попадания/уклонения и всего прочего кидаются не привычные по D&D 20-гранные кубики (d20), а… 100-гранные — значит, и механика вычислений более сложная.

Встроенная энциклопедия помогает новичкам разобраться в основах.

Встроенная энциклопедия помогает новеньким разобраться в основах.

Классы тут называются доктринами, ультимативные умения, которые можно использовать лишь раз за бой, — геройскими актами, которые становятся доступны, только если мы своими успешными действиями в бою заполнили шкалу Моментума. Если её не хватает, а ситуация спрашивает решительных действий, то можно использовать такие же мощные умения из разряда «Отчаянные меры» — эффект будет мощный, но после на персонажа наложат штраф.

Есть ещё шкала Вуали, которая заполняется по мере того, как на поле боя являются демоны и хаоситы, а наши персонажи, в особенности псайкеры, применяют разные богохульные способности. Вуаль — это граница между реальным вселенной и Имматериумом, то есть миром психоэнергетическим. И чем выше этот показатель, тем сильнее истончается барьер. В результате те же псайкеры становятся мощнее, но возрастает риск, что на поле боя прорвутся демоны.

 Значение Моментума постоянно меняется.

 Значение Моментума постоянно меняется.

Разветвлённая система генерации персонажа стимулирует не выбирать готового, а основывать своего, чтобы получился уникальный боец, стрелок, лидер или адепт. Потом, по достижении определённого уровня, дадут возможность избрать ещё одну, продвинутую, карьеру — авангарда, убийцы или охотника.

По сравнению с «альфой», в бета-версии несколько изменился набор доктрин — нет вяще стратегов и солдат. А что будет на релизе, неизвестно. Может показаться, что классов маловато, но на деле каждый из них включает массу сложных переменных. Так, мы выбираем ему родной мир и призвание — а это может быть как морской офицер или комиссар, так и бродяга или санкционированный псайкер (и это далеко не все варианты). Кроме того, в разработке есть такие разделы, как «Триумф» и «Темнейший час» — а это тоже важная часть системы создания персонажа.

 Как видите, не всё ещё переведено на русский.

 Как видите, не всё ещё перемещено на русский.

В любом случае уже доступные доктрины хорошо проработаны и отличаются друг от друга. Адепты, например, мастерят ставку на выявление уязвимостей в защите врагов, а лидеры накладывают полезные ауры на союзников и дают им дополнительные ходы.

Всё это определяется уникальными умениями любой доктрины. А вот характеристики и навыки у всех одни и те же, и мы при получении уровней сами решаем, какие повышать (хотя игра вечно подсказывает, какие являются профильными для данного класса). Для адептов важны навыки техники и логики, бойцы мощны в устойчивости и атлетике, а лидеры — в убеждении. Если выбрать весь отряд из шесть персонажей, то игра сама изберёт, у кого лучший показатель взрывотехники, чтобы деактивировать ловушку. А потом бросит кубик для проверки навыка.

В диалогах весьма важны показатели убеждения и напора, а также нередко понадобятся навыки знаний — ксеносов, Варпа или Империума. Любой успешный бросок кубика в таких ситуациях даёт дополнительный опыт.

Warhammer 40,000: Rogue Trader: Превью

Про сражения и крутизну Ардженты

Алгоритм ведения пошаговых сражений вполне знакомый. В свой ход, используя очки действий, перемещаемся, занимаем полные или частичные укрытия, атакуем, применяем умения. Не хватает пока неужели что режима наблюдения. Очень важное значение имеет расстановка бойцов перед началом драки в ходе так именуемого нулевого раунда. Но если вы попали в засаду, то такой возможности не будет.

Причём если против вас выступают неприятели, использующие тяжёлое мельта-оружие или болтеры, то лучше не кучковаться — выстрелы из таких пушек скашивают целые толпы. А снайперки и лазганы могут простреливать сквозь несколько тел. Трудится это и в нашу сторону. Вообще, оружие в игре отлично проработано, и те же болтеры представляют собой действительно мощную мочь. Правда, использовать болтеры, а также огнемёты и мельта-пушки могут далеко не все — нужно обладать соответствующими навыками.

Warhammer 40,000: Rogue Trader: Превью

Даже если шанс попадания невелик, очередность из мощной пушки очень часто кого-нибудь да задевает. Причём этим кем-нибудь может оказаться и союзник — пламя по своим включён по умолчанию, и это очень важный фактор. У стрелков даже есть особый навык «Контролируемый выстрел», какой позволяет предупредить союзников, чтобы те пригнулись.

Как и в «альфе», в бета-версии очень сильной оказалась стрелок Арджента. В сочетании с лидерами, какие постоянно дают ей дополнительные ходы, эта фанатичная святоша со снайперкой и болтером нередко одна способна решить исход боя — особенно если возьмёт удобную позицию на возвышенности. Поэтому вопроса, брать с собой Ардженту или нет, не может возникнуть в принципе.

Warhammer 40,000: Rogue Trader: Превью

С этим, наверное, нужно что-то делать, хотя проблема имбовости стрелков актуальна во многих подобных играх и кардинально разрешить её, пожалуй, невозможно — если только бить током за каждый удачный выстрел.

В любом случае бои в Rogue Trader будет напряжённые, а в сражениях с огромным космодесантником Хаоса или каким-нибудь многоглазым чудищем одна только пара из стрелка и лидера не спасает — необходимо грамотно действовать всем отрядом.

Warhammer 40,000: Rogue Trader: Превью

Поначалу я вообще опасался играть на «суровом» уровне сложности — авторы предупреждают, что он рекомендуется лишь тем, кто хорошо знаком с ролевой системой Warhammer 40,000. Здесь характеристики врагов не снижены, противники наносят полный урон и весьма часто наши бойцы получают критические раны. Последние, если их не вылечить вовремя с помощью аптечки, превращаются в травмы и отказывающие конечности, что мощно снижает характеристики бойца — вылечить это можно только отдыхом на корабле. Аптечки при этом на вес золота, а раны они снимают, лишь если пройдена проверка навыка медицины.

Потом я освоился и начал успешно играть на «суровом», но в драках с особенно мощными врагами и боссами это всегда превращалась в крайне непростое испытание. При этом местная система сложности очень гибкая — вы можете собственно перетаскивать ползунки, увеличивая или уменьшая те или иные параметры и модификаторы урона, чтобы сделать бои проще или даже сложнее, чем изначально замыслено на «суровом».

Warhammer 40,000: Rogue Trader: Превью

Про стратегию, торговлю и космические сражения

В Warhammer 40,000: Rogue Trader, как и во многих играх по этой вселенной, есть ещё и глобальный, стратегический геймплей. В установленный момент нам становятся доступны путешествия на корабле, космические сражения, возможность колонизировать планеты и сканировать их для добычи природных ресурсов.

Сканирование планет частично напоминает о Mass Effect, а пошаговые космические сражения — о  Battlefleet Gothic: Armada. Нужно перераспределять щиты на различные системы корабля, поворачиваться к врагу тем или иным бортом, маневрировать и применять умения. Корабль постепенно растёт в степени, мы можем апгрейдить разные его системы и разучивать новые способности.

Впрочем, и тут ещё не все возможности доступны.

Впрочем, и тут ещё не все возможности доступны.

Всё это ради создания колоний, какие приносят дополнительные ресурсы, лут и корабли сопровождения, а также повышают нашу общую покупательскую способность (так называемый Profit Factor).

Торговля в Rogue Trader организована очень интересно — способность купить уникальную экипировку и расходники определяется не суммой денег, а максимальным размером Profit Factor и нашей славой у торговцев. А репутация растёт по мере того, как мы сбываем им найденные в ходе приключений грузы. Поэтому найденный лут, как правило, лучше разом переводить в трюмы корабля в качестве груза, а себе оставлять только самое необходимое — так отчасти решается непреходящая проблема переполненности инвентаря.

Кроме того, в качестве вольного торговца мы развиваем отношения с разными фракциями, выполняя для них те или другие заказы. Среди них Имперский военно-космический флот, Пустотное братство, бандиты из Миссии Касбалики и другие.

Путешествия через нестабильное варп-пространство имеют разные степени риска (его можно снизить).

Путешествия сквозь нестабильное варп-пространство имеют разные степени риска (его можно снизить).

Понятно, что в бета-версии есть некоторые проблемы. Встречаются баги, в том числе критические для прохождения, а оптимизация пока ещё такая, что, глядя на очередной экран загрузки (весьма долгой в моём случае), я сначала молился всем машинным духам, потом матерился и переходил на бинарный скрежет техножрецов, отгоняя  хор голосов, призывавших выслать игру и устроить экстерминатус разработчикам .

Но бета на то и есть бета. И я верую, что в итоге все еретические баги будут отысканы и уничтожены во имя Бога-Императора. Впрочем, играть в любом случае придётся — отказ будет богохульством для поклонника настоящих компьютерных RPG. Ведь уже удобопонятно, что из Warhammer 40,000: Rogue Trader получается огромная, разнообразная, многослойная и крайне залипательная игра, которая имеет все шансы сделаться событием в жанре.