В 1991 году вышел фантастический роман французского беллетриста Бернара Вербера (Bernard Werber) «Муравьи», в котором рассказывается о жизни обычного муравейника глазами его обитателей. Книжка стала настолько популярной, что вдохновила автора на создание трилогии, а в 2000 году французская компания Microïds выпустила по её мотивам стратегию  Empire of the Ants.

Спустя почти 25 лет сходит новая версия игры с тем же названием. Издатель (всё та же Microïds) обещал интересный стратегический геймплей, яркую графику и захватывающий сюжет. Подавайте разберёмся, оправдались ли ожидания, и посмотрим, что скрывается внутри этого виртуального муравейника.

Муравейник живёт

 Empire of the Ants повествует о приключениях 103 683-го — одного из самых обыкновенных муравьёв, проживающих в городе (так, по мнению авторов, сами насекомые называют свои муравейники) под названием Бел-О-Кан. Город, как и наш основной герой, — прямиком из оригинального романа, но в целом сюжет игры с книгой связан мало. Да и сама история звёзд с небосвода не хватает — протагонисту предстоит решать большие и не очень проблемы родного города: ходить на разведку, воевать с термитами, охотиться, промышлять пищу и выполнять другие поручения коллективного разума муравейника. Подача самая примитивная — небольшие текстовые диалоги.

В плане сюжета авторы удивить меня не смогли. К образцу, в книге накал страстей был куда выше — у Вербера, несмотря на те же наивные попытки найти баланс между научным подходом и очеловечиванием муравьёв, вышло увлекательное приключение, а в игре такого нет и близко.

Иногда можно пообщаться с собратьями — обычно подобные диалоги ведутся ради доступа к новоиспеченным заданиям.

Зато к чему точно нет претензий, так это к графике. Благодаря Unreal Engine 5 разработчики смогли добиться подлинно фотореалистичной картинки. Особенно удались сами насекомые: при приближении камеры можно рассмотреть каждое сочленение конечности и любой волосок на теле насекомого. А их здесь может быть несколько сотен в одном кадре — например, когда необходимо побывать Бел-О-Кан, то путь себе придётся прокладывать сквозь бесконечный поток муравьёв, занимающихся своими делами.

Иные объекты тоже не уступают в качестве детализации — возможно, причиной тому уменьшенный масштаб локаций, так как мы смотрим на мир с точки зрения совершенно крохотного существа. Когда в самом начале прохождения забираешься на футбольный мяч исполинских размеров, впечатления получаешь непередаваемые. После, конечно, к этому привыкаешь, но графическими красотами и интересными локациями Empire of the Ants будет радовать до самого крышки.

«Звёздный десант» наоборот — здесь большие жуки на нашей стороне.

«Звёздный десант» наоборот — здесь большие жуки на нашей стороне.

Как ни странно, столь подробная детализация никак не сказывается на производительности — можно храбро выставлять максимальные настройки и наслаждаться прекрасной графикой.

Муравьи не умеют прыгать

Хотелось бы сыпать хвалебными эпитетами и дальней, но все достоинства игры ограничиваются картинкой. Если вы думали, что Microïds сделала полноценную стратегию вроде  Empires of the Undergrowth (ещё одинешенек проект на муравьиную тематику), то спешу вас разочаровать: в нашем случае под маской стратегии скрывается простейшая аркада с обликом от третьего лица с элементами RTS.

Начнём с того, что единого мира тут нет. Есть Бел-О-Кан — что-то вроде хаба, где можно побродить по округам, поглазеть на городскую суету, побеседовать с отдельными собратьями и взять следующее задание. Причём сам муравейник почти не пытается создать видимость натуральнее жизни: внутрь нам зайти не дадут, а все эти сотни и тысячи копошащихся насекомых — лишь антураж, картинка на фоне. Сами миссии выполняются на отдельных локациях, причём многие задания — это платформер для самых махоньких: поймай светлячков, найди потерявшихся жителей соседнего города, проложи путь через затопленную долину… Основная сложность подобных миссий заключается в неудобном управлении, а не в гейм-дизайнерских задумках.

Обычный геймплей в стратегических миссиях: забираемся повыше и наблюдаем за боем.

Обычный геймплей в стратегических миссиях: залезаем повыше и наблюдаем за боем.

Кто-нибудь, скажите разработчикам, что муравьи не прыгают — во всяком случае, овладели подобным навыком лишь единичные облики, и явно не в таком объёме, как наш герой: 103 683-й может преодолевать по воздуху совершенно неприличные дистанции, из-за чего любое перемещение по степени напоминает неуклюжий паркур. Управление при этом удобством не отличается.

Наконец, есть такие миссии, где мы всё-таки добираемся до желаемого стратегического геймплея, но и тут искушённого игрока ждёт разочарование — геймплей в них едва ли не примитивнее, чем в аркадных заданиях. На карте есть несколько так именуемых гнёзд, в которых можно заказывать улучшения и нанимать «легионы» (отряды боевых насекомых), пара точек заинтересованности, вроде подгнившей груши или еловой шишки (дают прирост одного из двух ресурсов — пищи и древесины) и несколько вражьих отрядов, которых надо победить, чтобы завершить задание. Мы по-прежнему управляем единственным муравьём, который отдаёт распоряжения собратьям и может использовать несколько способностей, чтобы усилить союзников.

Путь к победе проще некуда: давим числом, не забывая использовать простейшую логику военного баланса — воины сильнее бьют рабочих, те хороши против стрелков, а последних лучше использовать против бойцов. Гнёзда захватываем по очереди, покупаем все улучшения и отряды — ресурсов всегда в избытке, а если чего-то не хватает, то можно попросту подождать.

Я зря мечтал об управлении огромным муравейником — довольствуемся менеджментом небольших гнёзд.

Я зря мечтал об управлении огромным муравейником — довольствуемся менеджментом небольших гнёзд.

Иногда встречаются особые противники вроде богомола, но и их ожидает бесславная гибель от лап наших подопечных. Играть в такие миссии даже скучнее, чем заниматься муравьиным паркуром в заданиях на изыскание локаций, — в последних надо хоть как-то действовать, а не просто отдавать приказы и ждать, когда союзные отряды перебьют всех термитов или клопов на карте.

Прекрасно — этого у игры не отнять.

Наверное, я зря ждал от  Empire of the Ants чего-то особенного: на самом деле, если перечитать информацию со страницы игры в Steam, то авторы, в общем-то, не соврали. Стратегический геймплей есть? Есть. Фотореалистичная графика на пункте? Да. Завоевание и строительство? Тоже присутствует.

Только вот сделано это по минимальной планке (за исключением графики) — получилось качественно с технической точки зрения, но порожне и скучно по сути. Соревновательный мультиплеер дела не спасает — есть стратегии куда интереснее. Авторам удалось создать красочное странствие в муравьиный микромир, но о принадлежности к стратегическому жанру лучше не вспоминать. Если подобное положение дел вас устраивает, то, возможно, игра вам понравится. Я же лучше введу  Empires of the Undergrowth — она хоть и слабее в плане графики, но куда больше подходит под описание «стратегия про муравьёв».

Плюсы: фотореалистичная графика; оптимизация.

Минусы: невеселый, однообразный геймплей; примитивная стратегическая составляющая; неудобное управление.

Оценка игры