В вселенной видеоигр хватает странных, специфических и нишевых проектов, нацеленных на узкую прослойку аудитории, которая, несмотря ни на что, будет неизменна любимому развлечению до гробовой доски. Яркий пример подобного — игры, посвящённые железнодорожному транспорту. Это даже не отдельный жанр, а несколько. Есть симуляторы поездов с рослым уровнем реализма, где необходимо непосредственно управлять локомотивом. Есть игры, сосредоточенные на решении логистических и транспортных задач, — тут мы взяты планированием стрелок и развязок, созданием составов и поиском оптимального пути. Есть и экономические стратегии, в которых железные пути — это выгодный бизнес.

 Railway Empire 2 относится к последнему типу: классический тайкун в стиле  Railroad Tycoon, отданный эпохе расцвета паровозного транспорта. Мы уже делали обзор первой части — тогда разработка Gaming Minds Studios завоевала лишь «Проходняк». Что изменилось спустя пять лет?

Двигатель прогресса

Оригинальная  Railway Empire была посвящена североамериканским железным путям. Да, потом вышло несколько дополнений, существенно расширяющих географию игры — вплоть до такой экзотики, как карты Японии и Австралии. Вот лишь знакомиться с ними у меня желания не возникало. Зато я хорошо помню, что первая часть, несмотря на специфический жанр, пять передавала дух эпохи Дикого Запада: время смелых и предприимчивых людей и новейших технологий, в числе которых, разумеется же, был железнодорожный транспорт. Неожиданные впечатления для тайкуна, но положительные моменты на этом и заканчивались — Railway Empire показалась мне чересчур простой и неудобной по сравнению с другими транспортными стратегиями.

В арсенале второй части сразу две карты — Северная Америка от одного побережья до иного и Западная Европа от Стокгольма до Порту. Игрок берёт на себя роль владельца транспортной компании, которая получает лицензию на развитие железнодорожной сети в регионе. Экономическая система пытается глядеть серьёзно — кроме типичного для жанра правила «Город растёт, если перевозки удовлетворяют потребности его жителей», есть базар ценных бумаг, где торгуют акциями как абстрактных категорий вроде «Сырьё», «Строительство», «Производство», «Транспорт», так и конкретных транспортных компаний, вводя вашу собственную.

Спрос рождает предложение.

Впрочем, не игра на бирже, а перевозки остаются основной движущей силою экономики, и именно от них зависят благополучие жителей, развитие и рост городов и в целом движение вверх по лестнице всемирного научно-технического прогресса. Мы строим станции, соединяем путями сообщения города и производственные районы вроде ферм, лесопилок, шахт и заводов и наблюдаем за тем, как поток товаров и пассажиров проникает в самые высланные уголки континента. Полученную прибыль немедленно пускаем в оборот: постройка новых вокзалов, покупка фабрик, усовершенствование путевой сети — всё это снова приносит доход и продолжает раскручивать нескончаемую спираль развития.

Что в кампании, что в отдельных сценариях или в независимой игре нам постоянно подкидывают особые задачи, которые становятся ориентиром для дальнейших действий. Задания простые: перевезти необходимое количество товара или пассажиров по конкретному маршруту, увеличить население города, подключить промышленное предприятие к транспортной сети и т. д. Помогает не заскучать, если с фантазией туго. Наконец, в присутствии режим песочницы, где нет никаких ограничений — строй дороги да наблюдай за паровозиками.

На станциях теперь сразу готовы восемь путей, что здорово облегчает расширение транспортной сети.

На станциях теперь сразу готовы восемь линий, что здорово облегчает расширение транспортной сети.

Знакомые с оригиналом пятилетней давности наверняка скажут, что всё это уже было ранее. Сейчас расскажу, в чём различия, но сразу предупреждаю — скорее всего, ответ вам не понравится.

Приехали

Если зайти в игровую энциклопедию, то в главе «Основы» можно отыскать раздел «Сравнение с первой игрой». Знаете, сколько в нём пунктов? Шесть!

  1. Возможность пристройки зданий к вокзалам.

  2. Отели на сельских станциях.

  3. Персонал сейчас распределён по общим отделам вместо приписки к конкретному поезду.

  4. Путевые развилки.

  5. Мультиплеер.

  6. Теперь нельзя устанавливать семафоры — можно лишь избрать направление участка пути.

На кого ориентировано последнее упрощение, учитывая привыкшую к сложностям аудиторию подобных игр, — постичь не могу. Ясно одно: с ним Railway Empire 2 теряет больше, чем получает. Забудьте про планирование замысловатых развязок и непреходящие, но такие увлекательные мучения с установкой сигналов на путях в правильной последовательности.

В конце концов, можно было бы дать возможность самостоятельно выбирать способ прокладки линий — по старинке, с семафорами, или с помощью новой системы. Но и от этого разработчики отказались.

Можно включить отображение уровня высот, но это не сильно помогает при прокладке новых путей — всё равно приходится выравнивать дорогу, так как автоматический планировщик обожает строить многокилометровые мосты и тоннели.

Можно включить отображение уровня вышин, но это не сильно помогает при прокладке новых путей — всё равно приходится выравнивать дорогу, так как автоматический планировщик обожает строить многокилометровые мосты и тоннели.

С мультиплеером тоже не всё гладко. Есть лишь кооперативный режим, в котором все участники управляют одной компанией и распоряжаются общим капиталом. Странный выбор для экономической стратегии, завязанной на бизнес-соперничестве. Ещё одинешенек раздражающий момент: темп игры очень низок — даже на максимальном ускорении иногда приходится долго ожидать, когда накопится достаточно денег, чтобы построить очередную станцию или путь. Сколько нужно потратить поре, чтобы пройти игру от 1830-го до 1930 года (именно такие здесь ограничения), — подумать жутко.

Допустим, авторам не хватило времени и сил на внедрение соревновательного режима и значительных новшеств, ведь они были заняты… чем? Графика немного чем отличается от той, что мы видели в первой части. Интерфейс изменился, но так, будто дизайнеру дали задачу сделать новый из той же библиотеки ассетов — большинство иконок и кнопок «срисованы» с тех, что бывальщины раньше.

С помощью исследований можно открывать новые модели локомотивов и получать бонусы.

С помощью исследований можно открывать новые модели локомотивов и получать бонусы.

В Railway Empire 2 есть позитивные стороны. Можно, на ходу меняя масштаб камеры, вблизи рассмотреть любой поезд и даже «прокатиться» на нём во пора движения. Сами модели локомотивов нарисованы подробно и с вниманием к деталям. Есть уйма сценариев с разнообразными заданиями, две огромные карты, пускай и простая, однако рабочая экономика. Но ведь всё это было и в первой игре! Нам предлагают почти ту же стратегию, в которой слегка переделали интерфейс.

Если забыть о том, что перед нами вторая часть серии, которая порой до мелочей повторяет оригинал, а почти все отличия направлены на упрощение геймплея, то эту стратегию даже можно назвать неплохой. Неплохой для середины 2000-х годов: интерфейс, степень реализма, модели персонажей, аккуратная, но бездумная локализация — всё это будто возвращает нас лет на 15 назад.

В те времена, когда  OpenTTD только-только вышла, а ни  Transport Fever, ни  Sweet Transit, ни массы других подобных стратегий не было, проект Gaming Minds Studios имел бы право на жизнь и популярность. Сейчас? Необходимо что-то посовременнее, а из современного здесь только цена: Railway Empire 2 обойдётся вам в 2 799 рублей на ПК (Steam) и будет ещё дорогостоящей на консолях.

Плюсы: простой и доступный геймплей, неплохо подходящий для знакомства с жанром.

Минусы: слишком мало нововведений по сравнению с первой долей; примитивная система прокладки дорог; высокая цена.

Оценка игры