En Garde! — это два в одном: ослепительное, весёлое приключение в духе «Маски Зорро» и в то же время хардкорный экшн, где совсем не до смеха. Как же это всё уживается в одной игре?

Зорро в юбке

В En Garde! мы играем за популярную искательницу приключений, народную героиню и мушкетёра в юбке Адалию де Воладор. Её приключения разбиты на четыре эпизода, какие только со стороны могут показаться разрозненными — вот мы сражаемся на улицах города (а фактически проходим расширенное обучение), вот пытаемся сбежать из темницы, вот ищем сокровище. Но на самом деле все они объединены противостоянием с коррумпированным графом-герцогом, мечтающим о мировом господстве, и с его приспешниками.

Причём это противостояние открыто окрашено в пародийно-юмористические тона. Начиная с мелочей: Адалия может погладить курочку, найти письмо герцога своей маме, где он просит ту поделиться мудростью в вопросах тирании и мирового господства. А при взгляде на книжку «Кот в сапогах» девушка бросит, что победила бы его в единоборстве. Она в принципе при любом удобном случае всем кричит En Garde! — это можно перевести как «Защищайся!» или «К барьеру!».

Кроме того, граф-герцог замышляет несообразные заговоры, обижается на карикатуры на себя и повторяет эксперимент барона Мюнхгаузена по нетрадиционному использованию пушки.

Героиня и её противники всегда обмениваются забавными репликами и комментариями. Основной упор сделан на глупости и трусости солдат герцога, которые могут невзначай себе под ноги выстрелить из пушки или запереться в комнатах и обсуждать, как они не хотят столкнуться лицом к лицу с Адалией. На самом деле, жажды кататься по полу от смеха не возникает, но атмосфера ироничного приключения передана хорошо и подкрепляется очень яркой, сочной, почти мультяшной графикой.

В ходе приключений Адалия встретит брата и давнюю подругу, с которыми тоже придётся пофехтовать.

В ходе приключений Адалия повстречает брата и давнюю подругу, с которыми тоже придётся пофехтовать.

Пинком к победе

Я сказал про трусость противников Адалии, желая на самом деле даже рядовые враги способны оказать ей серьёзное сопротивление. В сражениях очень важно парировать и уклоняться, и все соперники тоже это умеют. Для облегчения ситуации нам подсвечивают вражьи атаки — от красных нужно уклоняться, голубые лучше парировать, а белые допускают любой вариант.

Но это не всегда помогает. Чем дальней, тем чаще нас запирают в помещениях и волнами натравливают на одну Адалию толпы врагов, где даже рядовой прихвостень может парировать и контратаковать. А уж различные элитные бойцы после получения урона включают бешеную (почти читерскую!) скорость.

En Garde!: Обзор

Чтобы нанести урон, мы вначале должны измотать врагов и сделать их уязвимыми, сбив броню или выносливость до нуля. Есть и такие, которых необходимо постоянно атаковать, чтобы сбить шкалу энергии — чуть замешкался, и она тут же восстанавливается. А очень надоедливые бомбометатели бегут при нашем приближении.

Можно и нужно использовать три особых приёма — один, например, наносит мощный неблокируемый урон, а иной отбрасывает всех назад. Их применение также восстанавливает часть здоровья. Но эти умения долго «откатываются» и требуют немало энергии, которая лишь частично восполняется при идеальном парировании.

En Garde!: Обзор

Поэтому авторы прямо говорят, что победить всех беспорочно не получится, и предлагают использовать окружение. И вот тут En Garde! достаёт свои козыри, вынуждая добрым словом и ностальгической слезой припомнить про  Dark Messiah of Might and Magic. Как и там, в творении Fireplace Games врагов можно и нужно пинать; точнее, пуще всего сначала нужно пнуть что-нибудь в них — хоть бочку, хоть массивный стол. Тех же бомбометателей только так и выйдет достать.

Пинок оглушит соперника, и его можно будет сбросить вниз, толкнуть в костёр, впечатать в стену или пьедестал. А дальней на бедолагу может свалиться шкаф с оружием или что-то тяжёлое упадёт с колонны. Или он врежется в союзника, и они оба полетят дальней. У меня был случай, когда врага удалось убить рухнувшим на него котлом — в игре есть разные достижения на эту тему.

Швырком и ведром

Но это редкость. Чаще всего пинки сбивают врагам выносливость и защиту, делая их более уязвимыми. С той же мишенью можно и нужно кидаться предметами — кувшинами, кастрюлями, вёдрами, лютнями и даже окорочками. С ведром или куском свинины на башке неприятели теряют ориентацию в пространстве и забавно тыкаются в стены.

Всё-таки тут и правда бывает смешно.

Всё-таки тут и правда бывает смешно.

А ещё весело кидать бомбочки и лампы во взрывоопасные ящики и кострища и поджигать дорожки пороха, ведущие к пушкам, чтобы они жахнули по гурьбе злодеев. Или подрезать верёвки и сбрасывать на них разные навесные конструкции. В общем, в сражениях юмора порой даже вяще, чем в сюжете и записках.

Случается и такое.

Но, повторю, в целом в драках не до смеха. Даже на лёгком уровне сложности доводится непросто — он ощущается как нормальный. А уж на «харде» и вовсе начинает припекать. Когда против вас выступает босс, которому помогают гурьбы врагов всех видов, включая элитных дуэлянтов, ловко парирующих почти все атаки, творится настоящее безумие.

Носишься раненым сайгаком, ищешь, что бы и в кого кинуть или пнуть, бросаешься вёдрами, лютнями и окороками, постоянно уклоняешься, не забывая, что отдельный атаки лучше парировать, и краем глаза держишь в поле зрения бомбометателей — зачастую их до поры до времени лучше не трогать, ведь взрывы бомб вяще задевают врагов, чем тебя. А потом дуешь на палец, отвечавший за уклонение, — после сессии в En Garde! он, представляется, готов отвалиться.

En Garde!: Обзор

Таких одновременно весёлых, изобретательных и сложных сражений я давно не видел. Да и не матерился на девушек тоже давным-давно — в таком плотном окружении Адалия так и норовит застрять в столах, бочках и прочих предметах.

Маловато будет!

В игре есть разоблачил с перечнем возможных уловок и трюков — я ведь описал далеко не всё. А ещё есть секреты — по итогам каждого эпизода нам демонстрируют список полученных/неполученных достижений и найденных/ненайденных секретов.

 Можно и нужно заранее планировать свои действия.

 Можно и нужно заранее планировать свои поступки.

Наконец, в определённый момент разблокируется режим арены — там генерируются разные ситуации, а мы сражаемся против волн неприятелей. В перерывах выбираем модификаторы, которые то усложняют, то облегчают игру. Так, есть модификатор, увеличивающий урон от вражеских бомб, а в противовес мы выбираем усиленное лечение или гарантированный критический удар любой раз, когда Адалия восстанавливает здоровье.

Можно заманивать врагов в ловушки.

Можно заманивать врагов в ловушки.

На этом всё. Четыре эпизода, которые можно минуть за четыре часа и в которых мы в бешеном темпе сражаемся, — маловато будет! Ни ролевой системы, ни пазлов, ни мультиплеера. Есть ещё акробатические упражнения, когда мы сигаем по жердям и верёвкам или скачем по движущимся ящикам. Но там ничего сложного и особо примечательного нет, да и повторяются такие ситуации слишком часто.

Все четыре эпизода проходят в образцово одинаковых декорациях, которым явно не хватает моря, кораблей, мрачных пиратских кладбищ и шумных таверн. Тем немало что с такой прекрасной графикой это смотрелось бы очень эффектно.

Море и корабли здесь где-то на фоне.

Море и корабли здесь где-то на фоне.

Когда про игру/кинофильм/книгу говорят «Маловато будет!», это значит одно: здесь есть классные вещи и большой потенциал, потому хочется добавки. Так что в любом случае  En Garde! — хорошая, а в чём-то и великолепная игра. Да, она фактически выстроена вокруг одной фишки с использованием окружения в сражениях, и это выдаёт изначально студенческий проект. Всё остальное наращивали уже вокруг этой идеи. Могли бы нарастить побольше — был бы гарантированный «изюм». Но и в похвальном облике игра обязательна к ознакомлению всем ценителям нетривиальных экшнов.

Плюсы: иронично-пародийный сюжет и в целом атмосфера настраивают на ослепительное весёлое приключение; колоритные герои и злодеи; сложные и притом изобретательные сражения, делающие ставку на парирование, уклонение, пинки, швырки и использование окружения; сочная картинка; выразительная музыка и озвучка.

Минусы: маловато контента; героиня периодически застревает в объектах окружения.

Оценка игры