До релиза многие не попросту сравнивали  Fall of Porcupine с  Night in the Woods, а называли её духовной наследницей, «идеальной игрой для фанатов» и неофициальным сиквелом. Как эти ожидания и авансы оправдались и способна ли Fall of Porcupine существовать вне этих сравнений?

День сурка, кошки и гулю

Чтобы вы понимали уровень сравнений, напомню про саму Night in the Woods. Это изумительная адвенчура, получившая в 2018-м году премию BAFTA за нарратив. Мы играем за антропоморфную кошку по имени Мэй — она возвращается в собственный родной город, населённый такими же прямоходящими зверьками, которые живут, веселятся, грустят и взрослеют как люди.

Для Мэй начинается рутина повседневной жизни — ежедневно она идёт гулять в город, общается, проводит время с друзьями, возвращается домой, а наутро всё повторяется. Это разбавляется мини-играми, ослепительными персонажами, отлично написанными диалогами и замечательной музыкой Алека Холовки (Alec Holowka).

Это кадр из Night in the Woods. Мэй лишь что приехала, и её никто не встретил.

Несмотря на все достоинства игры, та самая рутина, когда Мэй ежедневно просто общается и ничего толком не выходит, поначалу может если не отпугнуть, то напрячь. А вот потом начинаются неожиданные, мистические и опасные события. Хотя усилие и загадочность здесь чувствовались и до этого.

Так вот, Fall of Porcupine выстроена по тем же принципам. Мы играем за антропоморфного голубя Финли, какой приезжает в титульный город Поркупайн, населённый такими же прямоходящими животными. Здесь он поступает работать интерном в здешний госпиталь. Для него (и для нас) начинается рутина — просыпаемся, идём в госпиталь, общаемся с коллегами и больными, ставим диагнозы, возвращаемся домой, чтобы выспаться, а наутро всё повторяется.

Это уже Fall of Porcupine.

Это уже Fall of Porcupine.

Всё это разбавляется мини-играми, платформенными элементами (ещё немало простыми, чем в Night in the Woods) и приятной музыкой. Есть и прямые цитаты. Как и Мэй, Финли обожает обращаться к неодушевлённым объектам — например, к торговому автомату или к манекену в окне магазина. И точно так же, как в Night in the Woods, иногда он должен решить, с кем из товарищей и как завершить свой день.

Точно так же долгое время здесь толком ничего не происходит, хотя напряжение и налёт мистики тоже чувствуются изначально. Шутка ли — начинается игра с того, что Финли пытается избавить пациента, который непонятно как оказался на заброшенном этаже госпиталя. В итоге находит его окровавленным и без сознания и тут же сам получает удар…

Fall of Porcupine: Обзор

Про нашу существование, а не про мистику

Тень того события висит над Финли и над нами практически всю игру, но загадка находит решение лишь в финальной доли. До этого тоже случаются почти мистические события. И ещё наш герой, как и Мэй, иногда видит кошмары.

Однако всё это в итоге находит весьма привычное, человеческое объяснение. Night in the Woods тоже была не про загадочные убийства и культы, а про жизнь, поиски себя и человечьи (как бы это странно ни звучало в игре с такими персонажами) отношения. Авторы Fall of Porcupine решили вовсе отказаться от мистики, использовав её лишь как лукавую завлекалочку.

Ну какая тут мистика? Правда жизни.

Ну какая тут мистика? Правда жизни.

И вообще творение Critical Rabbit можно назвать социальной игрой, какая, как пишут авторы в финальных титрах, посвящена работе врачей. Конечно, она тоже про нашу жизнь и отношения, но про докторов и про медицину в целом тоже.

При этом, показывая проблемы, связанные, например, с некачественным лечением, возмущением общества по этому предлогу, с коррупцией и состоянием госпиталей, авторы пытаются не разрушить, заклеймить и уничтожить злодеев, а, скорее, понять, простить и погрустить. Тут практически нет плохих врачей, а те, что есть, возвращаются, раскаиваются и принимают своё наказание.

Разве может кто-то из них быть злодеем?

Разве может кто-то из них быть злодеем?

Мини-удовольствия от мини-игр

Мистики нет, игра про социальщину, все неплохие, а злодеи в конце раскаиваются. И ради этого нужно терпеть рутину ежедневных забегов в госпиталь и обратно?

Уж достоверно не ради мини-игр. Многие из них скучные, неудобные и постоянно повторяются — очередные вариации QTE, простенькие забавы из серии «Застопорь шприц точно напротив вены», «Покрути эти фигуры так, чтобы все цвета совпадали»…

А тут нужно остановить ползунок на зелёной отметке, чтобы забросить мяч в кольцо. Весело, но недолго.

А тут нужно остановить ползунок на травяной отметке, чтобы забросить мяч в кольцо. Весело, но недолго.

Есть, конечно, и более интересные варианты. Например, раз мы дерёмся в баре в стиле JRPG. Но на фоне Night in the Woods, где был полноценный, встроенный в игру рогалик под названием Demon Tower, это, разумеется, не то.

Куда лучше авторам удались классические квестовые загадки и ситуации, когда, например, Финли играет в детектива или разыскивает ингредиенты для блюда, которое его друг готовит на городском фестивале. Жаль, таких ситуаций мало.

В Night in the Woods тоже много осенних красок.

В Night in the Woods тоже немало осенних красок.

С мини-играми проблема ещё в том, что авторы не всегда толком объясняют, чего от нас хотят. А то, как вы прошли испытания, какой рейтинг получили, не имеет смыслы — ни на чём серьёзном это не отражается.

В итоге всё просто делаешь от балды, чтобы поскорее пройти и забыть. В Night in the Woods наши потуги в мини-играх тоже не имели особых последствий, но там, повторю, участвовать во всём этом было поувлекательнее. Элементы платформера в Fall of Porcupine тоже более примитивные и вообще используются раза два за игру.

Fall of Porcupine: Обзор

Душевная трагикомедия

Так ради чего же тогда терпеть эту рутину? Ответ банальный и многим наверняка уже удобопонятный — ради точных диалогов, интересных наблюдений, ярких или просто хорошо прописанных персонажей, ради отношений, какие возникают между ними.

Ради то ли сказок, то ли были от старой черепахи, которую лечит Финли, — про то, как она ловила свет сачком, зналась с миниатюрными «пылевыми троллями» и летала на воздушном шаре. Ради чувства, что вам, как и герою, хочется пустить скупую слезу, когда… Ну, в всеобщем сами узнаете.

Это сын бабули-черепахи. О нём она тоже расскажет.

Это сын бабули-черепахи. О нём она тоже расскажет.

Ради того, чтобы познакомиться с забавными друзьями Финли. Одинешенек как-то заставил его нацепить дурацкую шляпу и танцевать перед прохожими. Другой вылил на нашего голубя ведро краски, заявив, что тот поучаствовал в крутой арт-инсталляции.

Мы ходим с коллегами в бар и на баскетбольную площадку, знаемся о пациентах, работе и жизни, травим врачебные байки про то, как один из хирургов отрезал не ту ногу и её потеряли. Иногда совместно переживаем забавные события или планируем операцию по вторжению в больничный архив, которая напоминает о фильме «Миссия невыполнима». В иной раз вместе спасаем людей и прикрываем друг друга. Смесь комедии и драмы про начинающих молодых врачей… Нет, это открыто не «Интерны», а вот ассоциации с «Клиникой» вполне уместны.

Fall of Porcupine: Обзор

Вообще, интересных персонажей в Fall of Porcupine хватает — очень различные пациенты (общению с ними по понятным причинам уделено особое место), колоритные горожане вроде ворчливого, всегда ругающегося крокодила в инвалидной коляске, несчастный бегемот-сантехник, уставший всё чинить в госпитале…

Узнав их поближе, уже перестаёшь плакаться, что нам не всегда дают возможность быстро доехать до госпиталя на автобусе, — уже сам не хочешь ехать, а идёшь пешком проведать известных, авось диалог новый появился или ещё что-то. И ведь появляется. Все персонажи не то чтобы живут своей жизнью, но всегда перемещаются по городу (или по госпиталю) и почти всегда находят, о чём нам рассказать.

Fall of Porcupine: Обзор

Да и сам Финли запоминается. Он, быть может, более инертный, чем Мэй, — слушающий и впитывающий. Но он способен искренне сопереживать и страдать, у него может быть своё мнение даже перед начальством — особенно, если мы изберём соответствующую реплику.

А ещё он, как я уже сказал, может обратиться к торговому автомату, к манекену, к цветку у себя дома. Или, например, справиться у одиноко стоящего за городом фургона, какие тот скрывает тайны и не связано ли это всё с инопланетянами. Дурачок какой-то? Нет, всё это показано не попросту так. И с манекеном, и с цветком, и с фургоном связаны забавные ситуации, которые делают героя более живым, объёмным и подчёркивают расположение мира.

Fall of Porcupine: Обзор

Да, Fall of Porcupine стала духовной наследницей Night in the Woods, хотя она вполне самодостаточна и ценна даже вне этих сравнений. Но они неминуемы — всё-таки сотрудники Critical Rabbit явно черпали вдохновение из приключений Мэй и не скрывают этого. Да, быть может, их игра чуть ниже степенью. Да, ей не хватает вылизанности (иногда встречаются баги), мини-карты и более интересных мини-игр. Но все поклонники Night in the Woods и попросту ценители душевных разговорных приключений, конечно, не должны проходить мимо Fall of Porcupine — того, ради чего и создаются такие игры, тут в достатке.

Плюсы: интересный, проработанный мир; множество ярких персонажей, комментариев, наблюдений и диалогов; душевное сочетание юмора и трагедии; несколько интересных загадок и квестовых ситуаций; приятный художественный стиль и музыка, каждый раз создающая нужное расположение.

Минусы: события медленно развиваются и поначалу тонут в рутине; нет мини-карты, а быстрое перемещение доступно далеко не вечно; технические огрехи; не все мини-игры интересны.

Оценка игры