О том, что Observer мастерили те же люди, что и прошлогоднюю Layers of Fear, догадаться несложно: подобный любви к визионерскому психоделу не проявляет в современном игрострое, наверное, никто. Bloober Team уже второй (с половиной, если находить DLC) прямо-таки упиваются ментальными расстройствами своих героев, повествуя истории посредством болезненных, ужасных образов, рождаемых изувеченным разумом. Хоррор для них – это пространственные галлюцинации, смешение реального с вымышленным и фрагментарность действа, граничащая с безумием.

И тот факт, что на смену викторианским декорациям пришел искрящий неоном киберпанк, на фирменную методику авторов повлиял не так мощно, как временами хотелось бы.

На закате XXI века в хмурой Польше дела шагают, мягко говоря, не очень. Переживший разрушительный конфликт народ очутился под колпаком огромной корпорации с сомнительными моральными установками и был разделен на классы. С легкой длани местного Большого Брата общество стало слоеным пирогом из элиты, посредственного звена – и отребья, брошенного влачить свое жалкое существование в обнятых футуристической чумой трущобах. Это там, в грязи и пестрой фальшивой пропаганде, существуют и умирают ветераны войны, бывшие преступники, малообеспеченные семейства и просто забытые «верхами» люди.

И там же начинается долгая ночь Даниэля Лазарски, нейродетектива полиции Кракова. Ведомый собственным расследованием, он оказывается в эпицентре карантинной зоны, без связи с внешним вселенной и один на один с ее обитателями. Отнюдь, однако, не агрессивными, несмотря на жанровую принадлежность игры.

В полуразвалившемся жилом комплексе, разумеется, не все рады видеть околачивающегося на пороге сыщика, но прямой угрозы для вас никто тут не воображает. Напротив, у каждой двери можно завести довольно продолжительную беседу, выуживая как здоровую для дела информацию, так и занимательные факты о происходящем вокруг. О том, так, что среди по уши аугментированных поляков есть противники имплантов как таковых, сохранившие бездонно религиозный взгляд на человеческую природу. Или что в квартире напротив некий доктор тайком растит органы для тяжелобольных детей – а чуть дальше по коридору спеет заговор против нынешнего правительства. Жизнь кипит даже там, где для нее есть лишь самый минимум условий.

Милиционер из трущоб – обзор Observer

Почти все ваши собеседники знаться предпочитают через домофон

Увидеть все это позволяет открытая структура локаций – пожалуй, наиболее примечательная черта Observer. Желая назвать прям уж свободным клаустрофобный мирок, в котором завяз главный герой, язык не поворачивается, но он допускает исследование в благоразумных для такого проекта рамках, что крайне полезно для правильной экспозиции. Благодаря цельному ряду побочных заданий здесь достаточно информации, чтобы исчерпывающе отозваться на самые каверзные вопросы, и достаточно крохотных историй, чтобы принудить игрока поверить в увиденное.

Правда, плата за удовольствие соответственная. Игра то и дело сама путается в своем сценарии, теряет нить событий и подкидывает кусы сюжета раньше времени. Запрятанные в тесных интерьерах триггеры, к образцу, частенько срабатывают без малейшего на то повода, срезая целые подмостки, их предваряющие. Не потеряться в хитросплетениях повествования из-за этого другой раз довольно трудно.

Но Observer действительно нужна была эта камерная нелинейность. За ее счет игра успевает на изумление емко порассуждать на множество любопытных и глобальных тем – в отличие от Layers of Fear, какая держала в фокусе классическую драму одного человека. Сейчас под прицелом целый букет социальных и нравственных недугов, типических для антиутопических полотен. Разумеется, о сегрегации, корпоратократии, искусственном интеллекте, филиале, копировании и перемещении сознания каких только разговоров уже не было – территория это давным-давно исследованная и изрытая куда глубже, чем копнули Bloober Team, однако излишним их слово не ощущается. Скорее, связующим и актуализирующим все то, о чем предупреждали немало светлые умы.

И в моменты, когда интеллектуальное начало довлеет над всем прочим, Observer вызывает самые сильные эмоции. Она, как и SOMA, выносит ужас в воображение игрока, позволяет ему часами вариться в одном котле с думами из разряда «что же с нами стало» – и предаваться самым ужасным фантазиям насчет того, что же с нами станет.

Милиционер из трущоб – обзор Observer

Милиционер из трущоб – обзор Observer

Картинам, пускай и голографическим, даже тут покоя нет

А бывают, к сожалению, эпизоды откровенно плохие, когда улетучиваются любые намеки на вышеописанное. Тот самый психодел, на каком здорово выехала Layers of Fear и от которого не менее крепко страдает ее утонченная родственница.

Дело в том, что товарищ Лазарски – полицейский не несложный, а с прибором для подглядывания в чужие головы. Исключительно в профессиональных мишенях, естественно. Если дедовским способом восстановить картину случаи не удается, Даниэль подключается к чипу на затылке ближайшего свидетеля или потерпевшего – и пускается в ураганный трип по его сознанию. Учитывая, какие личности населяют трущобы игрового Кракова, ничего неплохого там ждать не приходится.

Надо признать, Layers of Fear в этом плане была исполнена намного логичнее и последовательнее. Когда там ускользала из-под ног реальность, тому вторил мотив странствия по слетевшему с катушек внутреннему миру художника. Когда в кадре являлись картины или менялось убранство дома – то нередко были символы, изящные аллюзии на таимую до самого финала судьбу героя. Игра хоть и воображала собой нескончаемый поток безумия, в нем чувствовалась какая-то интрига, повествовательный вес, что ли.

Вставки с цифровыми кошмарами в Observer – открытая показуха. Нагромождение нарочито и бессмысленно гротескных образов, изобильно политых спецэффектами, которыми здесь чаще злоупотребляют, нежели пользуются по направлению. Да, отдельные сцены и правда запоминаются благодаря яркой подаче (как, так, детские воспоминания одного из персонажей), но гораздо больше случаев, когда доводится наощупь продвигаться по одновременно светящемуся, плывущему, истошно воющему и хаотично пульсирующему месиву без всякой смысловой нагрузки.

Ах, да, от монстриков тоже побегать принудят. Традиционно скверный хоррорный стелс, к которому базовая механика игры даже не пытается приноровиться, засунули и сюда – благо в заметно меньших пропорциях, чем обыкновенно. Разработчики, должно быть, и сами понимали, что такую пытку немного кто вытерпит.

Милиционер из трущоб – обзор Observer

Милиционер из трущоб – обзор Observer

Вот оно, настоящее «Помутнение»

Вдобавок ко всему, фишка с «просмотром» памяти любого встречного – предельно ленивый сценарный ход для детектива, коим Observer периодически желает казаться. У Лазарски есть вполне себе прагматичный (по меркам 2084 года) инструментарий для сканирования улик, но требуется он дай бог в 10% ситуаций, прочее время болтаясь ненужным придатком. Престарелый психонавт все равновелико в конце концов залезет в очередной чип и увидит все спойлеры своими глазами, хоть ты тресни.

Как последствие, многие сюжетные повороты кажутся какими-то неестественными и притянутыми за уши – потому что ты не разгадываешь секрет самостоятельно, а черпаешь готовые факты из малоинтерактивного видеоряда. Будь у игры полноценная, тщательно прописанная детективная черта, пробираться к финалу было бы в разы интереснее.

Милиционер из трущоб – обзор Observer

В общем, удивительно получилось. Как и отбегавший свое по лезвиям Рутгер Хауэр на озвучке протагониста, Observer то попадает ровно в точку, то безбожно фальшивит, вызывая сонливость вперемешку с недоумением. Идейно, художественно и эстетически новоиспеченная игра Bloober Team явно взрослее предшественницы – но тем острее ощущается нехватка столь же остроумных геймдизайнерских находок, способных подкрепить благие почины.

Тем не менее, первые ласточки интеллектуального хоррора продолжают успешно подыматься, и это не может не радовать. Хочется верить, что это и в самом деле новоиспеченный вектор развития жанра, которого будут придерживаться многие.

Observer

Observer

Дата выхода:
15 августа 2017
Издатель:
Aspyr
Разработчик:
Bloober Team
Жанры:
Adventure
Перроны:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
35 место
Оценка редакции:
77 %
Стоит резаться? (на основе оценок читателей)

Да

Как вам игра?
+3 +