Живо для платформы:
Обзор игры Urban Empire
«СимЧиновник»
В дальнейшем серию Patrician усовершенствовали концептуально во другой части (в 2000-м), затем графически отполировали в третьей (в 2003-м). Спустя ещё семь лет четвёртое поколение подогнали под «казуальную» публику и сделали в полноценном 3D. Детальную историю этой серии я рассказывал здесь. Напомню лишь, что Patrician IV было суждено завершить линейку экономических стратегий. Возродить нечто подобное рискнула уже совсем новая команда разработчиков из финского города Тампере — студия Reborn Interactive (утилитарны соседи прославленной Colossal Order).
Анонс Urban Empire в прошедшем году прозвучал многообещающе — шутка ли, градостроительная стратегия с двухвековой историей развития поселения из махонькой деревушки до мегаполиса с футуристическими технологиями, где игроку отведены кресло мэра и роль политика. Задачи отличаются от тех, к которым мы привыкли в SimCity и Cities: Skylines. От нас ожидают волеизъявления и конкретных общественных решений с процедурой голосования. Вот где узко проходит параллель с политической составляющей Patrician. Предлагаю выяснить, увлекательно ли играть в такое сегодня.
Все на выборы!
Фундаментом Urban Empire выступает веская административная симуляция. В 1820-м году где-то в глубинке Австрии, на плацдарме вымышленного региона Swarelian (в локализации обруган Швецалией), одной из четырёх влиятельных династий император доверяет создание поселения. Воротить градостроительными делами придётся под пристальным надзором федеральных ставленников от нескольких фракций с левыми, правыми или центристскими убеждениями.
Заручившись их поддержкой или, навыворот, в бурном противостоянии с ними избранная императором семья будет решать судьбины горожан. Примем ли мы законы для поддержки бедных? Или, может быть, покажемся на пьедестал всеобщего равенства? Что если удариться в капиталистические идеи? Пускай все передерутся в желании разбогатеть! Даже есть возможность вжиться в роль русских иммигрантов — ввести себе гигантскую зарплату и развести архитектурный китч на собственные обеспеченности.
Только рано или поздно такой лидер потеряет голоса партий. Мэру с опрометчивыми решениями и непреходящей оппозицией быстро отыщут замену. Если проиграл на выборах, то начинай всё с нуля. В Urban Empire нет никакой депутатской «скамьи резервных», как и возможности вернуть себе кресло мэра в будущем. И загрузка сохранения не спасает ситуацию — к разгрому ведёт не одно действие, а продолжительный ложный путь.
Мэр руководит, но не строит
Неужели ничего нельзя возвести? Утилитарны. Можно, например, размечать районы с распределением коммерческих, индустриальных и жилых зон, а ещё расставлять особые дома вроде больницы, пожарной части, школы. Будущее города тут определяется научными изысканиями, реформами и политическими решениями. Они тянут за собой последствия самых различных масштабов. Поддержите нацистов в середине XX века? А как отнесётесь к идее ограничить независимость слова? Вас спросят даже о личном отношении к декриминализации гомосексуализма или нужды лишить женщин права открывать бизнес. Более тысячи микросценариев с несколькими вариантами поступков.
Это выглядит интересно по первому впечатлению. Когда же события начинают повторяться, ты готов работать исключительно с выгодой для себя. А польза здесь может быть лишь одна — плюс к личной репутации. Чем выше рейтинг, тем вяще шансов на поддержку партий на голосовании. Хотите снести больницу? Скорее итого, общественники выступят резко против. Но если репутация росла, то всё пройдёт гладко. В худшем случае мы уговорим несогласного лидера, так при помощи шантажа.
Если вы уже начали играть в Urban Empire и не справляетесь с поддержанием позитивного баланса бюджета (очень популярен вопрос, как вообще выживать в этой игре), тогда есть достойный «лайфхак» — приумножить число поселенцев и ничего им не подавать. На первых порах разметьте районами всю территорию целиком (их будет возле двух десятков). Жители примитивной деревни нетребовательны к службам и покойно отдадут мэру до пятнадцати процентов своих доходов. Сотни тысяч условных денежек, на минуточку. Затем достаточно постепенно перекрывать их потребности школами, полицейскими участками и парками. Можно игнорировать дорогостоящие требования вроде кабельного Интернета, когда в некоторых районах ещё нет обыкновенной канализации.
Градостроительная трагедия
Ещё до наступления пятой (заключительной) эпохи беспрерывные голосования и выполнение одинаковых действий вызывают неистовую тоску. За рутинную чиновничью работу обычно хорошо платят. Любые попытки взбунтоваться против системы тянут «увольнение» — партии не дают идти дальше. Трагизм ситуации заключается в том, что Reborn Interactive усаживает нас в «песочницу», где можно лишь выкапывать ямки. И если вы вдруг случайно засыпали одну из них против всех правил, то вон с детской площадки!
Причём поначалу политические партии в составе трёх фракций ещё могут быть управляемыми. В том числе за счёт шпионажа и компромата. Но к завершению игры, с наступлением нынешней эпохи, мы встретимся со сложной политической системой с девятью конкурирующими мочами. И тогда какое-нибудь расширение пожарной части может обратиться в многолетние дебаты. Проще мирно идти на поводу у чиновников, по-иному они своей массой выдавят мэра из удобного кресла.
Есть, разумеется, и нестандартные тактические меры. Например, лишить партию избирателей. Всячески высмеивать её лидера и экспонировать деятельность в невыгодном свете. Тогда горожане будут голосовать за ту политическую мочь, которая поддерживает наше сиятельство. Но на это могут уйти драгоценные очки веса и репутации, что точно обернётся неприятностями, когда фракции начнут разделяться.
С балансом дела тут обстоят весьма прискорбно. Была ситуация, когда безотносительная поддержка со стороны либералов при расколе фракции обнулилась у её правопреемников, а у рутинеров сохранилась враждебность. Поэтому связываться с политическими диверсиями нет резона — драгоценная репутация в бесполезном расходе. Вновь возвращаемся к нужды плыть по течению, если не хочется проиграть выборы.
Пункты только для своих
Вы впервые знакомитесь с жанром? Urban Empire сделается настоящим испытанием. В этой игре предполагается, что вы уже отлично управляетесь с Tropico, Patrician и иными экономическими стратегиями. Введение показывает некоторые основы и особенности интерфейса. Сможете ли вы разобраться в том, что никакие ваши решения на посту мэра не принимаются партиями лишь из-за пролетарского происхождения семьи? Смекнёте ли о необходимости исключения кой-каких районов из школьного влияния, когда возникнет высокая надобность в неквалифицированной рабочей силе?
Urban Empire — стратегия с свежим отношением к новичкам и надоедливым однообразием по меркам любителей хардкорных бизнес-симуляций. У неё изумительно подробная система сбора данных вплоть до каждой булочной в городе, но представлена она сумбурно — вы никогда не разузнаете причины, почему тот или иной магазин обанкротился. Прописаны эти о перспективах личностного роста студентов, но нет банальной сводки по уронам районов. Реализованы метро, автобусы и трамваи, но влияют они на один-единственный параметр пропускной способности дорог и являются скорее декорацией.
Взять ту же графику. До релиза нам демонстрировали замечательные пейзажи с закатом солнца и длинными тенями на горных хребтах. Urban Empire может глядеть красиво. Но оптимизация оказалась настолько плохой, что разработчикам пришлось завести «скачущие LoD» и запретить поднимать камеру. Как результат, угол обозрения ограничен классическим изометрическим ракурсом, а детали 3D-моделей вдруг исчезают при движении камеры вместе с жителями и автомобилями. Желая производительность всё равно оставляет желать лучшего.
Пока игроки Cities: Skylines возводят гигантские города и снимают видеоролики с умалишенной детализацией и реалистичностью, Urban Empire попыталась предложить им хлебнуть политических происков и интриг. Но «Карточного домика» не получилось, сценарии скучны и прижимисты на истории, градостроительный элемент упразднён. На нашу долю выпадают рутинная возня с непреходящими голосованиями и редкая расстановка единичных муниципальных зданий в качестве забавы.
Плюсы: попытка подать привычный жанр в новом свете; бездонно проработанные взаимоотношения между мэром и партийными бойцами с сопутствующими интригами и конфликтами; деликатный подход к историческим реалиям и законам заключительных двух столетий; возможность развить поселение от деревни до футуристического мегаполиса в пяти поколениях правящей семейства.
Минусы: отсутствие вменяемой помощи — большинство условностей рассчитаны необыкновенно на знакомых с жанром игроков; местами нарушен баланс, что на корню калечит тактическую борьбу; нет возможности вернуть пост мэра после проигрыша; сравнительно низкий уровень графики при высоких технических требованиях; линейные сценарии и отсутствие независимого режима.