Об архипелаге Новоиспеченная Каледония многие из вас наверняка не слышали — это даже не страна и не государство, а французское административно-территориальное образование. Только расположено оно не рядышком с территорией Европы, а на востоке от Австралии. Основатели студии Awaceb родом оттуда, и в своей игре  Tchia они постарались показать всю красивость любимого региона. Выглядит здешняя версия Новой Каледонии действительно фантастически — думаю, число туристов, желающих увидать это место воочию, заметно вырастет.

Сказочное место

Главная героиня, девочка Тчиа, отмечает день рождения. Совместно с отцом она гуляет по небольшому островку и поёт песни, как вдруг прилетает злодей с мачете и похищает папу. Праздник испорчен, но сидеть уложив руки Тчиа не собирается — она садится в лодку и отправляется на центральный остров к местному правителю, чтобы выяснить, в чём проштрафился отец и как его вернуть.

О культуре Новой Каледонии благодаря игре узнаёшь достаточно, чтобы захотелось почитать о ней статьи.

Начин игры — один из самых странных её эпизодов, который легко может отпугнуть пользователей. Во-первых, не понимаешь, зачем можно хватать в руки предметы и класть их в рюкзак. Я сразу заприметил бинокль и фотоаппарат, полагая, что они пригодятся, но они оказались бесполезны. Во-вторых, проект будто бы пытается напоминать на мюзикл с мини-играми в духе детской версии  Guitar Hero, где вы вовремя нажимаете на кнопки. Если заниматься этим не охота, можно включить автоматический режим и просто слушать песенки.

Зато как только попадаешь на остров и начинаешь его исследовать, Tchia преображается. Сперва мы прогуливаемся по небольшому городу, какой не сильно впечатляет декорациями, а вот за его пределами — настоящий рай. Небольшая студия создала один из красивейших открытых миров. Дело не лишь в разнообразной растительности — в каждом регионе свои деревья, кусты и папоротники, благодаря которым со временем начинаешь без карты соображать, где сейчас находишься. Дело в том, как красивы рассветы и закаты, окрашивающие небо и воду. Как лучи солнца пробиваются сквозь кущи деревьев. Да и вообще как естественно всё смотрится — никаких кислотных цветов, всё сделано с идеальным вкусом.

Уже первый маленький остров впечатляет видами.

Уже первый маленький остров впечатляет обликами.

Потому я несколько разпросто бегал по острову и любовался окружением, тратя на это больше времени, чем на прохождение сюжета. Тчиа всё умеет с самого основы: она и по скалам и стенам карабкается, и прыгает, и своеобразный параплан у неё есть. Одно из моих любимых занятий — забираться на верхушку дерева и раскачиваться, после чего можно свершить длинный прыжок и нажать на кнопку параплана перед приземлением.

Героиня — девочка необычная, и гетерохромия у неё не просто так. Её глаз позволяет взглянуть на любое создание и любой небольшой объект и на время переселиться в него. К примеру, если взять контроль над масляной лампой, то удастся подкатиться куда-либо и устроить взрыв. Но гораздо веселее использовать этот навык на животных. Когда бежишь по лесу и хочешь взобраться на гору, лучше отыскать рядом птичку или саранчу и на время стать ею. Ну, а чтобы просто повеселиться, можно подчинить себе краба и ходить боком по пляжу.

Благодаря этой механике странствовать по островам не скучно. Когда в образе яркого попугая пролетаешь над не менее яркими джунглями, дух захватывает от красоты и эмоции свободы. Ни один открытый мир (кроме разве что последней «Зельды») не дарил мне такие незабываемые ощущения.

Игры — раздельно, история — отдельно

Однако в какой-то момент авторы решают сделать слишком большой упор на сюжет. Первые две трети игры — чудесное странствие, по ходу которого встречаешь местных жителей, собираешь предметы для подношений, любуешься видами, слушаешь красивую музыку, напоминающую саундтреки к мультфильмам Disney. А в заключительнее трети мы на время расстаёмся с джунглями и лесами и отправляемся на местные текстильные фабрики, разрушение которых позволит воспрепятствовать главному злодею. Тут Tchia превращается в заурядную игру, и её магия начинает стремительно рассеиваться.

Tchia: Обзор

Желание разработчиков подобных игр добавлять унылые эпизоды в нечистых и мрачных локациях мне никогда не было понятно. К  Stray у меня была та же претензия — бегать в столь красивой игре по канализации совершенно не хочется, но приходится. Однако если там этот эпизод заканчивается довольно быстро, то здесь посетить нужно аж три различные фабрики, после чего вернуться к первой и закончить там ещё кое-какие дела. Локации эти практически ничем не различаются, неприятелей там значительно больше, чем за их пределами, а ради разрушения построек приходится либо вселяться в лампы и взрывающиеся камни, либо призывать тотемы и бить по целям.

Впечатления из-за этого смазываются — начинаешь жалеть, что решил пойти по сюжету, и хочешь поскорее с ним закончить. Сама по себе история не самая нехорошая — она банальная и предсказуемая, но милая, а это в таких играх куда важнее. Однако странно, что возможность вселяться в животных и объекты утилитарны не используется в сюжетных заданиях. Если не заниматься исследованием островов, об этой «фиче» вспомнишь только под самый крышка игры.

Без подношений и церемоний местные племена существовать не могут.

Без подношений и церемоний местные племена существовать не могут.

Зато за пределами сюжетных заданий геймплеем Tchia блаженствуешь. Здесь есть аналог вышек из игр Ubisoft — если заберёшься на гору или высокое здание, можно одной кнопкой «просканировать» место и отметить на карте точки интереса. Многочисленные плоды позволяют увеличить выносливость, благодаря чему дольше карабкаешься по стенам. Станы тряпичных противников зачищать веселее, чем фабрики в конце игры, поскольку врагов там в разы меньше, а в награду получаешь косметические объекты. А чтобы открыть местные данжи, нужно высекать из дерева тотемы, следуя инструкции, и подносить их к запечатанным дверям — это повысит энергию, которая затрачивается при переселении души.

В большинстве случаев награды не очень-то полезны, но процесс их получения не перестаёт нравиться. Нырять на дно Негромкого океана, чтобы достать оттуда жемчужины, изучать карты сокровищ, открывать сундуки, собирать безделушки — чем бы ты ни занимался, всё приносит наслаждение. Абсолютно неважно, что в подарок получишь шляпу или кроссовки, которые никогда не наденешь, — «пылесосить» столь фантастические локации я готов нескончаемо. Кстати, если обучены нотной грамоте, то можете сыграть какие-нибудь мелодии на укулеле — почти  The Last of Us Part II!

Тотемы занимают место в инвентаре, так что без надобности их лучше не вырезать.

Тотемы занимают пункт в инвентаре, так что без надобности их лучше не вырезать.

Игре прощаешь незначительные недочёты вроде неряшливого интерфейса. По карте вселенной сложно понять, где находишься и в какую сторону смотришь, поэтому регулярно приходится ставить метки самому. Вместо мини-карты тут компас, но его нужно включать нажатием на стик, и он то исчезает после очередного ролика на движке, то остаётся. Интерфейс выглядит чересчур дёшево на фоне такой графики — квесты не закрепить в углу экрана, меню будто бы делали в последний момент… К счастью, взаимодействовать со всем этим доводится не так уж часто.

В  Tchia было легко влюбиться, посмотрев трейлеры. В итоге игра получилась замечательной. Открытый мир выглядит роскошно — это и флоры прикасается, и фауны, и погодных явлений, и закатов с рассветами. Здесь не стремишься бегать от одного задания к другому, чтобы поскорее всё минуть, — хочется на время погрузиться в красивейший мир Новой Каледонии, полетать над пальмами в образе птицы и оленем попрыгать по горам. Сюжетная черта ведёт игру не в том направлении, в котором хотелось бы, и даже не подталкивает к использованию самых интересных механик. Но как только решаешь заняться чем-то кроме прохождения истории, от геймплея начинаешь получать незабвенные впечатления.

Плюсы: красивая графика, благодаря которой тропические локации дух захватывают; возможность на лету вселяться в звериных делает исследование острова увлекательным; дополнительные активности вроде поиска сокровищ и сбора безделушек приносят наслаждение; отличная музыка (и возможность играть на укулеле).

Минусы: лучшие геймплейные механики почти не используются в сюжете: финальная треть истории смазывает впечатление от игры беготнёй по унылым фабрикам; неряшливый интерфейс.

Оценка игры