Когда я после тяжких выходных грустным утром готовлю свой холостяцкий супчик, то бросаю туда практически всё, что наскребу по сусекам, — колбасу, морковку, капусту, картошку, чету пельмешек, одинокий завалявшийся кубик «Магги»… Добавляю перчинки и лавровый лист. И в целом получается очень даже недурно — начинаешь выживать. Однако в играх подобное смешение ингредиентов не всегда получается столь вкусным — если нет эмоции меры, то можно набросать лишнего или переварить. Нечто подобное и случилось с Testament: The Order of High Human.
Брат против брата
В Testament: The Order of High Human подлинно намешаны разные, но при этом вполне знакомые, классические ингредиенты. По жанру это экшн/RPG от первого лица, но также тут есть головоломки, платформенные участки и элементы метроидвании.
Сюжет повествует о противостоянии Света и Тьмы (неожиданно, правда?) За Свет отвечает главный герой, бессмертный (на самом деле нет) король «высших людей». Это особенная раса, какую представители ещё более древней цивилизации, так называемые Искатели, наделили высшими привилегиями — лучшие из высших людей становятся чуть ли не богами, какие обязаны защищать фантастический мир Тессары от Тьмы.
Арва, брат нашего короля, предал его и перешёл на другую сторонку. Он долго сражался с Тьмой, но после потери супруги сам стал проводником зла в мире Тессары. С Арвой, его приспешниками и безумными порождениями Тьмы нам и предстоит биться.
В процессе мы, как водится, посещаем множество локаций, сражаемся с местными зомбаками, мутировавшими животными и деградировавшими представителями недосуг светлых рас. Например, долгое время нас преследует местный друид, обезумевший под воздействием Тьмы.
Помимо типичных фэнтезийных локаций периодически мы попадаем в футуристические башни, созданные Искателями, где ради обретения новоиспеченных сил и заклинаний прыгаем по платформам и решаем преимущественно пространственные (но не только) головоломки. Там же видим записи, рассказывающие подробнее о вселенной, Искателях и высших людях.
В обычных локациях мы тоже частенько находим интересные записки, а некоторые побочные квесты завязаны на том, чтобы скопить нужное количество записей и узнать о каком-нибудь событии или человеке. Вообще, «побочек» в игре хватает, но они по большей доли простенькие — то собрать три ингредиента для создания мощного артефакта-расходника, то принести на могилу мертвеца оружие, которым тот славился при жития. Понравилась мне разве что задача найти сокровище по карте.
Что касается основного сюжета, то отношение к нему скорее безразличное — он просто есть, и желания ругать его или хвалить не возникает. Брат периодически возникает из портала, говорит что-то пафосное и злобно ржёт, а мы продолжаем идти вперёд, чтобы обрести новые силы, завладеть священным оружием вроде лука Света и отыскать усиливающие его артефакты.
Говорящие NPC попадаются очень редко.
Огнём, мечом и стрелами
В самом геймплее тоже всё в цельном знакомо — сражаемся с рядовыми врагами, периодически выдерживаем непростую дуэль с очередным боссом и выполняем задания. Выходит всё это с видом от первого лица, что вызывает ассоциации со Skyrim и Dark Messiah of Might and Magic, но Testament, конечно, до них недотягивает.
За свои успехи мы получаем эксперимент, новые уровни и очки умений. Веток прокачки здесь три: одно отвечает за ближний бой и мастерство владения мечом, иное — за стрельбу из лука, а третье — за магию. Мечом можно исполнять разные комбо с усиленным ударом, наносящим урон пламенем или какой-нибудь другой стихией, с луком есть вариант замедлять время и даже стрелять рикошетом. Ну и, конечно, тут цело заклинаний, включая файербол, кражу жизни, защитный барьер, оглушающие и поджигающие ловушки и то же слоу-мо.
Круг умений частично напоминает о Path of Exile, что сейчас тоже почти стандарт.
И в принципе в сражениях можно и нужно задействовать все три манера: ближний бой, стрельбу и магию. Плюс стелс — подкравшись сзади, мы вырубим врага одним ударом, а если выучить соответственнее умение, то выстрел из лука в стелс-режиме нанесёт повышенный урон.
Большим подспорьем в сражениях также выступают мощные артефакты-расходники, какие временно снижают наносимые нам повреждения, повышают урон, дают мечу или луку силу огня и так далее. Их мы можем изготавливать из отысканных осколков, которые находим в сундуках, разбитых бочках или на телах поверженных врагов.
Вот мы с помощью артефакта превратили обыкновенный меч в огненный.
Зачастую до особенно ценных сундуков просто так не добраться. Они могут быть защищены так называемыми глазами-печатями, какие нужно найти в режиме особого зрения, а потом выстрелить по ним из лука.
Или же такие сундуки находятся в локациях, куда мы, как в любой метроидвании, до поры до поре не можем попасть. Сначала нужно обзавестись какой-нибудь способностью — например, специальными стрелами, которые рикошетом попадают по скрытым прессам, или силой огня, сжигающей некоторые препятствия.
Нормальный гейм-дизайн не завезли
Как видите, в Testament намешано много итого — тут вам и сражения с участием меча, магии и лука, и головоломки, и метроидвания, и крафт. Даже про особое зрение и бег по стенам не позабыли. И пусть всё это мы уже видели, из таких элементов вполне можно сварить отличную игру.
Однако от прохождения Testament остаётся эмоция раздражения и недоумения. Всё дело в отсутствии чувства меры и странных гейм-дизайнерских решениях. Взять те же участки с платформингом и головоломками. Мы, вообще-то, пришагали в экшн/RPG, и в такой игре ждёшь, что подобные эпизоды будут ненадолго отвлекать, тогда как в Testament они могут продолжаться час-два.
Такие пазлы пропускать нельзя.
Всё это время мы прыгаем, решаем пространственные и прочие загадки, активируем рычаги, носимся по лабиринтам, избегаем ловушек, молясь, чтобы нас, наконец, выпустили отсюда. А вся наша прокачка и боевые навыки никак не задействованы. Создаётся ощущение искусственности таких подмостков, которые, кажется, включили только ради того, чтобы можно было поставить галочку и заявить: «Глядите, какая у нас разноплановая игра».
А потом авторы начинают через каждые 20 метров запирать игрока на манежах, чтобы он сражался с десятками возникающих из воздуха врагов. Никакой сюжетной логикой это не объясняется — просто один ход принудительно закрывается, а после победы открывается другой. Или на нас начнут спускать толпы возрождающихся противников, не объясняя толком, необходимо ли с ними сражаться или достаточно пробежать мимо.
Это сам по себе очень примитивный подход, так ещё и боевая система в Testament, при всей её разноплановости, хуже, чем в Dark Souls или той же Dark Messiah of Might and Magic. А такие хаотичные свалки на аренах, скорее, усугубляют её недостатки, чем подчёркивают преимущества. Нет того же ощущения от ударов и блока, нет весёлой возможности пинать неприятелей в огонь или в пропасть. Да и многих эффектных и эффективных магических приёмов поначалу тоже нет. И в любом случае мана на заклинания расходуется чересчур быстро.
В итоге нередко нужно полагаться на лук и стрелы. Тем более что тут есть противники, которые становятся уязвимы, лишь если мы обнаружим и подстрелим защищающие их глаза-печати. Или появляются особые глаза Тьмы, которые насылают на нас порчу, пока мы, опять же с поддержкой лука, их не обезвредим.
Тут возникает ещё одно странное решение разработчиков — крафт есть, но создавать стрелы почему-то невозможно. Они тоже быстро заканчиваются, и нам приходится наматывать круги, ожидая, когда стрелы рандомно выпадут из врагов или покажутся в специальных местах. А бегать можно бесконечно – выносливость здесь отсутствует как класс.
Наконец, ещё одно раздражающее решение связано с элементами метроидвании. Нас, так, заставляют в течение часа и даже больше проходить большую локацию, где полно мест, куда можно угодить только с помощью стрел-рикошетов, а вот сама эта способность игроку ещё недоступна. Совершенно нормально, когда в метроидвании мы видим одну-две нычки, куда пока не можем забраться, — но когда таких почти десяток, а соответственного умения нет, то это уже перебор.
А вот виды в игре попадаются яркие.
Авторам Testament: The Order of High Human не хватило эмоции меры, вкуса и грамотного гейм-дизайна, чтобы из обилия неплохих по отдельности деталей создать хорошую игру. Нет, для второго проекта небольшой инди-студии (первым был сурвайвл-хоррор Shame Legacy) в цельном всё прилично, и в Testament есть светлые моменты. Но для игры, желающей стоять в одном ряду с той же Dark Messiah of Might and Magic, всё-таки слабовато.
Плюсы: увлекательное смешение разных жанров; разноплановая боевая система, заставляющая чередовать меч, магию, стрелы и стелс; множество умений; симпатичная графика.
Минусы: немощный сюжет; примитивные побочные квесты; уйма раздражающих и нелогичных гейм-дизайнерских решений; встречаются баги и вылеты; убогий машинный перевод на русский.