«Захватывающий сюжетный триллер о Алой планете», «уникальный игровой опыт с кинематографичным погружением», «сильные эмоции, включая страх, сочувствие и многие иные» — подобными словами заманивают игроков авторы  Fort Solis. Как тут пройти мимо, особенно тем, кто любит положительные научно-фантастические сюжеты, которые сейчас встречаются далеко не часто? Тем более что на скриншотах и в роликах проект выглядит достойно, а в актёрском составе натуральные звёзды — Роджер Кларк (Roger Clark), Джулия Браун (Julia Brown)
и Трой Бейкер (Troy Baker).

При этом невозможно сказать, что от Fort Solis ждали необычного игрового опыта. У меня, к примеру, настрой был таков: наверняка выйдет что-то интересное, но вряд ли шедевр. После прохождения пришлось своё мнение о совместной работе Fallen Leaf и Black Drakkar Games поменять — и вот отчего.

Производственный роман

2080 год, Марс. Джек и Джессика работают на буровой платформе где-то посреди бескрайних просторов Марса. Труд тяжёлая, но интересная и необычная, правда не настолько, чтобы считаться чем-то выдающимся и героическим: в светлом будущем те, кто занимается освоением иных планет, — уже не герои-первопроходцы, а обычные люди. Это заметно по поведению главных героев — кажется, их больше волнует флирт товарищ с другом, нежели выполнение их прямых обязанностей.

Начинается сюжет как раз в тот момент, когда наша парочка вынуждена отвлечься от мены легкомысленными шуточками и заняться делом: с базы Fort Solis, находящейся неподалёку, приходит сигнал SOS, означающий, что надо кинуть все дела и отправляться на помощь соседям. Этим решает заняться Джек, который и будет находиться под нашим управлением львиную часть истории. Дадут поиграть и за Джессику, но она и без этого будет постоянно присутствовать за кадром: общаться с Джеком по радио, раздавать ценные рекомендации, беспокоиться за него, а иногда просто болтать с коллегой на отвлечённые темы.

Основную часть прохождения вы будете видать именно это — спину главного героя.

Сразу скажу, что авторы не прогадали, пригласив звёзд на роли главных героев. Желая Джек и Джессика встречаются в одном кадре буквально на пару минут, химия между ними чувствуется весьма ярко — благодаря отличной работе как сценаристов, так и самих актёров. С анимациями дела обстоят похуже — мало того что герои носят шлемы, а камера всё пора находится за спиной у протагонистов, так ещё и в те моменты, когда в кадр всё-таки попадают лица, ничего выдающегося аниматоры нам не демонстрируют. Как ни удивительно, в этом плане второстепенные персонажи выглядят куда более живыми, хотя увидеть их можно лишь на видеозаписях, торовато разбросанных по базе.

Да, без вездесущих «записок» разной формы и содержания (от электронных писем до селфи на камеру ноутбука) не стало: именно с их помощью нам раскрывают сюжет. Как мы помним, это не лучший способ рассказать интересную историю, зато, при должном умении авторов, неплохое подспорье для того, чтобы показать мир игры и погрузить в лор.

Дневников, писем, видео- и аудиозаписей здесь достаточно для того, чтобы почувствовать себя на марсианской базе. Подобное ощущение ещё ослепительнее потому, что здешние 2080-е не слишком далеки от нашей действительности. Перед нами фантастика «ближнего прицела»: наука и технологии шагнули вперёд, но не так далеко, чтобы приходилось выдумывать слишком вычурный облик помещений и механизмов. Тут, конечно, отлично показывает себя движок Unreal Engine 5.2, какой используется в Fort Solis: к графике не придраться, а дизайн уровней, анимация и освещение вкупе с актёрской игрой основывают эффект, будто кино смотришь.

Придраться можно лишь к повторяющимся ассетам: зачастую на одной книжной полке может быть сразу несколько одинаковых книг.

Придраться можно лишь к повторяющимся ассетам: зачастую на одной книжной полке может быть разом несколько одинаковых книг.

Ну что, хватит о хорошем? Я, кажется, и так уже перехвалил авторов.

Пустышка в яркой обёртке

Для начала вернёмся к той же кинематографичности: выглядит игра примечательно, но сравнения с фильмом Fort Solis заслуживает ещё и потому, что здесь практически полностью отсутствует геймплей, если не находить таковым очень медленную ходьбу по уровням и немногочисленные QTE, от которых, впрочем, почти ничего не зависит. «Симулятор ходьбы» — давным-давно известное определение, но, кажется, в данном случае разработчики создали эталон. Хорошо ещё, что во время ходьбы нас развлекают беседами.

Наконец-то геймплей!

Наконец-то геймплей!

Игра коротка (не более шести часов, если стараться обойти все закоулки базы), но могла бы быть вдвое куцей, не будь здесь намеренного затягивания прохождения. Сами уровни и немногочисленные головоломки построены таким образом, чтобы максимально повысить хронометраж. Например, пару раз Джека пустят дальше лишь после того, как он посетит все доступные пути к вытекающей локации. Зачем это всё? Чтобы никто не успел оформить возврат в Steam?

Ещё больше разочаровывает сюжет. Первое пора кажется, что авторы намеренно путают игрока, создавая иллюзию банальной истории «Аварийная ситуация в замкнутом пространстве», чтобы после удивить концовкой. Ну, знаете, все эти рассказы про безумных учёных с опасными экспериментами, мистическое или, напротив, сугубо научное обоснование выходящего, маленькие трагедии людей, столкнувшихся с неведомой опасностью… Подобное мы видели не раз: взять те же  Dead Space или  Prey — это если прикасаться лишь видеоигр.

«Здесь, наверное, будет не так, не может быть сюжет настолько шаблонным», — думал я на протяжении итого путешествия по марсианской базе. И не ошибся. Только всё оказалось куда хуже — сценаристы не осилили даже копирование набивших оскомину сюжетов. Все лукавые гипотезы пришлось забыть, едва наступил скомканный финал: никакой загадки, оказывается, не было.

Головоломки примитивные и годятся лишь на то, чтобы затянуть прохождение.

Головоломки примитивные и подходят лишь на то, чтобы затянуть прохождение.

Не будет здесь ни инопланетного монстра, ни сумасшедших учёных, вызвавших с помощью экспериментов потусторонние мочи — всё куда проще:

Местный доктор сошёл с ума и решил всех зарубить топором. Конец.

Весь сценарий Fort Solis — не «захватывающий сюжетный триллер», а пошлая бытовуха под сделаться проходной серии дешёвого сериала, даром что в научно-фантастическом антураже. Да, тут есть две концовки (обе «плохие»), но вспоминать о них стоит лишь по одной вину: это единственный раз, когда мы можем хоть на что-то повлиять — да и то с помощью простенького QTE.

Весь интерфейс встроен в игру — ещё одно напоминание о Dead Space.

Немощный геймплей можно вытянуть с помощью достойного сюжета, а скучную историю, в свою очередь, может спасти захватывающий игровой процесс. В  Fort Solis же нет ни того ни иного: постепенное нагнетание напряжения завершается ничем, а геймплей так и не выходит за рамки нажатия клавиши W. На фоне тех обещаний, что раздавали авторы, — про «уникальный игровой эксперимент» и «атмосферный сюжет» — особенно ярко чувствуется разочарование. Пожалуй, это единственная сильная эмоция, которую способна потребовать игра.

Плюсы: красивый научно-фантастический антураж; актёрская игра.
Минусы: пустой сюжет; отсутствие геймплея; затягивание прохождения.

Оценка игры