Ещё в начине 2023-го, когда  Inkulinati появилась в раннем доступе, она сильно выделялась на фоне других игр. Её даже не с чем сравнить, да и к жанру какому-то отнести сложно. Вроде бы это рогалик, в каком сам решаешь, по какому пути идти, — но забеги здесь продолжительнее, чем в других играх жанра. Вроде бы это пошаговая стратегия, но вид сбоку и управление отдельными юнитами в таких проектах встречаешь нечасто. Чуть вяще года спустя состоялся релиз финальной версии — идея осталась прежней, баланс поправили, нового контента добавили довольно, а геймплейно это по-прежнему очень забавное и необычное приключение.

Больше и лучше

Если обычно в рогаликах мы управляем людьми или звериными, путешествующими по миру, то в Inkulinati всё происходит на страницах средневековых манускриптов. Мастера-инкулинаты (какие-то скучающие сектанты) сражаются товарищ с другом рисуя существ: они изображают автопортреты — мини-инкулинатов и добавляют рядом со своими персонажами помощников, которые и будут биться до победного конца. Цель схватки — одолеть вражеского мини-инкулината, пробив выстроенную им оборону.

На этапе раннего доступа в Inkulinati был обучающий порядок с базовыми уроками. За прошедший год «туториал» сильно разросся — теперь это целая «Академия» с тремя десятками испытаний, а также с промежуточными заданиями, где «челленджей» ещё около полусотни. То есть если раньше знакомиться со многими механиками приходилось в процессе прохождения, то сейчас всё подробно рассказывается в этом обучении. Задачки и условия в уроках бывают заковыристые, и «Академию» можно считать полноценным порядком, правда затянутым — многие особенности игры могли бы объяснить покороче.

Пример задачки в «Академии» — толкнуть противника в адскую пасть двумя косыми.

Передать словами суть игры трудно, но попытаться можно. Наш нарисованный мини-инкулинат — своего рода командир, какой, хоть и может кое-как двигаться, в основном сидит на одном месте. Когда он появляется на карте, у него в резерве есть несколько единиц чернил — это валюта, на которую покупаешь (и сразу рисуешь) существ. Мечники, лучники, барды — кого тут лишь нет. Оппонент делает всё то же самое, а от нас требуется и оборонять нашего мини-инкулината, и нападать на вражеского.

Бои пошаговые — сначала ходит одно из созданий одного дуэлянта, затем наступает очередь существа противника. Игрок волен выбирать, кем именно он хочет ходить, — это весьма важно в ситуациях, когда надо кого-то защитить или срочно одолеть. Затем, когда все персонажи сделали всё вероятное и заснули, ход заканчивается, и процесс повторяется. Затягивать партии нежелательно, поскольку после нескольких ходов обычно начинается апокалипсис — либо адский пламя будет появляться по краям карты, либо летающая адская пасть начнёт сжирать тех, кто окажется в ней в конце хода.

В какой-то момент тут показался Андреас из  Pentiment — визуальные стили у игр похожие, так что коллаборация была лишь вопросом времени.

У Inkulinati найдётся чем вас удивить, ведь у томящихся сектантов богатая фантазия. Боевые зайцы усыпляют врагов, показывая им свой зад. Ослы-барды играют на волынке, возбуждая у оппонентов головную боль, — и используют они для этого вовсе не пасть. Бесы создают искры с помощью горючих газов. К счастью, вдали не все способности завязаны на газах — тут и церберы есть, плюющиеся огненными шарами, и коты-епископы, улучшающие характеристики союзников. Созданья, являющиеся помазанниками, наносят удвоенный урон дьяволам и еретикам — последним можно стать, если нанести урон священному персонажу. Бесы, в свою очередность, игнорируют искры и адские пасти — то, от чего получают ранения остальные существа.

Каждая новая локация становится увлекательной головоломкой — используя имеющиеся ресурсы, нужно как можно скорее и эффективнее одолеть противника. В этом помогают особые геймплейные механики. Так, можно толкать противника в сторону любым персонажем. Во-первых, это позволяет переместить врага к своему союзнику, чтобы тому было несложнее драться. Во-вторых, иногда удаётся толкнуть недруга ко взрывающемуся объекту, чтобы нанести ему больше урона. Ну а в-третьих, мишень можно вообще сбросить с обрыва — стен здесь нет, так что доведите бедолагу до края и столкните, чтобы долго с ним не нянчиться. Что интересно, это позволяют делать даже с мини-инкулинатами — если повезёт, дуэль завершится быстро.

Когда на пути стоят созданья, то цель, которую кто-то толкает, проедет мимо них.

Важно помнить и о способностях мини-инкулината. Он не только рисует рядышком с собой существ, но и может влиять на ход боя с помощью жестов. Самый простой жест — толчок персонажа в выбранную сторонку, который можно применить даже на самом себе. В большинстве случаев это используешь для того, чтобы подвинуть кого-то на чернильное пятно — основной ключ чернил. Пятна появляются случайно, а также их оставляют после себя убитые существа, и если к началу вытекающего хода кто-то стоит на пятне, то в следующем раунде игрок получит бонусные чернила. Среди других жестов — исцеление соратников, стирание негативных эффектов вроде кровотечения, обращение врагов в радиусе в еретиков и так далее. Есть также таланты, число которых со времён раннего доступа гораздо выросло. Это «пассивки», позволяющие зарабатывать дополнительные чернила, дающие бонусную защиту существам и так далее, — весьма полезные и сильные модификаторы.

Опасная дорога к успеху

Десятки существ, жестов, талантов — кажется, во всём этом легковесно запутаться. Однако структурно Inkulinati — точнее, её основной режим «Путешествие» — представляет собой рогалик, а потому начинаешь прохождение лишь с четырьмя созданиями, тремя жестами и одним талантом. Остальное собираешь, пока путешествуешь от одного босса к другому, зарабатывая золото и посещая лавки. Или не посещая — всё зависит от того, какой линия выберешь. После большинства этапов у вас есть выбор — либо начать следующий бой ради золота, либо побывать часовню для восполнения здоровья мини-инкулината, либо увеличить количество стартовых чернил в скриптории.

Если посреди путешествия решите посетить торговца, у него удастся купить и жесты, и существ.

Если посреди странствия решите посетить торговца, у него удастся купить и жесты, и существ.

Сражения делятся на три типа. В «Боях зверей» мини-инкулинат вообще не принимает участия — там бьются только существа. В «Логове зверей» уничтожать надо не только врагов, но и места их бесконечного возрождения — в битве с пчёлами, так, это ульи. А в «Столкновении инкулината с дикими зверями» мини-инкулинат есть только у игрока — дерётся он лишь с существами, и довольно их победить для завершения боя. Если пройти усложнённую версию «Столкновения», где врагов обычно больше и они сильнее, то в награду получишь новоиспеченного зверя. Увеличение своего бестиария значительно облегчит путешествие, поскольку даст больше опций — вы можете хватать в бой только пятерых существ и всегда знаете, какие враги будут в следующем испытании, что позволяет подготовиться.

За год в игру добавили немало новоиспеченных существ. Зайцы, собаки, лисы и другие животные, которые были в раннем доступе, остались на месте, а показались, к примеру, обезьяны — каждая из них улучшает свою атаку в конце хода случайным эффектом. Или взять голубей — они не лишь перемещаются по уровням без использования лестниц, но и обладают пассивным навыком «Голубок», который дарует повышенный урон и восстановление здоровья при приземлении рядышком с сородичем. Здесь даже дракон появился — самое дорогое существо, обладающее иммунитетом к нескольким негативным эффектам, заражающее неприятелей укусами и поливающее их огнём. Разблокируешь этих бойцов постепенно, проходя «Путешествие» и зарабатывая очки престижа.

Inkulinati: Обзор странной средневековой стратегии

В прошлогоднем превью Inkulinati я плакался на сломанный баланс, из-за которого некоторые существа оказывались слишком сильными, а этапы с их участием — непроходимыми. В целой версии у меня ничто не вызвало претензии — возможно, из-за появления кучи новых талантов и типов созданий. Я специально полистал описания патчей за последние месяцы и несколько раз натыкался на огромные списки исправлений — и здоровье многим повысили или уменьшили, и некоторые способности переработали. Зайцы, например, раньше не молились в конце хода сами — у них было соответственнее умение, которое нужно было активировать вручную. В «Путешествии» награды тоже изменились — теперь там больше возможностей восстановить здоровье в интервалах между сражениями.

Но некоторые недостатки всё же остались. В частности, огромное количество текста в описаниях существ — рядом с любым умением есть целый абзац, объясняющий механику, а в правом углу экрана появляются расшифровки ключевых слов. Со порой обращаться к этим текстам придётся всё реже, но для неподготовленного игрока информации очень много — и не всегда понятно, какая её доля представляет ценность. Не очень мне нравится и то, что нельзя бросить забег на полпути, не потеряв при этом заработанный престиж — валюту, необходимую для разблокирования новых существ. Иногда очевидно, что сила отряда недостаточно высока для долгого прохождения, и спасающие в случае крахи перья не сильно помогут. Или хочется попробовать сложность повыше, поскольку забег кажется лёгким. Но если падёшь, то всё потеряешь.

В любой момент можно включить режим подсказок и направить курсор на любой объект, чтобы прочитать его описание.

В любой момент можно включить режим подсказок и направить курсор на любой объект, чтобы прочесть его описание.

 Inkulinati и геймплейно, и визуально очень необычная игра, которая наверняка понравится любителям пошаговых стратегий и рогаликов. Ранняя версия была многообещающей, но контента там было маловато, баланс прихрамывал, да и интерфейс выглядел неряшливо. За год всё это исправили, заодно добавив продолжительный «туториал» с кучей испытаний и предложив игрокам ещё вяще причин перепроходить режим «Путешествие». Онлайн-мультиплеер к релизу сделать так и не смогли, но и без него здесь хочется провести не одинешенек вечер, сталкивая противников в пропасти и ошарашивая их газовыми облаками.

Плюсы: необычное смешение жанров, которое на изумление хорошо работает; забавная графика; оригинальные геймплейные механики, делающие из каждого сражения головоломку; наполненный испытаниями порядок обучения, объясняющий каждый элемент игры; множество существ, талантов и жестов — гораздо больше, чем было в ранней версии.

Минусы: обучение повествует много интересного, но оно сильно затянуто; описания персонажей и их способностей по-прежнему представляют собой стены текста.

Оценка игры