Руководство партии Progamer.ru пристально следит за новинками, ловит в эфире анонсы от «Матч.тв» и требует от вашего покорного четко отпечатанной позиции по вопросу. Тут, понимаешь, уже месяц прошел, как Тина Канделаки с положительным лицом вслух произнесла слово «киберспорт», а мы прохлаждаемся.
Эх, где этот телевизор был пять лет назад. У охотников прогейминга после заклинания «киберспорт по тэвэ» больше очи не искрятся. Тяжело, тяжело рядовому зрителю «Доты» и «Контры» (так, в моем лице) нынче пробудить в себе былой душевный подъем. Я тут, ведаете, сижу на берегу бескрайнего моря контента имени Twitch.tv, блаженствую играющими на подключенном к компьютеру телевизоре HD-красками и ну не могу воспроизвести себя излюбленного образца какого-нибудь 2008 года. Вот тогда я бы писал оды прогрессивному руководству отечественного ТВ, вот тогда это было бы круто.
Сейчас — ну неплохо, почему бы и нет, пускайте пробные шары, и мы вместе посмотрим, взлетит оно или не взлетит.
**
Тут вот на Bloomberg.com показалась страница с занимательной статистикой. Если верить графикам, молодежь перестает глядеть спорт по телевизору.
В качестве главной лакмусовой бумажки выступает излюбленный американцами Суперкубок. Тот, который по американскому футболу. Веселый спорт. Несколько лет назад я попытался посмотреть супер-кубковую картинку, за полчаса поспел одуреть от количества местной рекламы и сдался.
По интенсивности сфер на воде Суперкубок — где-то между «Евровидением» и гей-парадами. Никто за пределами Нордовой Америке понятия не имеет, как вообще в этот американский футбол играют, зато твердо каждый год мировой эфир полнится подборками особенно лукавых и эксклюзивных рекламных роликов, чьи премьеры случается именно во пора Суперкубка. Премьеры. Рекламных. Роликов! Звезды кино рекламируют автомашины, собственно киноиндустрия показывает новые кадры долгожданных блокбастеров, Coca-Cola и McDonalds щеголяют высокобюджетным эмоцией юмора.
Отельное медиа-счастье — это шоу в перерыве между первым и вторым таймами (этапами?). В 1993 году NFL пригласили к себе на огонек Майкла Джексона, и с тех пор понеслось. Концерт на футбольном поле тоже глядят даже те, кто не смотрит американский футбол.
Сезон 2015/2016 закончился очередной феерией и падением аудитории на 15%. Причем аудитория 18-34 утеряла аж 20%.
А вот еще Bloomberg скомпоновали результаты опросов в девяти европейских краях плюс США. Кто, значит, сколько спорта по телевизору смотрит. В посредственном по больнице молодежь ведет себя отвратительно и денег спортивной индустрии получать не хочет. Единственные молодцы из группы 18-24 — французы, вбирающие спортивный телеконтент на целых 20% шустрее, чем в целом по краю. Молодые немцы в минусе на 17%, итальянцы — на 21%, испанцы — на 22.1%, британцы — на 33.8%, американцы — на все 45%. Или около того — график на странице уехал так низко, что сайт отказался подавать мне точную цифру, и пришлось прикидывать на глаз.
Рискну предположить, что Россия с ее «Матч.тв» не мощно отстают от западных трендов.
**
К чему это я.
По мне, так телемагнаты что у нас, что за рубежом, попросту проспали молодое поколение. Не все поколение, конечно, но здоровую его доля точно. И, похоже, в конце концов оказалось готово залатать демографическую пробоину киберспортом. Ужас отторжения традиционной аудитории, страх, что движуха не взлетит, ужас, что затея глубоко убыточна, все перебороли, очухались и пошли в рекогносцировку боем.
Конечно, поздний старт — это по нашим меркам запоздалый старт, по их меркам — может и не поздний. Деньги-то не десять лет назад в прогейминг потекли, а лишь вот на днях, аудитория тоже только-только собралась достаточная, ведь истина?
Правда. Но.
Сегодня не столько телевизор нужен киберспорту, сколько киберспорт — телевизору. С моей колокольни видать, что соревнования по видеоиграм и живой геймерский контент в целом на льющийся момент уже успели найти и достаточное количество своих зрителей, и каналы для передачи той же рекламы. Уже тяжело представить, что киберспортивная сцена в принципе может загнуться. Десять лет назад сферой был сплошной туман и почти нулевое понимание перспектив прогейминга, сейчас совсем ясно — дальше будет только круче.
И для этого нам не необходим телевизор. В смысле, если ТВ присоединится к движухе — это будет крепко, но вот чтобы кровь из носу надо было туда прорваться — нет. Поколение онлайна изумительным образом смогло отстроить индустрию интересных ему развлечений в онлайне. А сейчас, когда HD-стримы может свободно смотреть каждый полуторный охотник киберспорта, причем по цене месячного доступа в интернет (где помимо прочего будет доступен безотносительно весь функционал интернета!).
ТВ в свое время не захотело взять на себя риск трудиться с таким непонятным явлением, как киберспорт. А ведь — традиционный кивок в сторонку Южной Кореи — даже практику было у кого перенять! Нет, спорадические проекты запоминались лишь мизерными бюджетами, неадекватной организацией и открытым непониманием каналов, что вообще нужно делать. Параллельно в новинках крутили ролики о людях, слетающих с катушек якобы из-за видеоигр. Продолжают крутить.
Зато сейчас, понимаешь, ESPN, «Матч.тв» и всяким разным европейским каналам необходимо как-то продвигать идею прогейминга в свои массы, а то их молодежь не глядит. Сами виноваты, чо.
К кому они апеллируют? Ну конечно, к уже сформировавшемуся сфере любителей киберспорта. Приходите смотреть телек, без телека вам все равновелико никуда. Отлично, отлично.
Короче, отсутствие киберспорта на ТВ — проблема уже никак не киберспорта. Телевизор мастерит хорошую мину при многолетней плохой игре.
**
При всем при этом, целиком отрицать пользу прорыва прогейминга на голубые экраны таки неумно. Телевидение — не телеграф, и в прошлое еще ни разу не ушло. Доминирующую позицию на базаре медиа ТВ сдает, но ме-е-е-е-е-е-едленно, и да, роль трамплина вполне себе может сразиться. Разница, повторюсь, в том, что если раньше «кибеспорт в телевизоре» был один-единственным осязаемым вариантом развития, то теперь это просто еще одно подспорье. Без какого в крайнем случае можно и обойтись.
Что же телек может дать прогеймингу?
Во-первых, да, он может дать ему неплохой такой толчок к развитию. Чем привычнее становится киберспорт для сферического мещанина в вакууме, тем легче вырастить в нем активного зрителя и тем легче распродавать рекламные слоты. От вящего общественного признания не отказались бы ни собственно прогеймеры, ни их команды, ни киберспортивные лиги, ни разработчики игр.
Раздувание собственной важности в посторонних глазах в надежде продаться подороже, правда, похоже на мыльный пузырь. Когда оные трескаются, плохо становится решительно всем участникам плясок
Опять же, проталкивая киберспорт, телеканалы не за идею трудятся, они хотят поправить себе статистику. Как бы мы нашу онлайн-черепаху не сменяли на телекролика.
Вот что я бы действительно хотел увидеть от прихода ТВ в движуху — это новоиспеченные качественные форматы подачи контента. Здесь киберспортивной сцене реально есть чему поучиться. На этот момент никто из «наших» особенно не ограничивает себя в плане протяженности игр/передач. Турнир может начаться в девять утра, а закончиться в три ночи. Причем с шести вечера до десяти в играх будет пауза по причинческким технинам.
Этот разброд давным-давно пора прекращать. Я как один отдельный упоротый фанат, может быть, смогу выглядеть весь The International от начала до конца. Я как часть компании, собирающейся посмотреть нетривиальную передачу, не буду сидеть у ящика с утра до ночи. Я хочу, чтобы финальные игры железобетонно стартовали в субботу в шесть вечера и закончились не запоздалее девяти. В крайнем случае — десяти.
Еще пример. Я, скажем, не играю в Counter-Strike: Global Offensive, но финал какого-либо большого Dreamhack’а с радостью посмотрел бы. Если бы твердо ведал, когда он стартует. Мне абсолютно все равно, насколько крутой киберспортивный марафон у вас тут идет, сколько продолжается каждая серия между командами, сколько переигровок было назначено и что у вас там с арендой помещения. Меня как зрителя ни одна из этих проблем не прикасается. Если финалы стартуют в семь, я приду посмотреть, если нет — до рандеву, я симпатизирую CS:GO, но не настолько сильно.
Причем проблема строгого расписания и удобоваримого формата прикасается не только трансляций, но и соревнований в целом. Ваш покорный уверен: если к устроителям очередного прогеймерского гриндана на 72 часа сряду придут серьезные дяди из телевизора, возьмут устроителей за увлекательные места и заставят работать так, чтобы самые интересные баталии не начинались под утро, возвысится и аудитория трансляций, и аудитория в непосредственно зрительном зале.
А что, пускай ТВ по-настоящему поработает над киберспортом хотя бы в рамках своего профессионального поля. Вот это, я нахожу, будет уже дело. Twitch.tv и компания сколько лет движуху поднимали, а вы пришагали на все готовенькое.