Живо для платформы:
Работа такая — выживать!
Dead Age обладает всеми предзнаменованиями типичной survival-игры. Но тут важно не наличие или отсутствие оригинальности, а то, как отработаны элементы игрового процесса. Так вот, проработаны они на достойном уровне.
Мы хватаем на себя роль молодого человека, который, оказавшись посреди зомби-апокалипсиса, вначале ищет свою пропавшую сестру, потом находит её уже заражённой, со слезами на глазах сносит ей башку и попадает в лагерь выживших. Естественно, практически сразу же он становится новоиспеченным лидером, от которого теперь зависит жизнь остальных.
А выживать непросто. Прохождение расшиблено на дни, и сохраняется прогресс только по окончании очередных суток — если померли до этого, начинайте новую игру. Чтобы этого не случилось, необходимо правильно развивать персонажей, собирать важные для выживания ресурсы (еду, материалы, инструменты) и грамотно распределять долги среди подопечных.
У каждого из выживших, число которых исподволь растёт, есть как боевые, так и ремесленные способности. Поэтому можно основывать узких специалистов. Кто-то будет в основном ходить совместно с вами и сражаться, используя свои продвинутые навыки в обращении с тем или другим видом оружия, а кого-то лучше «затачивать» под работу в стане. Там можно охотиться, собирать растения, «крафтить» оружие, панцирь или аптечки, а также охранять остальных.
За каждую обязанность отвечает собственный навык — Survival, Crafts, Medical, Cunning. Они же помогут и во пора случайных событий за пределами лагеря. Сможете ли вы открыть кинутый автомобиль, не поранившись и не активировав сигнализацию (а на шум сбегаются мертвяки), сумеете ли протесниться в пещеру или отвлечь внимание врагов, чтобы группа смогла скоро пробежать дальше, — шанс на успех в каждом из случаев зависит от степени «прокачки» соответствующего умения. Правда, почему-то Cunning отвечает и за эффективность охраны станы, и за взлом замков, но спишем это на загадочную немецкую логику…
Пошаговые испытания
Возиться с персонажами, экипировать их, «прокачивать» и перераспределять на ту или другую работу придётся много. Кто-то, например, после очередной вылазки в лес или на шоссе в розысках ресурсов уже на ладан дышит — в следующий раз его лучше оставить трудиться в лагере, где здоровье постепенно восстанавливается. Правда, если охраны немного, а угроза вторжения зомби или бандитов велика, то и там могут уложить (а также прихватить ценные ресурсы). Но всё это приятная возня, от какой напрямую зависит выживание группы.
Со сражениями ситуация сложнее. Как я уже произнёс, они реализованы в пошаговом JRPG-стиле, но выглядят куда примитивнее: вы и соперники стоите товарищ напротив друга и в свой ход бьёте тем или иным оружием, используете объекты из инвентаря, а также атакующие или защитные умения, чтобы, так, сбить врага с ног или подлечить союзника.
Собственно, на этом всё: ни комбинаций, ни лозунга помощников, ни даже возможности уйти в защиту нет. Единственная тактика заключается в том, чтобы аккуратно использовать огнестрельное оружие (патроны в большенном дефиците), чаще бить врукопашную (поэтому ближний бой необходимо «прокачивать» всем!) и «выносить» в первую очередь самых опасных противников.
При этом на любой доступной локации нужно пройти пару десятков таких равных, рутинных схваток, чтобы добраться до цели миссии или до значительного «босса». Да и сами уровни особым разнообразием не блещут — длинное время вам вообще будут доступны только лес да шоссе в ночном или дневном варианте, какие отличаются лишь силой врагов и попадающимися там ресурсами. Случайные события на них, несмотря на тяни обязательный в таких случаях «рандом», также постоянно повторяются.
С иной стороны, эта рутинная работа тоже очень важна и здорова — вы зарабатываете опыт, собираете ресурсы и выполняете многочисленные испытания на смертоубийство разных типов недругов, за которые вам выдают особые медали. За эти медали после можно разблокировать новые классы персонажей (солдата, медика, инженера) и получить бонусы, какие будут доступны при новом прохождении.
Любовь во время чумы
Не обошли стороной авторы и такую значительную составляющую всех игр про выживание, как нелинейность и моральный выбор. Разумеется, в Dead Age нет такого же накала, драмы и действительно сложных, закрученных дилемм, как, так, в The Walking Dead от Telltale Games. Но всё же иногда задумываешься и сверяешься с совестью. Стоит ли поделиться едой с голодным молокососом, когда у тебя и так пищи в обрез? Прийти ли на помощь двум бедняжкам, окружённым зомби, когда всем твоим персонажам уже неможется? Согласиться ли напасть на группу других выживших, чтобы получить от бандитов отличное оружие в дар?
Более того, в Dead Age, помимо случайных событий и рутинных миссий на смертоубийство тех или иных врагов и сбор ресурсов, есть ещё и достаточно увлекательный сюжет — мы должны починить радиовышку, добраться до города к дате всеобщей эвакуации и в итоге избавить мир. И там тоже периодически приходится ломать голову: принимать ли в стан новых людей, что увеличит потребление ресурсов; кого обвинить в покушении на одного из значительных персонажей; с кем из девушек крутить роман?..
Вообще, отношения с напарниками надо выстраивать чистоплотно и правильно — они могут и обидеться. Одна из новоприбывших девушек, так, сначала просит помочь ей найти оружие её погибшего бойфренда, а после наотрез отказывается отдавать его кому-то ещё, хотя стрелок из неё неважный. Не всем в группе это нравится, и тут вы должны разрешить, как поступить. В зависимости от ваших действий можно получить шесть различных концовок.
Dead Age — ещё одна «выживалка» про зомби, но со своими особенностями. И слава господу, что фирменный юмор Silent Dreams в их число не вошёл. Немцы, разумеется, по инерции ещё шутят — позволяют нашему герою флиртовать с различными дамами в лагере выживших и называют свою боевую систему Final Fantasy-style turn-based combat, желая она так же далека от FF, как далёк юмор Grotesque Tactics от комедийного угара South Park: The Stick of Truth.
Но это, так произнести, остаточные явления. Более того, местами тут, наоборот, становится скучновато — чересчур однообразные сражения и локации. Впрочем, это уже издержки жанра. В цельном же Dead Age — серьёзная, основательная и комплексная игра, которая, я уверен, понравится всем охотникам суровых survival-испытаний.
Плюсы: интересный сюжет; проработанная survival-механика; присутствие профессий; неплохая ролевая система; есть нелинейность и моральный выбор.
Минусы: монотонные и не слишком занимательные драки, мало интересных локаций.