Совершенно недавно в редакционной статье об «Играх, которые мы забросили» я вспоминала про Oxygen Not Included и её высокий порог вхождения. Смилостивившись надо мной, в комментариях читатели сразу же накидали более лояльных к новичку симуляторов колоний и посоветовали не устанавливать крест на жанре. Среди предложенных игр оказалась и Ratopia, которая ещё в мае покинула ранний доступ, получила множество позитивных отзывов и затем… была рефанднута Яном Грибовичем. И очень зря!
Я не была ограничена двумя часами рубрики, потому мелочиться не стала и провела в игре несколько бессонных ночей. Опробовала каждую новую технологию, построила огромный мегаполис, основала секту, прельстилась тоталитарным режимом с казнями и неподъёмными налогами, превратила обычную крысу в Джокера, бросила на произвол судьбы город в осаде и успешно задушила бунт. Спустя 30 часов захватывающих приключений с уверенностью могу сказать, что мы зря пропустили Ratopia! С каплей фантазии прелестный симулятор колонии про крыс превращается не просто в захватывающее приключение, а ещё и в генератор смешных ситуаций, от которого просто невозможно отлипнуть.
Королева в изгнании
Когда убивца крысиной королевы не преуспели, она вынуждена бежать из родного дома и основать новое поселение. Для этого придётся проделать тяни путь на вершину с самого начала и замарать руки тяжёлой работой. Закапываться в землю за ресурсами, собирать еду, валить деревья и подготавливать всё к потоку беженцев со всей округи. При этом игрок управляет не только колонией, но и самой королевой, какая может раздавать приказы, заниматься разведкой, помогать со строительством и даже вести своих подданных в бой.
На ранних этапах носиться по поручениям и помогать строить город довольно весело, особенно когда в колонии ничего не происходит. Заодно можно освоить механики, покойно осмотреться, увидеть все процессы своими глазами и покопаться в древе технологий.
Самое важное здание, доступное разом, — это вход в город, куда каждый день будут приходить поселенцы. И так как жители — не только сердце итого города, но и дешёвая рабочая сила, королеве необходимо выбирать очень тщательно. Ведь крысожители попадаются весьма разные.
Одни любят тратить деньги, интроверты реже нуждаются в развлечениях, а пацифисты не хотят воевать. Есть те, кто не обожает лидера или ненавидит платить налоги (таких сразу надо посылать прочь), а иногда попадаются грязнули или противники коек. В дополнение к чертам характера у каждого крысожителя есть и свои характеристики, которые помогают им быстрее освоить ту или другую профессию. Сильных поселенцев можно отправить в кузню, ловких — выступать в театре, а умных — посадить в научную лабораторию.
Идеального поселенца сложно отыскать, поэтому придётся смириться и брать что дают. По крайней мере, в самом начале.
После приглашения в город любого крысожителя можно переименовать. Я этим воспользовалась и назвала поселенцев именами своих друзей и знакомых в соответствии с их чертами нрава. Сразу появилось чувство ответственности, потому что теперь это не просто будущие налогоплательщики, а почти что родные люди! А уж сколько забавных историй потом можно рассказать! Ведь крысожители — не болванчики у станков. У каждого — своё расписание и поручения, житейские трудности, личностные конфликты, параметры довольства и квесты. Конечно, экскременты, как в Cult of the Lamb,
они пробовать не захотят, но мольб будет предостаточно.
Квесты крысожителей часто помогают подготовиться к грядущим трудностям. Без этих намёков я бы не догадалась заблаговременно построить грядки и ферму к зимовке или основать лагерь воинов.
На низком уровне сложности (для новичков самое то, чтобы освоить механики, пережить первоначальный год и разобраться в древе технологий) Ratopia довольно лояльна к игроку. Можно изучать и строить необязательные здания, расходовать время на декор и соблюдение симметрии, путешествовать и не сильно заморачиваться со строгой последовательностью действий.
Что уже лучше, чем в Oxygen Not Included, где даже на первой сложности от неприятностей не будет отбоя едва-едва ли не со старта. Да, со временем в жизнь Крысотопии ворвутся и неприятности: набеги зомби-крыс, саранча, потопы или заморозки, но игра желая бы предупредит о грядущих проблемах.
Но даже без намёков со стороны игры новые технологии хочется изучать и самому, ведь в этом меню столько итого интересного: тюрьмы, больницы, школы, полицейские участки и даже банки! Ну как тут удержаться и не взять курс на светлое грядущей?..
Путь в Крысотопию
Первым жителям многого не нужно: поспать они могут и на полу, поужинают пшеницей или сырым мясом, а из забав у них будет разве что грустная крыса в цирке. Но любопытство лидера — двигатель прогресса, поэтому со временем колония будет обрастать нововведениями. В Крысотопии появятся лесопилка и прочие станки для переработки ресурсов, а сразу после этого возникнет потребность в новоиспеченных рабочих руках. Колония начнёт постепенно расти, как и запросы её жителей. Придётся позаботиться о комфорте, гигиене, лакомой еде и новых развлечениях.
Простенькая землянка начнёт превращаться в огромный мегаполис. Закончились рабочие часы — можно сходить в школу или на манеж, выпить пива, приобрести одежду или другие предметы, которые раньше считались роскошью и доставлялись из соседних городов. А королева тем порой будет выдавать чертежи для строительства, следить за казной и собирать налоги, отправлять разведчиков и общаться с другими поселениями, а также любоваться колонией на самообеспечении. Подобный расслабленный геймплей хоть и не предполагает особых трудностей, но отлично подходит для общего ознакомления с механиками и станет предлогом попробовать что-то посложнее.
В данжи с мини-боссами королеве стоит соваться только со стражниками, лекарями и продвинутым оружием.
На всех степенях сложности выше первого расслабляться и спокойно строить утопию так просто не дадут, ведь каждые несколько дней на нас сквозь тоннели будут нападать зомби-крысы. В обучающем режиме все их поползновения легко отбить в одиночку, но чем сложнее, тем больше таких набегов. Дошло до того, что на меня одновременно нападали с трёх сторонок огромной базы, жгли и уничтожали постройки, убивая при этом и крысожителей, — пришлось пересматривать приоритеты и спешно строить казармы.
В уникальной постройке можно собрать свою стражу в один отряд и приказать ей сопровождать государя. А затем — выдвигаться в рейды, чтобы уничтожать зомби в местах их спавна, прежде чем они смогут атаковать базу.
Один-единственный существенный недостаток игры для меня связан, пожалуй, с невозможностью максимально отдалить карту и одним глазом присматривать за поселением во пора таких походов (режим камеры не в счёт). Когда дел становится слишком много, а зима близко, хочется высланного управления, чтобы отдавать приказы крысам не будучи на базе. Конечно, со временем появятся и железная дорога, и лифт для скорых перемещений по карте, и полицейские участки для поимки преступников и рабочие для починки сломанных станков — но до этого момента доводится разрываться между обязанностями и микроменеджментом.
Во время одного из моих походов единственный мясник зачем-то ушёл промышлять ресурсы, застрял и обрёк всю колонию на голодание. А когда я вернулась домой, чтобы разрешить ситуацию, а заодно соснуть и восстановить здоровье, город ещё и атаковали со всех сторон…
Внезапная дистопия
С ростом поселения светлое и наивное жажда подарить своим крысятам утопию тает на глазах. Во-первых, выданная в начале игры сумма денег всё уменьшается и уменьшается — доводится изобретать каменную скрижаль и облагать жителей налогами. Те сразу же начинают возмущаться — как же так, жили хорошо, а тут вдруг ещё и платить надо?! — и начинают массово занижать параметр счастья.
Вероятно, дело в моём грамотном подходе к налогообложению. Королева-гуманитарий — скорбь в стране.
И даже после введения налогов монетки приходится собирать вручную. Чтобы не отвлекаться ещё и на это, надо поставить святилище Крысы. Или нанять сборщика налогов, а это излишний рот в и без того нищем государстве! В общем, пройдёт немало времени, прежде чем королева найдёт идеальную формулу налогообложения, какая не будет загонять крысожителей в депрессию, но одновременно не позволит им сильно богатеть и утаивать деньги от короны.
К счастью, настроек для этого немало. Можно взимать деньги за пользование постройками вроде туалета или цирка. Или ещё сильнее разъединить общество, повысив стоимости на хлеб и мясо, чтобы только богатые крысы могли позволить себе подобную роскошь. Создать зона для среднего и высшего классов, оставив бедняков гнить в гетто под землей. Главное, не слишком часто трепать нервы крысожителям — они многое могут стерпеть, прежде чем взбунтуются, но терпение спозаранок или поздно подходит к концу.
У Крысотопии будет полно и других проблем — саранча, заморозки, нехватка еды, потопы, заболевания, смерти, войны с другими поселениями, поджоги, кражи, постоянные набеги то зомби, то ласок или ящериц… Но ничто не поспорит с социальными экспериментами и неудачными решениями его королевского величества, которые могут как привести колонию к абсолютной утопии (за это даже достижение подают), так и ввергнуть страну в хаос и беззаконие… Такой исход гораздо интереснее!
Однажды мой город создал самого натурального Джокера. Крыса выступала в цирке, впала в депрессию и очень скоро стала преступником-рецидивистом, который поджигал туалеты ради забавы.
До финала Ratopia я так и не добралась — чересчур уж увлеклась этими самыми экспериментами и даже не пыталась достичь одной из побед. Ведь гораздо интереснее учить технологии; открывать карту и налаживать торговые отношения с другими поселениями; находить новые ресурсы; автоматизировать производство; исследовать работоспособность законов; строить пункты для казни рецидивистов; пытаться удержать в узде сотню крысожителей и создавать десятки уникальных историй.
Плюсы: милый визуальный манера; увлекательный геймплей со множеством активностей; низкий порог вхождения — игра даёт время освоиться; можно основывать уникальные поселения при каждой новой попытке; возможность не только следить за колонией, но и играть за персонажа, как в Terraria; присутствие крысиного дома удовольствий.
Минусы: невозможность делегировать обязанности и куча микроменеджмента, особенно во время вторжений.




