Есть в Германии скромная компания Toplitz Productions, какая занимается изданием небольших игр, помогая молодым коллективам разработчиков. Мне эти баварцы запомнились прежде всего участием в релизе увлекательной футбольной стратегии  Football, Tactics & Glory пятилетней давности, хотя были у них и более заметные и успешные проекты — так,  Medieval Dynasty, которая по итогам 2021 года вошла в список лучших проектов в Steam Early Access (90 % позитивных обзоров, более 26 тысяч рецензий).

И вот что интересно: этих самых «династий» у Toplitz Productions целая стопка, причём у большинства разные разработчики. Кроме громко заявившего о себе симулятора средневекового европейца, есть игры про фермера и про лесоруба, в начине этого года вышла  Wild West Dynasty, а теперь готовятся ещё два проекта — Pirate’s Dynasty и Trucker’s Dynasty — Cuba Libre.

Ныне расскажу о самом свежем представителе этого немного странного тематического набора — о  Sengoku Dynasty, посвящённой будням старосты в японской деревне эпохи Сэнгоку.

Средневековый коммунизм

Как вы уже постигли, объединяет все эти проекты, кроме слова dynasty в названии, геймплейная формула: мы, играя за одного-единственного протагониста, строим собственное поселение в том или другом сеттинге, но не занимаемся этим в одиночку, а принимаем помощь других персонажей, которые и составляют ту самую династию. Получается сплав градостроительного симулятора, производственной стратегии и выживача с системой развития героев, при этом поступок обязательно происходит в большом открытом мире с видом от первого или от третьего лица.

Кастомизацию персонажа не завезли — ожидайте обновлений.

Не стала исключением и Sengoku Dynasty. Наш главный герой — беженец, который после кораблекрушения приходит в себя на отдалённом побережье. Необитаемым его не наименуешь — здесь есть такие же беженцы и местные жители, но, в отличие от остальной Японии, эта местность выглядит практически незаселённой и лишь и ждёт того, кто сможет построить здесь целое государство.

Персонажи часто упоминают в диалогах некое Крестьянское королевство как идеал пункты для жизни. Крестьянское королевство, или Кага-икки, — теократическое феодальное государство, существовавшее в центре Японии в XVI веке и воображавшее собой конфедерацию крестьян, монахов, священников и дзи-самураев, исповедовавших буддизм Дзёдо-синсю. При таком раскладе у простых людей, видимо, было куда вяще прав и каких-никаких возможностей участвовать в политике, чем при обычном феодализме, — неудивительно, что о Крестьянском королевстве здесь грезит любой встречный, а беженцы и вовсе думают, что попали именно на его территорию.

Не удивляйтесь обилию специфических терминов из японской истории и присутствию диалогов: разговаривать с NPC придётся едва ли не больше, чем строить свою деревню, во всяком случае первое время. При этом диалоги пять прописаны, почти никогда не сводятся к скупому «Привет, как дела?» и раскрывают мир игры — любители эпохи Сэнгоку наверняка останутся довольны. Квесты тоже симпатично удивили: задания линейны, зато помогают исследовать карту и рассказывают полноценную историю.

Настоятель монастыря на юге карты — негласный владыка здешних земель. Именно у него необходимо получить разрешение на строительство новой деревни.

Настоятель монастыря на юге карты — негласный владыка здешних земель. Собственно у него необходимо получить разрешение на строительство новой деревни.

В целом к антуражу Японского средневековья авторы пришлись с душой. Заметно это как в разговорах с NPC и квестах, так и во внешнем оформлении: интерфейс, заставки, меню — получилось очень атмосферно.

Опять труд?

Стилистика и сеттинг — это, конечно, замечательно, но мы-то пришли сюда домики строить, а не только за цветением сакуры в собственном саду следить. Что там с геймплеем?

Сразу скажу, что предстоит очень много работать самостоятельно, без оглядки на династию. В самом начале, когда обитателей собственной деревни ещё нет, приходится эту самую деревню возводить в одиночку. Здесь Sengoku Dynasty сильно напоминает типический выживач: собираем палки и камни, из них крафтим топор и другие примитивные инструменты, а дальше всё по знакомой схеме — от несложного к сложному.

Если копьё или кирку можно сделать вручную, то для более продвинутых вещей понадобятся верстаки и отдельные пролетарии места, которые, в свою очередь, требуют специализированных зданий — например, столярной мастерской. Ручной крафт, на мой взор, немного затянут — чтобы построить обычный домик со спальным местом (сон позволяет пропускать время), придётся немало помахать топором. К тому же ресурсы, даже самые несложные, не сосредоточены в одном месте: например, в поисках травы и бамбука мне пришлось побегать.

На постройку небольшой деревни удалится порядочно времени даже без учёта сбора ресурсов.

Но ведь у нас должна быть целая династия, так зачем трудиться самому? И правда, изредка на карте можно встретить беженцев, которые после уговоров соглашаются присоединиться к вам. Любому требуются дом и кровать — получив койкоместо, житель сможет внести достойную лепту в развитие поселения. Надо лишь гарантировать его инструментами (они, кстати, ломаются — имейте в виду) и разобраться в запутанном интерфейсе вкладки «Работа». Получается своеобразная градостроительная стратегия, в какой изменилось лишь положение камеры… или нет.

Вместе веселее?

Помню, в детстве, играя во что-нибудь вроде  Stronghold, я обожал наблюдать за тем, как «живут» мои юниты: трудятся в полях, перетаскивают товары со склада, отдыхают в таверне. Здесь же созерцательный элемент сведён к минимуму: можно увидать деревенский быт благодаря камере от третьего лица, но разработчики этим никак не пользуются. Схематичность сразу бросается в очи и моментально ломает атмосферу — дровосек не рубит деревья, а бесцельно бродит по лесу, брёвна же сами по себе являются на лесопилке спустя некоторое время. Может быть, в будущем авторы уделят детализации работ больше внимания, но пока можно следить лишь за тем, как рабочие вяло машут инструментами у станков.

Нет даже переноса ресурсов персонажами — все созданные или собранные ими предметы волшебным образом возникают на соответствующих складах, а специальные хранилища открывают общий доступ к ресурсам из разных деревень (да, тут можно управлять сразу несколькими поселениями). Караваны? Отображение заполненности складов? Постепенно отступающий под напором дровосеков лес? Ни к чему нам это!

Настройка рабочего места. Разобраться получилось не сразу.

Настройка пролетария места. Разобраться получилось не сразу.

Возможно, всё это появится ближе к релизу, но сейчас мотивации развивать поселение нет: это ничего не изменит, за исключением числа домиков и статистов на улицах. С одной стороны, самому собрать и накрафтить необходимое куда проще, чем ждать, когда обитатели забьют склады нужными ресурсами, а с другой — работать превращается в унылое занятие. Возможно, когда деревня разрастётся до десятков обитателей, дело пойдёт веселее, но уж чересчур долго этого ждать: «гриндволл» никто не отменял.

Ух, как печёт

Путешествовать по совсем не маленькой карте оказалось увлекательнее. Кроме нашей деревни тут есть и другие, полные жителей, с которыми можно поболтать о новостях или обменяться товарами. В лесах порой встречаются дикие животные и бандиты — ни те ни другие, впрочем, особой опасности не представляют и становятся лёгкой добычей даже для вооружённого несложным копьём героя. Игру можно назвать красивой по меркам мультиплеерных выживачей (здесь тоже есть кооператив), если не вглядываться вдаль: ближней к горизонту ландшафт тонет в дымке или сливается в мутную мазню.

Карта большая и из-за этого кажется пустой.

Карта большая и из-за этого кажется порожний.

Но какой ценой даются эти красоты! Не зря игру ругают в Steam — оптимизация оставляет желать лучшего. Я, например, подновил hotspot на своей 3070 Ti, несмотря на то что настройки графики далеко не максимальные, а частота кадров предусмотрительно заблокирована на 60 во избежание излишней нагрузки на железо. Пришлось признать: не настолько я люблю Древнюю Японию, чтобы возвращаться к игре после завершения труды над статьёй.

Смена сезонов пока играет косметическую роль — фермерство лишь в планах разработчиков.

Sengoku Dynasty потрафила в типичную западню раннего доступа: контента мало, механики и баланс не отлажены, а плохая оптимизация вставляет палочки в колёса тем, кто хочет насладиться этой малостью. На то она и бета-версия, чтобы привлечь внимание уникальными фичами, ради каких можно было бы потерпеть и подождать релиза. Но беда в том, что здесь ничего подобного не найти: хотите нормальный выживач — играйте в проекты соответственного жанра; нужен градострой — тот же совет; душа просит симулятора династии, которым вроде бы и должна быть труд Superkami, — попробуйте  Medieval Dynasty, которая выглядит куда симпатичнее.

 Sengoku Dynasty на фоне подобных проектов выделяется лишь сеттингом. Если ваши чувства к средневековой Японии помогут пересилить проблемы раннего доступа — смело принимайтесь за стройка своего Крестьянского королевства. Остальным же лучше дождаться хотя бы полной версии.