Живо для платформы:
Torment: Tides of Numenera: обзор
Герой мешком муки сваливается с неба и ломает аппарат, способный в теории спасти от Скорби. Однако удар о землю, вышибивший бы дух из любого, нашему Икару нипочём. Ведь он бессмертен, как и его созидатель, — вместо ада и других неприятных вещей он углубляется в собственное разум, откуда выныривает в реальность через портал. Вуаля — и он воскрес. Спокойная способность — жаль, она не отменяет последствий того, что натворил Меняющийся Бог, пока ходил в оболочке Отверженного. Начиная с мелких пакостей вроде взятой «на почитать» и невозвращённой книжки до вечно рыщущей по пятам Скорби.
Будто этого немного, нас окружает уйма непонятных вещей, артефактов исчезнувших цивилизаций, от громадин размером с дом до карманных чудес — тех самых «нуменер». Отдельный технологии нашли применение у аборигенов — например, ракетным двигателем плавят металл на подземном заводе, а роботы помогают людям на правах прорабов. Лишь большинство аппаратов — неподвластная уму диковина. С ними можно взаимодействовать, но в лучшем случае герой проглядит флешбэк чужих воспоминаний, а в худшем… Сломав существующие разом в нескольких измерениях часы, погружаешь во тьму целую локацию; засунув нос в чудо-зеркало, призываешь зомби; коснувшись не той клеммы, получаешь разряд электричества. Никогда не ведаешь наверняка, чем чреват контакт с тем или иным механизмом, но, играя за бессмертного гомункула, так и карабкаешься в эксперименты: иначе зачем мы здесь? Тем более машинерия блещет, искрит и переливается, как концертный костюм Филиппа Киркорова.
Добавьте к руинам восьми вселенных инопланетян, мутантов, магов (здесь их называют «нано»), каннибалов, чудовищ стихусов, напоминающих моллюсков из фильма «Район № 9», чтобы проникнуться обаянием Torment: Tides of Numenera. Прелесть игры в том, что за дюжиной локаций чувствуется огромная вселенная, а за чудаковатыми персонажами — предыстория Девятого вселенной. Казалось бы, при чём тут парень, заново изобретающий карате? Или робот, грезящий о потомстве? Или спятивший искусственный интеллект, который ополчился против «кусов мяса»?
Ни бога, ни пана — одни наркоманы
Чтобы не заскучать, герой разыскивает себе попутчиков. Но выбирать их стоит с умом. Играя за политика и умника, ловко избегающего конфликтов, лучше обзаводиться коллегами с рослым показателем интеллекта — такими, как застрявшая между измерениями колдунья Каллистеж. Зато в сражениях не раз выручит молодецкая дурь Эрритиса. Сбалансированная команда подаёт, как несложно догадаться, золотую середину — и гробницу вскроешь, и хулигану забрало сломаешь.
Выбор попутчиков связан с тем, что на любое действие, будь то в пошаговом сражении, в разговорах на повышенных тонах либо в изучении машин, доводится тратить очки того или иного параметра. Хочешь стукнуть — вложи силу, желаешь переспорить — укрепи реплику аргументом. По-иному шансы успеха низки, а опираясь на опыт знакомства с игрой, можно произнести, что вероятность в 50 % — уже, считай, провал. Восполнить же показатели товарищи могут только при помощи инъекций, купив их у торговцев либо отыскав в очередном неприветливом месте. Как вариант — пойти поспать, однако пункты для ночлегов встречаются нечасто, да и мир не замирает на ночь на месте.
Неубиваемость Отверженного авторы компенсируют фрустрацией: хотя диалоги составляют основу геймплея, зачастую в них нет верных и неправильных реплик, а предмет обсуждения редко бывает удобопонятен. Поэтому ремонт поломанного из-за падения Отверженного конструкции превращается в миссию толщиной с учебник философии — разобраться, что вообще выходит. А там недалеко и до осознания природы Меняющегося Бога и преследующей его Скорби. Попутно разбираешься с проблемами здешних жителей. Вожак бандитов требует расследовать убийства своих подельников, от каких маньяк оставляет лишь мокрое место да отрубленные пятерни рук, бездомные дети просят спасти приблудного стихуса, мутант у порога хирургии — поддержать определиться, что лучше: могучие мышцы или красивая внешность.
И в любом случае есть свобода действий. Можно отыгрывать отморозка, разламывающего музейные экспонаты, по-бретёрски лезущего в каждую драку, предающего всех и вся, — произнесём, вернуть молодую рабыню жестокой хозяйке или обречь того же ребяческого питомца на смерть. Да что там, пробраться в логово стихусов и раздавить все их яйца — вот вам поступок с ароматом напалма поутру. А не нравится злодейство — сейте разумное, добросердечное, вечное. Никто не назовёт героя ни негодяем, ни своим в доску: нравственность в Девятом мире регулируют потоки разных цветов — алые, золотые, синие, — от которых в конечном итоге зависит развязка.
У Tides of Numenera в принципе особый лексикон, что тоже сбивает с толку — помимо явлений, когда шизофреники делятся ценной информацией, а учёные попусту льют воду. Денежки здесь называются шинами, артефакты — нуменерами, сражения — кризисами, трусы — героями, тленные — богами, и наоборот. Сложно понять описывающие что-либо тексты? Это вы ещё с здешними психами не общались. На протяжении всего сюжета не покидает эмоция наркотического трипа: хорошо, когда это связано с неожиданными открытиями, но нехорошо — когда навеяно разговором с каким-нибудь чемпионом Пустоши, мучащимся шизофазией.
Тем не немного в игре есть внутренняя логика. Она прекрасна и неумолима. Тут никто ничего не делает просто так: чтобы использовать воздействие политика, нужно совладать со стихусом на свалке, для перемещения из города в город — разрешить проблемы владельца дирижабля. Обиженный персонаж не станет говорить с героем, проваленное задание оборачивается неожиданной возможностью, а расследуя серию смертоубийств в Подбрюшье, не удивляйтесь тому, что за ночь появится ещё один тело. Даже суперменские свойства Отверженного срабатывают как надо: вот его уложили задиры из Долины Забытых Героев, но, поскольку он тут же воскрес, обидчики в ужасе разбегаются. Эта вариативность наряду с демонстрацией обширного и насыщенного мифологией мира через его доля — второй весомый плюс RPG.
Разработчики намеревались водрузить и третий — систему кризисов. Сама по себе идея неплоха: можно закончить бой беседой с главарём противников и решить конфликт полюбовно. Однако на практике пуще имеешь дело с обратной стороной медали: пошаговые свалки с расходом очков действия на перемещение и приёмы, где единственный предлог взбодриться — сообщение о критическом ударе.
«Жизнь прожить — не поле перебежать»
Насколько сложно дать представление о Tides of Numenera в обозренье, настолько же непросто догадаться, чем именно она зацепит того или другого человека. Одним придётся по душе её размеренный темп, иным — антураж Девятого мира, где фантастические технологии соседствуют с дикостью. Кому-то понравится история, а некто благодаря ей задумается над ценностью жизни и неотвратимостью смерти. Отыщутся ценители и визуального стиля, и эмбиента от Марка Моргана (Mark Morgan). Другими словами, причин сесть за произведение inXile достаточно.
Проблема Torment: Tides of Numenera в товарищем. Конечно, это замечательное приключение на десятки часов, сдобренное юмором и цитатами для гастрономов, от намёков на Сервантеса (Miguel de Cervantes) до заимствований из современной фантастики: так, попутчица героя Каллистеж срисована со Сьюзен Джеймс из романа «Ложная слепота» канадского беллетриста Питера Уоттса (Peter Watts). Но лёд под великолепием тонок. Беготня из локации в локацию, докучающие битвы, периодические столкновения со стенами лишнего текста крепко обесценивают вариативный сюжет. И то, на что рассчитывали авторы, здесь запросто не срабатывает — чтобы повторно пройти игру, нужно быть весьма сосредоточенным и увлечённым фанатом жанра. Что, впрочем, не мешает получить от неё одноразовое, но стоическое удовольствие любому из нас.
За копию Torment: Tides of Numenera благодарю нашим друзьям с GOG.com, совместно с которыми мы разыгрываем два ключа к игре. Чтобы участвовать в розыгрыше, довольно оставить комментарий под обзором, а победителей определит случай.
Плюсы: увлекательная подача вселенной Numenera Монте Кука (Monte Cook); пунктами интересные диалоги; масштабный сценарий со свободой отыгрыша и последствиями поступков; вагон и тележка безумия (в неплохом смысле); побочные задания хочется пройти до конца.
Минусы: немощная боевая система; плохо раскрыты мотивы и психология персонажей.