В какой-то момент созидатель Thomas Was Alone Майк Бителл (Mike Bithell) вместе с коллегами из Bithell Games решил заняться проектами по популярным лицензиям — то John Wick: Hex выпустит, то TRON: Identity. Все его игры лаконичны, но неплохо передают атмосферу первоисточников. TRON: Identity, к образцу, — добротная визуальная новелла, познакомившая фанатов вселенной с заброшенной пользователями Архисистемой, за контроль над которой воюют местные фракции. Заканчивается игра быстро, да и геймплея там особо нет — всё держится на сюжете. Теперь у нас есть TRON: Catalyst, где оба недостачи попытались исправить.
Красиво, но пресно
На сей раз мы играем за Эхо — курьера, которая развозит посылки по Архисистеме. Одна из посылок вдруг рвётся, и героиня попадает к диктатору по имени Конн, который заинтересован способностью Эхо перемещаться во времени. Поскольку Архисистема есть на грани развала из-за надвигающейся катастрофы, умение Эхо манипулировать временными петлями могло бы пригодиться Конну, но у героини иные планы — она сбегает из заточения и надеется встретиться с Оракулом, знающим ответы на все её вопросы.
Для понимания сюжета необязательно протекать прошлую игру — из общего здесь только место действия да пара отсылок. И если TRON: Identity могла похвастать более-менее увлекательной историей, то сюжет Catalyst оказался скучноватым. Всё слишком монотонно, пресно, а местами даже схематично — и положительным, и негативным персонажам не хватает глубины, чтобы происходящее хоть немного запомнилось после титров. Проекту легко извинить почти полное отсутствие связи с прошлыми играми и фильмами, но хотелось видеть что-то более увлекательное — здешние события представляются завязкой, и жирный намёк на сиквел это лишь подтверждает.
Компенсировать недочёты в повествовании вроде как должен игровой процесс, но с ним Bithell Games будто замахнулась на гораздо вящее, чем ей позволяют бюджет и опыт. Начать стоит с хорошего — в плане антуража TRON: Catalyst получилась прекрасной. Нам позволяют исследовать многоуровневые постройки Архисистемы и даже прогуливаться по живым небольшим районам, общаясь с местными обитателями, многим из которых есть что сказать. Если вы обожаете «Трон» и вам нравится идея виртуальной реальности, какую населяют разумные программы, читать диалоги и узнавать мнения жителей о происходящем будет интересно. Тем более что всё великолепно перемещено на русский язык.

В этом плане игра стала большим шагом вперёд по сравнению с предшественницей, где кроме бесед со статичными изображениями персонажей почти ничего не было. В TRON: Catalyst даже позволяют прокатиться по улочкам Архисистемы на светоцикле, какой быстро призывается нажатием одной кнопки, и при езде на нём можно оставлять за собой световые линии. На деле светоцикл не особо-то и необходим, да и механика рисования линий пригодится всего пару раз, но всё равно здорово, что такая возможность в принципе есть. Может, в вытекающей игре от транспорта будет больше толку.
Лучше заново
Остальные механики скорее хочется ругать, чем восхвалять, — в рамках столь аскетичной игры им некогда раскрыться. Например, поначалу очень интересной кажется идея с преходящими петлями — вы чем-то заняты, бегаете по разным этажам постройки, что-то ищете, а потом узнаёте, что несколько мигов назад могли где-то встретить такого-то персонажа. Перезапускаете петлю, оказываетесь в том же месте, с которого начинали, и шагаете на встречу. Или вам нужно куда-то пройти, и попытки это сделать приводят к объявлению тревоги. Идёте другим путем, вписываете нужные данные на персональный диск, перезапускаетесь и можете отправляться куда хотели без риска навлечь на себя ярость цифровых силовиков.

Довольно быстро начинаешь понимать, что манипуляции с петлями целиком и полностью заскриптованы и возможностей для импровизации тут нет. То есть вы в любой момент можете перезапустить петлю, но если по сюжету об этом не упрашивают, то ничего интересного не получится — просто заново будете проходить уже пройденное, без каких-либо изменений. Причём вам прямым текстом сообщают, когда именно нужно совершать перезапуск. Разработчики вообще как будто боялись, что игроки запутаются и начнут мастерить что-то не то, поэтому в каждом задании разжёвывают дальнейшие действия — либо маркеры активны, либо текстовые объяснения являются.
Разочаровывает и боевая система, которая существенно не развивается на протяжении игры. На одну кнопку вы бьёте, на другую перекатываетесь, на третью парируете удары. Ещё можно прицеливаться и кидать в сторонку противника диск, но процесс небыстрый, да и урон настолько несущественный, что тратить на это время нет желания. Проще «закликивать» неприятелей обычными атаками и отбивать их удары, хотя система парирования тоже странная — постоянно нажимаешь невпопад. Плюс ко всему оппоненты то оказываются оглушены после ваших штурмов, то не реагируют на них, и неясно, какая у всего этого логика. В каждом сражении игроку предлагают принять участие в испытании (угодить диском десять раз, пропустить не более пяти ударов и так далее), но на это редко обращаешь внимание.

За пройденные испытания получаешь блоки этих, которые также разбросаны по миру и спрятаны в ящиках. Это местная валюта, нужная для крошечного древа прокачки. Самое здоровое улучшение там — увеличение урона от парирований, с которым «боёвка» становится ещё более примитивной — просто ждёте, когда у противника заблестит оружие, и одним взмахом уничтожаете не лишь рядовых врагов, но и большинство боссов. Из-за этого остальные бонусы становятся не нужны.
Из-за несовершенства механик в какой-то момент начинаешь запорошить перед экраном. Хотя видно, что игру делали люди, которым вселенная «Трона» небезразлична и они пытались сделать проект многообразным. В одном эпизоде мы делаем вид, что помогаем ненавистной нам фракции, и выполняем за неё грязную работу. В другом — спасаемся от погони на светолёте, основывая световые стены и уворачиваясь от препятствий. В третьем — оказываемся в плену и сбегаем, переодеваясь охранником. На бумаге всё звучит увлекательно, но на деле занимаешься примерно одним и тем же — стремление авторов на каждом шагу водить за ручку утомляет, а встреч с противниками тщетно пытаешься избегать, потому что ещё в первоначальный час устал сражаться.
Если вы сильно соскучились по «Трону», на распродаже к Catalyst всё же стоит присмотреться — антураж и атмосфера очутились лучшими составляющими игры. Но в плане сюжета и геймплея это не совсем то, что можно было ожидать от Бителла. Видимо, критика игрового процесса в TRON: Identity была зачислена настолько близко к сердцу, что в новой игре решили и экшена добавить, и большие локации, но всё получилось никудышным. Судя по концовке, нас ожидает ещё одна игра о приключениях программ в Архисистеме — надеюсь, разработчики не станут в очередной раз экспериментировать и доведут до ума то, что у них уже имеется, чтобы прекрасно завершить трилогию.
Плюсы: отличная атмосфера в духе фильмов серии «Трон»; симпатичные персонажи, за развитием каких будет интересно следить в следующей игре; качественный перевод на русский язык.
Минусы: сюжет едва ли захватывает; весьма примитивная боевая система, которая становится совсем «однокнопочной» после улучшения парирования; к возможности манипулировать преходящими петлями сразу теряешь интерес, когда понимаешь, что делать это нужно исключительно по сюжету.