Живо для платформы: (не удивлюсь, если в своё время и она получит свою Definitive Edition).
Благодаря этой самой популярности серия стратегий от Microsoft вряд ли бедствует в представлении: даже если вы не играли ни в одну из множества RTS, вышедших в этой франшизе, то уж наверняка что-то о них слышали. Для тех, кто каким-то чудом не ведает об AoE вообще ничего, напомню: перед нами стратегия в реальном времени в историческом антураже, события которой охватывают этап от каменного века до Нового времени. Игрок строит здания, нанимает крестьян и солдат, изучает новые технологии и исследует карту, пытаясь истребить противника, который занимается тем же самым. В наличии множество масштабных кампаний (от истории Жанны д’Арк до войн древних североамериканских цивилизаций), одиночные сражения с ИИ в «скирмише» и, наконец, самое увлекательное — сетевые баталии. Короче говоря, самая что ни на есть классическая стратегия в реальном времени.
Звучит не слишком оригинально, но стоит соображать, что во многом именно благодаря AoE эта самая «неоригинальность» (читай: солидный кусок основополагающих идей жанра) и получила своё распространение.
Ранее все проще относились к вопросам реализма: на одной карте присутствует половина греческих полисов, и никого это не смущает.
Всё и разом
Что ждут поклонники от переиздания? Совместимость с современными ОС, исправление ошибок, адаптированные к актуальным разрешениям экрана интерфейс и графику. Наконец, если есть мультиплеер, то нормально трудящуюся сетевую игру. Добавление чего-то нового, будь то свежие режимы, кампании, миссии, — по желанию, а вот основы геймплея и баланс лучше не трогать. Не стоит что-то выкидывать напрочь — пускай игроки самостоятельно решают, что им надо. Если изменения в морально устаревшем управлении для пущего удобства только приветствуются, то вольности по касательству к уже устоявшимся ключевым особенностям могут навлечь гнев особо придирчивых фанатов (которые, как правило, и составляют основную аудиторию подобных переизданий).
На первоначальный взгляд со всем этим у Definitive Edition нет никаких проблем — перед нами та же Аge of Empires II в новом, современном убранстве. Достаточно привести несколько фактов и цифр: 35 цивилизаций, 24 кампании, 16 исторических битв, задания-испытания «Искусство брани», генератор одиночных карт с огромным количеством настроек, мультиплеер (в том числе рейтинговый), встроенный редактор и поддержка модов… Наконец, улучшенная графика с возможностью выбора позволения экрана вплоть до 4K и множество настроек, включающих такую экзотику, как выбор из трёх видов ИИ (из оригинала, HD Edition и льющейся версии).
Геймплей осовремененной AoE смотрится вполне бодро: при сохранении внешней «олдскульности», спрайтовые здания и персонажи не разрезают глаз, а анимации порой удивляют проработанностью (обратите внимание, например, на то, как тут разрушаются здания). В мультиплеере рейтинговый порядок вполне адекватно подбирает соперников по силам, а генератор битв с ИИ позволяет создать сражение любого вида и сложности. Представлялось бы, играй да радуйся. Но не тут-то было!
В одиночной игре очень много подобных рисунков, сопровождающих описание очередной миссии. Выглядит стильно и качественно.
Разламывать — не строить
С одной из задач переиздания — сохранением духа оригинала — Definitive Edition справляется на ура, однако спотыкается о такую банальность, как незапятнанно технические проблемы, которых у игры навалом. Можно много рассуждать о том, что перенос со старого движка на новую перрон сам по себе является серьёзным вызовом для разработчиков, но это далеко не оправдание тому безобразию, что можно наблюдать в DE сейчас. Вылеты из приложения преследовали меня повсюду: ровно во время боя, при заходе в мультиплеерное лобби, после запуска бенчмарка, обязательного для допуска в рейтинговый режим (решить заключительную проблему удалось с помощью удаления Enhanced Graphics Pack), при возвращении к свёрнутой игре…
Больше всего капризен собственно мультиплеер: если в рейтинговых сражениях мешает разве что высокий пинг, то в настраиваемые через лобби матчи так попросту не попадёшь — может выкинуть обратно в меню в любой момент без объяснения причин. К оптимизации тоже имеются проблемы: лично у меня с производительностью было всё в порядке, но ресурсы компьютера DE поглощает с аппетитом, а 8 гигабайт оперативной памяти в рекомендуемых заявках — явное лукавство. Кстати, о системных требованиях — сегодня AoE просит Windows 10, имейте в виду (хотя при большенном желании можно найти способ запустить её и на «семёрке»).
Не могу назвать себя большим поклонником серии вообще и AoEII в частности, но на пункте фаната я бы точно оскорбился подобным подходом к разработке переиздания. Технические недоработки смотрятся форменным издевательством: на нехватку поре списать все баги вряд ли получится, да и это далеко не первая попытка сделать ремастер.
Обратите внимание на анимацию разрушения домов.
***
Наверняка Definitive Edition останется с нами надолго, над оптимизацией поработают, а ошибки рано или поздно исправят, показав нынешним RTS, что старичка ещё рано списывать со счетов. Пока же, если оценивать именно новую версию, лестных слов она заслуживает в разы меньше, чем сама AoEII (какая по-прежнему прекрасна). И «Похвально» — заслуга именно оригинала, а не переиздания.
Плюсы: сохранение духа оригинала; масса кампаний и одиночных миссий; несколько режимов сетевой игры; симпатичная графика и анимация; поддержка высоких позволений; качественная музыка и озвучка.
Минусы: неприемлемые для переиздания технические проблемы.